Актуальность и основные направления воспитательной работы в вузах корреспондент «Настаўніцкай газеты» обсудила с проректором по идеологической и воспитательной работе Барановичского государственного университета Инной Булыгой.
— Инна Сергеевна, не поздно ли воспитывать восемнадцати-двадцатилетних студентов, в общем, почти взрослых людей? И какими, на ваш взгляд, должны быть ориентиры в этой деятельности?
— Психосоциальное развитие личности вчерашних школьников окончательно не завершено. Студенческие годы — время исканий прочных и благотворных внутренних опор, ценностей, идеалов, время, когда человек осваивает осознанную работу над собой. Не все молодые люди способны полностью брать на себя ответственность за свою жизнь, некоторые всё еще склонны попадать под постороннее влияние и нуждаются в грамотном наставничестве. На протяжении всего периода обучения в вузе поддержка со стороны педагогов носит разный характер. Например, на 1-м курсе работниками университета решается задача по приобщению недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. В этот период происходит знакомство с историей и традициями учреждения. Начиная со 2-го курса ребята активно включаются в университетскую жизнь, в студенческое самоуправление. Преподаватели стимулируют их участие в самостоятельных формах учебной, воспитательной, а также общественно полезной деятельности. Актуальным становится оказание помощи в самовоспитании, формировании мотивов профессионального самосовершенствования.
— Расскажите, пожалуйста, на каких китах сегодня базируется воспитательная и идеологическая работа в университете.
— Основополагающие элементы воспитательной работы — это формирование патриотизма, сохранение исторической памяти, развитие творческих способностей и активной жизненной позиции, духовно-нравственное совершенствование и участие в волонтерстве.
Воспитательный процесс направлен на то, чтобы на выходе мы получили социально активного, высоконравственного, конкурентоспособного специалиста, гражданина и патриота с принципиально новым уровнем деловой культуры, хозяйственным мышлением, профессиональными навыками, со знанием потребностей региона, способного и готового применить свои умения для решения проблем различного уровня сложности.
— В сентябре состоялось заседание Республиканского совета проректоров УВО, где были определены приоритеты на следующий год. Что изменится в воспитательном пространстве вашего вуза?
— В текущем учебном году одним из приоритетных направлений в воспитательной работе является гражданское и патриотическое воспитание, подготовка к электоральной кампании 2025 г. по выборам Президента Республики Беларусь, проведение мероприятий, посвященных 80-летию Великой Победы, популяризация здорового образа жизни. В планах максимальное вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность, участие в университетских, городских и республиканских мероприятиях, волонтерском движении, стимулирование молодежных инициатив.
Считаю важным формировать у студентов чувство ответственности за результаты своего труда и сопричастности к будущему страны. Не менее важно готовить молодых людей к семейной жизни, проводить профориентационную работу, заниматься организацией их занятости.
— Какие возможности открываются перед студентами для самореализации начиная уже с первого курса?
— Ежегодно в День знаний БарГУ встречает новое пополнение насыщенной праздничной программой, выступлением народных университетских коллективов, в которых сегодня творческий потенциал реализуют почти три сотни студентов. В атриуме главного корпуса первокурсники знакомятся со всеми направлениями внеучебной деятельности. Помимо объединений по интересам отдела культуры и творчества, ребята могут посещать спортивный клуб, в котором работают секции по армрестлингу, пауэрлифтингу, дзюдо и самбо, плаванию, легкой атлетике, настольному теннису, баскетболу, волейболу, туризму. Новички узнают, как стать членом волонтерского движения. К слову, центр волонтерской деятельности БарГУ на протяжении 7 лет объединяет около десятка волонтерских отрядов. У каждого из них свое направление. Например, на базе отдела воспитательной работы с молодежью функционирует отряд «Крылья надежды», члены которого оказывают помощь детям-сиротам, людям с особыми потребностями, одиноким пенсионерам. А еще занимаются пропагандой здорового образа жизни и правовых знаний. На факультете педагогики и психологии есть отряд «Люди-маяки», в который входят студенты 1—3-го курсов специальности «Социальная педагогика». Спортивным волонтерством занимается отряд Fitlife кафедры психологии и физического воспитания. Отряд OSA (Open social advertising), созданный на факультете экономики и права, разрабатывает социальную рекламу.
Историко-патриотический клуб «Память» изучает деятельность 203-го гвардейского Орловского полка Дальней авиации. Студенты чтут память о героическом прошлом бойцов, встречаются с ветеранами полка, благоустраивают мемориал на братской могиле советских воинов на территории студенческого городка.
— Что дает молодежи участие в конкурсах и фестивалях?
— Талантливые дети и молодежь — это потенциал любой страны. Конкурсная деятельность позволяет заявить о себе творчески одаренным студентам. Ежегодно в БарГУ организовывается более сотни мероприятий, конкурсов, акций разного формата, многие из которых уже стали брендовыми. Так, десятки одаренных ребят участвуют в фестивалях-конкурсах «Таланты БарГУ», «Лучший студент года», в фотоконкурсах «Молодежная столица глазами студента», «Усе грані прыгажосці ў БарДУ».
Студенты университета постоянно побеждают в областных и республиканских конкурсах и проектах, таких как «Студент года», «100 идей для Беларуси», «Королева студенчества», спартакиада для участников Молодежных отрядов охраны правопорядка Брестской области «Академия мужества», конкурсы научных работ и др. Уверена, подобный положительный опыт, приобретенный в годы учебы, пригодится молодым людям в их дальнейшей профессиональной и общественной жизни.
С 2022 г. в университете реализуется авторский воспитательный проект «Забвению не подлежит», посвященный геноциду белорусского народа и победе белорусского народа в Великой Отечественной войне.
— Как реализуется студенческое самоуправление в БарГУ?
— Оно представлено 7 студенческими советами, двумя общественными организациями, волонтерами, молодежным отрядом охраны правопорядка «Альфа», научным студенческим обществом. В студенческом самоуправлении задействовано более 1,2 тыс., а всего обучается около 3 тыс.
— Каковы особенности работы с активом учебных групп, с одаренными и талантливыми студентами, с ребятами, включенными в перспективные кадровые резервы различного уровня?
— На протяжении многих лет в университете функционирует школа инновационного профессионального мышления, где обучаются старосты учебных групп, лидеры первичной организации БРСМ, профсоюзной организации, студенческого самоуправления факультетов и общежитий, волонтеры. Ее цель — выявление талантливой и активной молодежи, готовой принимать участие в общественной жизни вуза, а также создание условий для раскрытия у молодых людей лидерских качеств, формирование организаторских способностей, умений взаимодействовать с активистами других высших учебных заведений.
Помимо этого, работа с перспективным кадровым резервом (ПКР) осуществляется на уровне БарГУ, городского и областного исполнительных комитетов, Министерства образования. Студенты из числа ПКР являются обладателями стипендии специального фонда Президента Республики Беларусь и включены в республиканский банк данных одаренной молодежи. На сегодня таковых 13 человек. За высокие показатели в учебной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, в том числе организацию научно-практических мероприятий, юноши и девушки получают надбавки к стипендии из средств республиканского бюджета.
Марина КУНЯВСКАЯ
Фото с сайта БарГУ