Помогает ли искусственный интеллект раскрыть творческий потенциал молодежи и как технологии ИИ влияют на сферу образования и воспитания — корреспондент “Настаўніцкай газеты” спросила у заведующего кафедрой молодежной политики и социокультурных коммуникаций РИВШ Андрея Саликова.

— Андрей Эдуардович, какова роль технологий искусственного интеллекта в работе с молодежью?
— Такие технологии становятся все более востребованным инструментом в работе с молодежью. Они позволяют не только автоматизировать рутинные процессы, но и значительно повысить эффективность взаимодействия с молодыми людьми. Нейросеть может анализировать большие объемы данных, выявляя потребности и интересы молодежи, что позволяет лучше адаптировать наши программы, проекты и инициативы. Важно отметить, что такие технологии помогают нам более персонализировать подход к каждому учащемуся и студенту. К тому же применение сетевых сервисов, использующих технологии ИИ, открывает новые возможности для реализации образовательных программ и вовлечения в них молодежи.
— Сегодня все большую популярность приобретает цифровое творчество. Расскажите о его тенденциях в разрезе молодежной среды.
— Физическая и виртуальная активности людей все больше переплетаются. Новое поколение широко использует цифровые платформы, поэтому и специалистам, работающим с молодежью, необходимо внедрять современные методы работы, чтобы оставаться актуальными. Например, одним из успешных цифровых решений, связанных с патриотическим воспитанием и увековечиванием подвига народа в Великой Отечественной войне, является портал “Цифровая звезда”. Он помогает актуализировать интерес молодого поколения к историко-культурному наследию и способствует сохранению исторической памяти. Также хочется выделить и интерактивную платформу патриотического воспитания молодежи “ПАТРИОТ.BY”.
На нашей кафедре молодежной политики и социокультурных коммуникаций реализуется одно из цифровых решений. Это наш ставший уже традиционным Марафон успешных практик специалистов в сфере организации работы с молодежью. В его рамках реализован ряд цифровых решений. Так, нами созданы виртуальные доски, на каждой из которых представлены трехминутные презентационные ролики участников марафона, позволяющие показать спектр наиболее репрезентативных практик специалистов, работающих в молодежной сфере. При проведении марафона также использован ряд сетевых сервисов с технологиями ИИ. Например, в его рамках мы организовали интерактивную площадку “Проекты и инициативы глазами ИИ”, а также с использованием ИИ сделали музыкальный клип, посвященный марафону.
К тому же наш ресурс мы наполнили конкретным содержанием и предоставили специалистам доступ к современным изданиям в сфере молодежной политики, в том числе и РИВШ. Так, мы разместили ряд сборников научных статей, посвященных молодежной проблематике, а также сборники успешных практик, которые можно скачать.
Затрагивая вопрос использования ИИ, приведу в качестве примера конкурс “Культурный код” БРПО. Для участия в нем детям необходимо было сгенерировать изображения, связанные с Беларусью, при помощи нейросети. В БГЭУ был реализован проект “Беларусь глазами ИИ”. Его автор показал, какими видит искусственный интеллект наши города и соотечественников. В Национальном центре современных искусств прошла выставка “Искусственный интеллект: художник или машина?”. Экспозиция уникальна тем, что представленные на ней работы полностью созданы ИИ. То есть нейросети широко могут использоваться в художественном творчестве, а именно в обработке фотографий, издательском деле, изобразительном искусстве, музыке, рекламе, мультипликации, кино и т.д.
Активно используется ИИ и при создании компьютерных игр (разработке новых персонажей, написании сюжетов по аналогии), в дизайне и архитектуре для генерации оригинального продукта, а также для производства медиаконтента — тех же сериалов, различных роликов и сюжетов для соцсетей. Одним словом, искусственный интеллект широко используется как инструмент решения различных творческих задач креативных индустрий. Причем при помощи нейросети мы можем получить продукт с очень высокой степенью оригинальности, скорее всего, второго такого мы не найдем.
Таким образом, искусственный интеллект становится не просто инструментом, а важным ресурсом в процессе образования и воспитания молодежи.
