«Она подарила нам теплые воспоминания о школе» — так говорят об учителе белорусского языка и литературы средней школы № 2 Докшиц Оксане Бадун ее выпускники. Своей формулой успешного классного руководства педагог поделилась с корреспондентом «Настаўніцкай газеты».

Пути к сплочению
— Это был мой второй выпускной класс: 33 ученика — шумные, активные, разные. И для меня самым главным было их сплотить, подружить. Делила их на группы и распределяла обязанности, просила всегда ставить себя на место одноклассника… После девятого класса многие ребята поступили в колледжи, и к нам пришли новые учащиеся. Нужно было снова их сделать дружным коллективом, — вспоминает О. Бадун.

Она скромно называет себя «не слишком творческим человеком», при этом ее класс был рекордсменом учреждения образования по количеству внеклассных мероприятий. Их школьная жизнь никогда не ограничивалась стенами кабинета. С самого начала она стала большой дорогой, полной открытий: велопробеги «Маршрутами Памяти» к памятникам и мемориалам в День Победы, пешие походы с кострами, печеной картошкой и душевными разговорами под открытым небом, экскурсии по Беларуси, где история оживала на глазах у ребят в Брестской крепости, Хатыни и древних замках. Это были не просто мероприятия. Это были уроки жизни, на которых ученики учились быть командой, помогать друг другу и ценить время, проведенное вместе.
— Мои ребята увлекались хоккеем, поэтому устраивала для них поездки на матчи в «Минск-Арену», посетили мы и «Чижовка-Арену», где стали зрителями ледового шоу, — делится учитель.

К проведению классных часов Оксана Анатольевна подходила не менее ответственно и творчески.
— Хочется отметить те, которые были посвящены родителям, — «Моя семья — опора всей жизни», «Семья — как много в этом слове». Устраивали мастер-классы от мам, папы участвовали в стрельбе из пневматической винтовки, вместе играли в волейбол, организовывали совместные круглые столы. Такие мероприятия формируют уважительное отношение к родителям, учащиеся узнают о традициях и семейных ценностях, а также приобретают опыт выражения чувств и поддержки близких, — уверена педагог.
Нужно вместе переживать яркие моменты, преодолевать трудности и радоваться общим победам. Это основа моей формулы успешного классного руководителя, которая помогла решить самую главную задачу — сплотить коллектив.
На классных часах патриотической направленности — «Колокола Хатыни», «Холокост — трагедия миллионов людей», «Письма с фронта» — О. Бадун рассказывала детям о подвигах дедов и прадедов. По словам педагога, во время таких бесед ребята испытывают сильные эмоции, которые оставляют яркий след в памяти.

Также запоминающимися стали классные часы развлекательного характера, такие как «Поздравительная открытка», мероприятия к 8 Марта, 23 февраля, ко Дню учителя, «Тайный Санта» на Новый год и много-много других.
— Мы с ребятами всегда готовили праздничные программы друг для друга, которые сопровождались песнями, танцами, видеофильмами. Такие мероприятия всегда западают в душу. Детей узнаешь с другой стороны. Они становятся более активными, общительными, раскрепощенными. Именно такие классные часы позволяли мне лучше понимать каждого учащегося и укреплять отношения внутри класса, — убеждена Оксана Анатольевна.

Не оставались ученики с классным руководителем в стороне от благотворительных и экологических акций: «В школу с добрым сердцем», «Добрые крышечки», «Наши дети», «Со светлым Рождеством», «Чистый лес», «Домик для пернатого друга». Все вместе принимали участие в посадке леса.
Вердикт: «Лучшие!»
Предложение участвовать в масштабном областном конкурсе классных коллективов «Мы вместе» поступило в самый напряженный период — выпускной класс, подготовка к ЦТ, выбор вузов. Многие бы посчитали это безумием. Но не Оксана Анатольевна и ее ученики.
— Конкурс проводился впервые. Я предложила ребятам — они сразу загорелись, — говорит педагог.
Их путь к финалу был непростым. На районном этапе им присудили второе место, жюри решило отдать победу пятиклассникам. Но это не сломило педагога и ее воспитанников, а закалило команду. Они подали заявку в областной оргкомитет и вскоре получили ответ: «Вы прошли в финал!».
Задача стояла сложная: за 10 минут представить визитку класса, все свои достижения и общественную работу. И они нашли гениальную форму — театрализованное заседание суда.
— Директор школы в мантии и с молоточком выступала в роли судьи. А весь класс со мной во главе — в роли подсудимых, доказывали, что мы — самые лучшие, активные, креативные и достойны победы. Фоном шел видеоряд, отображающий наши многолетние велопоходы «Маршрутами Памяти», участие в акциях БРСМ (24 из 25 человек!), патриотические акции с портретами прадедов. Мы пели, танцевали, а главное — делали это вместе, как одна семья, — рассказывает педагог.

