Тео и Ольга Рыжикова рассказали корреспонденту “Настаўніцкай газеты”, каких принципов придерживаются в воспитании дочери, и поделились воспоминаниями, как проходили их школьные выпускные вечера.
Элегантные, позитивные, харизматичные, талантливые — эпитеты, адресованные этому популярному дуэту, каждый из них изначально заслужил самостоятельно. Тео, он же Юрий Ващук, достойно представил страну на “Евровидении” в мае 2014-го. Ольга Рыжикова обрела известность как ведущая программы “Добрай ранiцы, Беларусь” и множества других телепроектов, концертов и фестивалей. К тому же супруги, авторы и исполнители собственных хитов, как оказалось, еще и дипломированные педагоги.
Педагогическая сага
— Я даже поработала два года в музыкальном колледже, проходила там практику, пока училась, — улыбается Ольга. — У меня было три ученика, обучала их игре на фортепиано.
— У нас обоих дипломы университета культуры и искусств, — вступает в разговор Тео, — но в моем, в отличие от Олиного, написано, что я преподаватель вокала эстрадной студии. До педагогической деятельности в моей жизни не дошло, однако знаю об этой профессии не понаслышке. Мой папа, он сейчас на пенсии, был учителем истории в школе в деревне Хидры Кобринского района. Мама всю жизнь работала в Доме культуры и вела кружки танцев, руководила народными коллективами, в том числе детским “Крыжачком”, в котором я тоже участвовал, даже на гастроли ездили.
— А моя мама, — продолжает Ольга, — начинала свой трудовой путь в школе, лет 5 или 6 преподавала русский язык и литературу в Минске. Папа по профессии радиофизик, трудился в летном училище. То есть мы понимаем все сложности преподавательской работы.
— В школах недавно прошли выпускные вечера. Какими вы помните себя в этом возрасте?
Тео. По традиции, как и все выпускники, мы пошли встречать рассвет на канал Бона, протекающий неподалеку от нашей школы и строившийся еще до революции по указу княгини Боны Сфорца. Девчонки, по-моему, что-то бросали туда, загадывали желания. Но в целом с ноткой грусти я сейчас вспоминаю тот вечер — вечер прощания со школой, с родными стенами, где столько лет получал знания. В то же время одолевали мысли: что же будет дальше, какова эта взрослая жизнь?
Ольга. У меня нет ностальгических воспоминаний о выпускных, поскольку их как таковых у меня не было, к сожалению. Я уходила после 9 класса в музыкальное училище имени Глинки, ныне колледж. После его окончания выпускные экзамены практически совпали с централизованным тестированием, эти испытания проходили с разбежкой буквально в 3—4 дня. Времени отдыхать, гулять, развлекаться у нас не было. Такая у меня скучная история получилась. Зато сейчас это компенсировано огромным количеством выпускных, республиканских последних звонков, которые мы с Тео ведем. Я купаюсь в этих эмоциях сполна.
— Оля, ваш дуэт лично у меня ассоциируется с некогда очень популярными Аль Бано и Роминой Пауэр…
— Спасибо большое за комплимент. С Аль Бано я даже работала на одном концерте и знакома с ним лично. Не уверена, что он помнит тот эпизод, но это была одна из ярчайших встреч на старте моего творческого пути. Вообще, дуэт — это, наверное, самый комфортный и приятный, веселый, продуктивный, интересный вариант работы для меня. Я люблю что-то делать вместе, 1+1 — больше, чем 2, мне так кажется. Очень хочется, чтобы у нашего дуэта была яркая и долгая жизнь.
Дорога “Евровидения”
— Юрий, вы ведь с детства очень неплохо играете на баяне?
— А еще на ударных, гитаре и других инструментах, которые пришлось осваивать благодаря профессии. Я действительно серьезно занимался баяном, причем уговорили меня не родители, в музыкальную школу записался сам за компанию с друзьями. Прошел прослушивание, принес квитанцию об оплате и попросил купить мне баян. И, честно говоря, я влюбился в этот инструмент и в принципе в музыку. Никто не заставлял, но я два часа в день стабильно занимался техническими упражнениями, однажды даже съездил на международный конкурс, стал лауреатом, и меня пригласили поступать в лицей при консерватории.
— В Минске?
— Да. И я приехал на прослушивание, прошел его. Правда, несколько нюансов меня, восьмилетнего мальчишку, смущали, наверное, даже пугали. Из Кобрина нужно было переехать в Минск, покинув родительское гнездо. Но главное, что останавливало, — мне не очень хотелось дальше заниматься баяном. На тот момент я уже стал участником школьного вокально-инструментального ансамбля, куда давно мечтал попасть и куда меня взяли клавишником.
