Актуальные вопросы подготовки инженерных кадров обсудили на форуме Energy Expo

- 16:27Образование

Стратегию развития национальной системы подготовки и повышения квалификации инженерных кадров обсудили представители Министерства образования с заказчиками кадров на круглом столе в рамках XXVIII Белорусского энергетического и экологического форума, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

— Энергетическая отрасль — основа развития любого государства, и ее будущее зависит от квалификации специалистов, которые сюда приходят. Перед системой образования, заказчиками кадров и органами республиканского управления стоит ряд актуальных задач, среди которых переход к низкоуглеродной энергетике, внедрение новых технологий, повышение энергоэффективности производства. И решить эти задачи без высококвалифицированных инженеров невозможно. Поэтому сегодня необходимо обсудить, как адаптировать образовательные программы к современным требованиям, как привлечь талантливую молодежь, — акцентировал внимание начальник Главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов.

При этом он отметил, что многое уже делается и в следующем году впервые выпускники инженерных классов смогут воспользоваться льготами при поступлении в профильные вузы на востребованные экономикой специальности.

Представители университетов, руководители более чем десятка предприятий и учебных центров при них обсудили вопросы, связанные с подготовкой инженеров для различных отраслей экономики, начиная с сельского хозяйства, где сегодня вовсю развивается точечное земледелие, которое использует комплекс спутниковых и компьютерных технологий, заканчивая атомной энергетикой. В частности, речь шла о современных требованиях к компетенциям инженерно-технического персонала, системе подготовки кадров в различных технических вузах, повышении квалификации инженеров, цифровизации учреждений образования. Также было уделено внимание профориентации молодежи, развитию инженерных классов.

На полях Energy Expo школьники смогли посетить «Образовательную аллею» с мастер-классами, викторинами, интеллектуальными играми. 

Рассказывая о системе подготовки школьников в инженерных классах, начальник центра развития инженерного образования и организации учебного процесса БНТУ Татьяна Канашевич обратила внимание, что университетом заключены более 150 договоров о сотрудничестве с учреждениями общего среднего образования: 

— Особенность профильной инженерной подготовки, которая сегодня реализуется в белорусских школах, заключается в информировании и знакомстве учащихся со спецификой инженерной деятельности, в том числе на конкретных предприятиях разных отраслей экономики. Также школьники активно вовлечены в проектную деятельность, посещают факультативные занятия «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию», в разработке которых участвовали сотрудники нашего вуза. А еще на повышенном уровне старшеклассники осваивают два профильных предмета, выбирая из пяти предложенных: «Математика», «Физика», «Химия», «Биология», «География».

Изучая вопрос, как улучшить систему подготовки старшеклассников в инженерных классах, специалисты университета провели опрос среди учителей и школьников. Получив обратную связь, выяснили, что достаточно большое количество опрошенных довольны выбором профиля, у более чем половины учащихся (54,4 %) отношение к инженерным специальностям осталось положительным, при этом улучшилось оно у 41,8 % ребят.

Отвечая на вопрос, чего не хватило при обучении в инженерном классе, учащиеся говорят, что хотели бы как можно чаще посещать предприятия и организации, где в будущем им предстоит работать, чтобы по профильным предметам подготовка была более практико-ориентированной, а еще хотели бы получать более точную профессионально-ориентированную диагностику. При этом педагоги, ведущие занятия в инженерных классах, среди трудностей, с которыми приходится сталкиваться, выделяют отсутствие необходимого программного обеспечения и порой недостаточную заинтересованность предприятий — заказчиков кадров.        

Во время круглого стола также речь шла и об использовании иммерсивных методов обучения с применением VR-технологий, о подготовке и повышении квалификации специалистов в области инженерной экологии, об образовательных программах с реализацией принципов SMART-обучения, цифровой петрографии, цифровой экосистеме университета будущего, информационных ресурсах и сервисах виртуального читального зала Национальной библиотеки Беларуси.

Марина КУНЯВСКАЯ
Фото автора