Каким будет инфоцентр в мемориальном комплексе «Тростенец», рассказал Александр Гос­тев

- 10:06Духовность и патриотизм, Интервью, Новости

Накануне праздника Союзного государства корреспондент “Настаўніцкай газеты” встретилась с директором Белорусского культурного центра духовного возрождения Александром Гостевым. Беседа проходила в храме-­памятнике в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших. Александр Гос­тев рассказал о будущем уникальном инфоцентре в мемориальном комп­лексе “Тростенец” и о том, почему духовные символы нужны нам сегодня особенно остро.

О храме-памятнике

— Александр Викторович, вам не думается, что храм-памятник, который по уникальной задумке протоиерея Федора Повного начал реализовываться как проект еще 30 лет назад, к нынешним сложным реалиям подоспел как раз вовремя?

— Верно, отец Федор будто предвидел, что придет время, когда такой духовный символ будет для нас особенно важен. А Президент нашей страны поддержал идею создания храма-памятника, который не так давно — в 2021 году — получил статус национального мемориального комплекса. Еще один удивительный факт, о котором не все знают или помнят: храм был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 14 октября 2018 года, на праздник Покрова Божьей Матери. Это случилось ровно за день до разрыва отношений Русской Православной Церкви с Константинополем. А храм-памятник, наоборот, стал символом единства православных народов России и Беларуси. Там разрыв — тут единство, все не случайно. Вообще, сам храм, главный купол которого, как свеча, направлен в небо, сегодня служит всем нам своеобразным духовным вектором.

— Целью центра духовного возрождения является “удовлетворение духовных и нематериальных потребностей граждан”. Для современной молодежи эти потребности актуальны?

— Наша уникальность в том, что все проекты мы готовим и реализуем совместно с Всехсвятским приходом Белорусской Православной Церкви. На наших мероприятиях всегда много молодежи — активной, одухотворенной. Так что да, эти потребности актуальны, и даже очень. Вообще, гости приезжают к нам буквально каждый день из России, других дружественных стран. Это студенты, журналис­ты, историки, культурологи. Их тянет сюда и сам храм, и музей, и крипта, в которой хранится земля с мест захоронений белорусов со всего мира. Это земля, откуда мы все вышли и куда уйдем. В эту минуту в храме находятся корреспонденты российского телеканала. На днях нас посещал Митрополит Псковский и Порховский Арсений, а в феврале у нас была делегация Респуб­лики Сербской Боснии и Герцеговины во главе с Президентом Милорадом Додиком.

Сегодня, в День единения народов Беларуси и России, в храме-памятнике проходит белорусский этап проекта “Мы — связь времен и поколений”, а также кинолекторий “Без срока давности”, посвященный памяти жертв геноцида белорусов в годы Великой Отечественной войны, закладка капсул с землей из городов-героев Москвы, Санкт-Петербурга, Новороссийска.

— Что больше всего впечатляет высоких гостей в храме-памятнике?

— Всех наших гостей поражает символизм в отделке храма, его высокохудожественное исполнение. Здесь нет ничего случайного, каждая деталь — вит­раж, ковка — о чем-то говорит. Сама концепция храма (который, кстати, является современником независимой Беларуси) стала особенно актуальной сегодня. Это отражение общей истории, судьбы Беларуси и России с ХІ века и по сей день.

О живой памяти

— Только с начала этого года в крипте произошло уже несколько церемоний закладки капсул…

— Да, это капсулы с мест сражений, где были подняты останки бойцов Красной Армии поисковыми отрядами Витебского, Гомельского и Полоцкого кадетских училищ. Ребята, кстати, сами вели раскопки: это были ранее неизвестные места захоронений. Также ко Дню милиции в начале марта у нас состоялась закладка капсул с мест захоронения сотрудников Департамента охраны МВД Республики Беларусь, погибших при исполнении служебных обязанностей. На сегодняшний день примерно половина ниш в крипте уже занята. Но дело, конечно, не в том, чтобы их быстрее заполнить. Возможностей размещения святынь в храме-памятнике множество. Недавно к нам приезжала молодежь из России: ребята привезли землю со знаковых мест сражений, происходивших на русской земле в разные исторические периоды, включая даже Ледовое побоище. Специально для нашей крипты они изготовили капсулы, а те оказались слишком большими по размеру для поминальных ниш. Но мы сделали специальную раку для хранения этих капсул, которую разместили на стене крипты. Кстати, художественным оформлением раки руководил отец Федор.