И мы с родителями приняли решение: никуда не уезжать, продолжить обучение в родной школе и заниматься любимым делом. Потом пошли разные конкурсы, фестивали: “Усе мы родам з дзяцінства”, “Зорная росстань” и т.д., чему я был безмерно рад и чем, собственно, и сейчас занимаюсь. Значит, путь выбран правильно.
Ольга. Я еще добавлю, что колледж искусств Юра окончил в Гродно.
Тео. Причем тем же летом, когда поступил, меня пригласил артистом-вокалистом в свой оркестр Михаил Яковлевич Финберг. Это была манна, свалившаяся с небес.
Ольга. Ты просто сразу попал туда, куда в идеале попадают после учебы.
Тео. Конечно, я был безмерно счастлив, очень старался и благодарил каждый день, что работаю в таком коллективе, с такими музыкантами и с маэстро Финбергом. Четыре года ездил из Гродно в столицу, порой дважды в неделю, на репетиции и концерты. Огромное спасибо преподавателям колледжа искусств, которые шли мне навстречу. Проводники поезда Гродно — Минск уже знали меня в лицо. Это было весело и романтично, хотя сейчас, наверное, такая жизнь на колесах показалась бы тяжеловатой.
— В мае исполнилось 10 лет с момента вашего памятного выступления на “Евровидении-2014”…
— Действительно, очень приятно вспоминать конкурс, подготовку к нему, поддержку земляков, которую ощущал во время выступления.
— Ваша песня “Чизкейк” популярна по сей день. Она изначально писалась на английском?
— Да. Мой друг Дима Новик, написавший этот текст, все тщательно выверял. После национального отбора, конечно, он был отредактирован, что сделало песню еще более легкой и запоминающейся. Это теперь своего рода моя визитная карточка.
Ольга. Знаете, даже если Тео не включает ее в выступление на концерте, все равно оно закончится “Чизкейком”, потому что из зала требуют и подпевают в каждом городе Беларуси. Это дорогого стоит.
— Можно ли сейчас в шоу-бизнесе обойтись без эпатажа, ненормативной агрессивной лексики, коими грешат некоторые молодые исполнители, чтобы повысить свою популярность?
Ольга. Искренне убеждена, что в великом и прекрасном русском языке достаточно слов, чтобы выразить весь спектр чувств и эмоций и в песнях, и в обычном общении, не прибегая к ненормативной лексике. Мне, во всяком случае, абсолютно хватает содержания словаря Ожегова, который, Тео не даст соврать, я люблю даже просто полистать. Хочется оставаться на сцене такими же, какие мы в обычной жизни, нести зрителю положительный посыл.
Тео. Мы не играем кого-то, не используем придуманные образы. Эпатировать даже в интервью или роликах в соцсетях — точно не наша схема работы и не наш стиль.
Ольга. Хочется, чтобы это было про жизнь, про любовь, про настоящее, от души и не на один день.
— Вам, Ольга, не раз ведь доводилось писать тексты для известных исполнителей?
— Да, есть такое. Лев Лещенко, Александр Серов, Александр Солодуха, Алена Ланская, Анатолий Ярмоленко, ансамбль “Песняры”… Песен очень много, я даже не стараюсь их запоминать, ведь можно зациклиться на сделанном здесь и сейчас и не двигаться вперед. Но все-таки, я считаю, наши лучшие и знаковые песни — те, что написаны для себя.
— Вы с особым энтузиазмом поете “Нам очень”.
Тео. Конечно. Мы очень любим эту песню. Если говорить про дуэтную историю, то это действительно наша визитная карточка. Нам очень приятно, что она находит отклик у пар, а уж сколько первых танцев на свадьбах молодожены станцевали под нее, наверное, и не счесть.
— В замечательном советском фильме “Человек-амфибия” Ихтиандр признается в любви красавице Гуттиэре и та спрашивает: “Это что, с первого взгляда?” А юноша недоумевает, дескать, а разве бывает другая любовь?..
Ольга. Стопроцентно бывает.
Тео. Вспыхнувшие мгновенно чувства, по-моему, часто бывают поверхностными. Мне кажется гораздо более крепкой, осознанной, фундаментальной любовь, возникшая после длительного знакомства. Так случилось и с нами.
Ольга. Самое главное, что случилось синхронно.