К слову, наш марафон успешных практик специалистов в сфере организации работы с молодежью РИВШ стал площадкой для обсуждения актуальных вопросов и выработки новых идей для работы с молодежью. Первый (заочный) этап IX марафона пройдет с 1 сентября по 31 октября, а второй — 26—27 ноября. Финальный этап состоится в форме экспресс-презентаций лучших практик в сфере работы с молодежью, диалоговых площадок по обсуждению и обобщению опыта внедрения в практику проектов молодежной работы.
— Какие риски и угрозы несет использование ИИ?
— Первое, на что хочется обратить внимание, — вопросы этического характера, связанные с попыткой подменить творчество искусственным интеллектом. К тому же всегда есть риск, что ИИ тоже может ошибиться, поэтому необходимо, чтобы решения, принятые с помощью нейросети, всегда проверялись людьми. Это особенно важно в таких сферах, как образование и воспитание.
Во-вторых, в условиях изобилия информации особенно актуально учить молодежь отличать правду от фальсификации. Многие молодые люди не всегда могут различить надежные источники от ненадежных и могут стать жертвами фейковых новостей или манипулятивного контента. Мы должны создавать программы обучения медиаграмотности, чтобы помочь молодежи ориентироваться в современном информационном пространстве. Причем важно внедрять такие программы в образовательные учреждения на всех уровнях — от школ до УВО. Обучение медиаграмотности должно стать неотъемлемой частью учебного процесса, чтобы молодые люди могли развивать необходимые навыки с раннего возраста. Это поможет им не только ориентироваться в современном информационном пространстве, но и стать более активными и ответственными гражданами. К тому же формирование критического мышления у молодого поколения будет способствовать созданию более информированного и устойчивого общества, способного противостоять вызовам дезинформации.
В-третьих, молодые люди могут впадать в зависимость от технологий. Они теряют способность либо не развивают компетенции по работе с текстом, поэтому возникают проблемы с написанием сочинений, раскрытием определенной темы, выражением своих мыслей. А все потому, что ИИ помогает выполнить текстовые задачи за секунды, а это демотивирует молодого человека. Нам необходимо обучать молодежь использовать ИИ во благо, рассказывая о всех возможных рисках. Ведь молодые люди часто работают с искусственным интеллектом некорректно, просто не понимая, с чем имеют дело. Поэтому их нужно учить разбираться в этом, организовывать для них обучающие интенсивы, мастерские и практические занятия, где можно будет показать, какие возможности есть у ИИ и как его использовать.
А еще сегодня мы много говорим о сохранности персональных данных и уязвимости в сети. ИИ обрабатывает большие объемы информации и анализирует цифровые следы, которые мы оставляем в сети. Если нужно составить, допустим, характеристику человека по его цифровым следам, то ИИ прекрасно справится с этим, исходя из той информации, которую он найдет в интернете. К слову, проблема защиты данных будет только нарастать. Всегда будут находиться заинтересованные в получении персональной информации, в том числе для маркетинга, продвижения каких-то продуктов.
— Как дальше специалисты по работе с молодежью будут использовать технологии ИИ?
— Я уверен, ИИ будет интегрирован в образование, профориентацию и в целом в социокультурную сферу. Нейросеть станет нашим помощником, который позволит выполнять работу быстрее и эффективнее. Однако важно помнить, что технологии ИИ развиваются весьма стремительно, и, чтобы оставаться в тренде, нужно постоянно обновлять свои знания и постоянно учиться. А вообще специалисты в сфере работы с молодежью должны быть гибкими и готовыми к изменениям, открытыми к новым идеям и подходам, чтобы быстро реагировать на все новшества.
— Чего бы вы пожелали коллегам, работающим с молодым поколением?
— Специалистам по работе с молодежью хочу пожелать не бояться осваивать новые инструменты, ведь ИИ открывает перед нами огромные возможности, которые могут помочь раскрыть потенциал молодого поколения и найти ему свое место в жизни.
В свою очередь молодежи хочу посоветовать не забывать о человеческих ценностях и этических принципах, используя новые технологии. Искусственный интеллект — мощный инструмент, но он не заменит вашу креативность, инициативность и стремление к знаниям. Используйте технологии лишь для того, чтобы сделать наш мир лучше!
Ольга АНТОНЕНКОВА
Фото Олега ИГНАТОВИЧА