— В России есть нечто подобное нашему храму-памятнику, его крипте?

— Думаю, это не так давно построенный главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации. Его архитекторы некоторые идеи подсмотрели у нас, приезжали сюда лично. Хотя их музей, как и земля с воинских захоронений, расположен за пределами храма, на его территории… Но главное, чтобы к таким святым местам не зарастала тропа. Особенно важно, чтобы их посещали наши дети: школьники, студенты, молодежь. Это, к слову, одна из главных целей будущего инфоцентра, в котором мы будем показывать детям видеофильм “Тростенец. Память общая”. Его снял наш центр духовного возрождения. В съемках фильма приняли участие главы основных конфессий Республики Беларусь, а также Митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси Вениамин. Хочу зачитать вам отрывок из стихотворения собственного сочинения. Его текст совместно с хором “Всехсвятский” мы планируем положить на музыку и выпустить клип, который будет демонстрироваться во время экскурсий по храму-памятнику:

Горит свеча в память о них,
Чьи судьбы здесь предрешены,
Молитва шепотом звучит —
Их души будут спасены.
Мы сделали тот верный шаг,
На перекрестке двух дорог,
Где Запад поглощал Восток,
Но им благодаря не смог.

О новом проекте

— Мемориал “Тростенец” самодостаточен. В чем идея нового инфоцентра?

— За годы нашей просветительской деятельности мы отметили, что посетителям мемориального комплекса не хватает информации о реалиях этого страшного места, о людях, которые с ним трагически связаны. У многих остаются вопросы без ответа.

И пришла идея создания информационного центра — интерактивного, современного, который полностью погружал бы человека в атмосферу Тростенца, этого страшного места.

С него, собственно, и будет начинаться осмотр всего комп­лекса. Проект центра уже готов, все продумано до мелочей. Возможно, строительство начнется уже к концу лета этого года. Проект разработан на 2024—2026 годы.

— В инфоцентре будет список людей, погибших в Трос­тенце?

— Его восстановлением мы занимаемся не первый год. В концлагере, который был самым крупным по количеству жертв на территории бывшего СССР, было уничтожено более полумиллиона невинных людей. Среди них около 30 тысяч — еврейское население из Германии, Чехии, Авс­трии. Их имена уже давно зафиксированы. Список советских жертв не велся, а ведь их было большинство. Пытаемся всех найти, в том числе с народной помощью. На нашем сайте есть контакты, куда каждый, чей родс­твенник погиб в Тростенце, может написать о нем, сообщить данные. Такая книга памяти в электронном виде будет находиться в открытом доступе в нашем будущем инфоцентре.

— Информация будет не только о жертвах концлагеря, но и об их палачах?

— Да, о нацистах и их пособниках, чьи имена удалось установить. К концу войны чем дальше на восток уходили фашисты, тем более зверскими становились их злодеяния. Тростенец они спешили сжечь, чтобы замести преступные следы. Но случилось то, чего они и боялись: наш новый проект как правда, восставшая из пепла, о которой будет помнить множество поколений.

Каким будет новый инфоцентр?

Это будет музей, аналогов которому нет. Он разместится в закрытом здании, чтобы посетить его можно было в любую погоду. Проект уже прошел государственную экспертизу. В создании инфоцентра участвовало множество специалистов, в том числе российских, например, художественная студия “Невский баталист” из Петербурга, анимационная студия видео и графики “Красный квад­рат” из Москвы. Так что это проект Союзного государства, в него вложены бюджетные средства обеих стран.

Музей, безусловно, будет вызывать у людей сильные эмоции. Испытать их уже можно, глядя на макет. Например, есть здесь инсталляция теплицы с розами в человеческий рост. Ее прототипом послужила реальная теплица в концлагере, где цветы выращивали для похорон высокопоставленных немцев и удобряли пеплом сожженных людей. Можно увидеть и сарай, где среди бревен складывали погибших людей. В нем будет гореть интерактивный огонь… Все детали восстановлены по реальным рассказам выживших людей.

В музейный комплекс войдет:

* Несколько залов с художественной интерпретацией событий того времени, злодеяний нацистов.

* Инсталляции с устройствами, передающими звук, картинку, даже вибрацию.

* Специальный поисковик, где можно будет найти фамилии и имена жертв концлагеря, зажечь в их память электронную свечу.

* Электронная библиотека с архивными документами, дос­тупными каждому.

Елизавета МИЦКЕВИЧ
Фото автора