Тео. В какой-то момент у меня словно спала пелена с глаз. И действительно, где я был раньше? Такая прекрасная девушка! И интерес, и симпатия проснулись в одночасье.
Ольга. Наверное, огромное количество людей думает: пора искать мужа или жену, хочу влюбиться. Но лучше довериться высшим силам или случаю — и любовь придет сама, никогда не угадаешь, в какой момент. Спасибо кому-то наверху: у нас было именно так.
Мы и до того очень много работали вместе. И, к общему благу, на свиданиях нам не приходилось задавать друг другу вопросы: а какие фильмы тебе нравятся, какую музыку ты любишь слушать, чем вообще занимаешься?
Тео. Стоит сказать спасибо и нашим родителям, которые нас правильно воспитали. И я, и Оля росли в очень похожих семьях, мы четко понимали, что такое хорошо и что такое плохо.
Медаль для маленькой принцессы
— Ваше детство было в основном музыкальным, с нотной папкой подмышкой, или подвижным и активным?
Тео. В отличие от сегодняшних детишек, зависающих в гаджетах, мое детство проходило на стадионе, на спортплощадке либо в лесу, где мы играли во всевозможные игры. То есть было постоянно движение, баскетбол, футбол, особенно летом.
Ольга. А мы играли в квадрат, резинки, дочки-матери, догонялки, прятки, все было очень живо, бежали домой только, скажем, посмотреть “Ералаш” или “Ну, погоди!” и возвращались на улицу. Сегодня, к слову, спорт в той или иной степени тоже присутствует в нашей жизни. Я не хожу в тренажерный зал, это для меня большая роскошь по времени, но выполняем ряд домашних упражнений, у нас есть эллипсоид, который мы оба используем.
Тео. У меня есть еще гантельки. Для поддержания формы, думаю, вполне достаточно.
— Ольга, вы как-то в интервью говорили, что роль ведущей вам даже больше по душе, чем статус певицы или автора песен.
— Я и сейчас так говорю (смеется). А вообще, мне по душе все мои роли на сцене — и певицы, и ведущей, и автора текстов к музыке, которую пишет, как правило, Юра.
— Он еще и классный аранжировщик.
Тео. Спасибо. Это началось с 11 класса, когда я осваивал первые компьютерные гаджеты, создание электронной музыки и прочее, ночами сидел, разбирался. В принципе, свои первые деньги заработал, будучи девятиклассником, играл на свадьбах на синтезаторе. Но когда переехал в Минск, аранжировки стали для меня очень серьезным финансовым подспорьем, наверное, мало осталось в Беларуси артистов, которые бы ими не пользовались.
А самая крупная, наверное, моя работа в качестве композитора и аранжировщика — детское “Евровидение” 2018 года, проходившее на “Минск-Арене”. Всю музыкальную часть, кроме песен конкурсантов, доверили мне. Бесценный опыт.
— Вот уже 5 с лишним лет у вас подрастает маленькая принцесса. Каких принципов в воспитании придерживаетесь?
Тео. Мы стараемся не перегружать ребенка, все-таки детство должно быть детством. Сейчас дочь ходит в детсад, потом будет школа, а там уже не забалуешь. Хотя Лера действительно посещает всевозможные кружки.
Ольга. Занимается и рисованием, и информатикой, и чтением, и подготовкой к школе, и много чем еще другим.
Тео. Немножечко спорта, танцы с элементами гимнастики. Сейчас мы не пытаемся ее склонять к чему-то. Просто наблюдаем, чтобы понять, чем бы ей самой хотелось заниматься. Особое место в жизни Леры занимают танцы, у них с коллективом есть концерты, отчетные выступления. Дочка получает большое удовольствие от них, глазки горят. Вот недавно был конкурс, и их группа заняла 1-е место. Она свою медаль показывала бабушкам и дедушкам, рассказывала, как ей вручали подарки.
Ольга. Наша цель сейчас — показать ей максимальное количество вариантов, чем можно заниматься и увлекаться. Пока все это в игровой форме, тем не менее могу похвастать, что в 5 с половиной лет она знает все буквы, считает, складывает и вычитает. Когда мы проезжаем мимо каких-то билбордов, дочка некоторые слова уже может прочесть. Это заслуга, конечно, педагогов детского сада, а также наша и бабушек-дедушек. Всем миром вкладываем в дочь все самое лучшее…
Владимир ПИСАРЕВ
Фото из архива Ольги Рыжиковой и Тео