— Оксана Анатольевна вышла на сцену вместе с нами. Она не была просто руководителем, который наблюдает из зала. Она стала частью нашей команды, таким же участником действия. Процесс подготовки стер все формальные границы. Мы придумывали, спорили, смеялись, иногда уставали, но всегда поддерживали друг друга. Мы увидели ее как творческого соратника, — делится воспоминаниями выпускница Юлия Матошко.
Этот проект не просто принес им звание лучшего классного коллектива области, но и стал квинтэссенцией всего, что они пережили за годы вместе, и окончательно укрепил их дружбу.
Главный урок
Когда до выпускного оставались считаные недели, а тревога и напряжение от ожидания предстоящих экзаменов достигали пика, Оксана Анатольевна сделала свой финальный, решающий ход — объявила о старте челленджа «20 шагов навстречу выпускному звону».
Ежедневно все ребята выполняли одно задание, объединявшее их, напоминавшее, что они — дружный коллектив. И одиннадцатиклассники не разбегались по углам с учебниками, а вместе проходили челлендж, который стал для них главным уроком жизни, направленным на человеческие отношения.
Вот только некоторые из заданий:
— «Школьная мозаика»: в течение дня ребята делали много фотографий в школе с шаблоном «Здесь было всё…»;
— 9 Мая запускали воздушного змея как символ связи поколений и личной истории, вечером присоединились к патриотической акции «Споем песни Победы вместе»;
— в один из дней проводили веселые перемены для администрации школы;
— «Наш первый учитель и мы»: устраивали чаепитие с первым учителем;
— «День непослушания»: придумывали и разыгрывали в школе театрализованное представление в стиле 1990-х;
— «Прощальные строки»: оставляли в дневниках одноклассников теплые воспоминания, а на память о себе дарили книги в школьную библиотеку;
— «Классный финал»: так назывался фильм, который снимали выпускники о своем последнем дне в школе, выступая в роли актеров;
— «Хроники будущего»: писали себе послания в будущее, которые классный руководитель собрала в красивую коробку, чтобы вручить на встрече через несколько лет;
— разучивали зажигательный танец и исполняли его на перемене;
— участвовали в акции «Символы нашей страны»;
— вместе расписывали на память подарочные тарелки и футболки для Оксаны Анатольевны.
Финальным аккордом челленджа стал не грустный последний звонок, а громкая радостная благодарность: весь класс пробежал по этажам родной школы, звоня в колокольчик, прощаясь с детством ярко и празднично.
— Она смогла избавить нас от тревоги и грусти, подарив светлую радость. На ш классный руководитель показала нам, что финал — это не конец, а счастливый старт. И этот старт мы совершили вместе с ней, — подчеркивает Ю. Матошко.
— Этот челлендж стал для нас антистрессом. В погоне за баллами мы могли забыть о простом человеческом общении. А здесь нужно было каждый день проявлять внимание, заботу, вспоминать что-то общее. Это сплотило нас невероятно! Мы стали больше говорить, смеяться, обниматься. И главное — меньше переживать о будущем. Наверное, Оксана Анатольевна хотела, чтобы мы забрали с собой из школы не только знания, но и умение быть командой, ценить дружбу, быть благодарными. Она показала, что самый важный экзамен, за который не поставят оценку, — экзамен на Человечность. Этот челлендж стал самым ценным воспоминанием уходящего детства и лучшим подарком накануне выхода во взрослую жизнь, — отмечает выпускница Мария Носко.

— Ребята оставили незабываемый след в моей душе. Дети научили меня искренности, открытости, понимаю, терпению, радости маленьких и больших побед. А самое главное — быть чуточку смелее и увереннее в себе. Сказала бы еще и так: каждый учащийся внес вклад в мое личностное развитие и в профессиональное становление. Очень скучаю! И на линейке 1 сентября было эмоционально тяжело и непривычно, что они уже не рядом, — признается О. Бадун.
«Она подарила нам незабываемое детство»
Диана Соловей:
— Самым запоминающимся стал выпускной номер от Оксаны Анатольевны. Он превзошел все ожидания, ведь она исполнила для нас трогательную песню, в которой отразила всю свою любовь. Это было настолько искренне, что у всех на глазах наворачивались слезы. Она подготовила для каждого из нас небольшого ангелочка, который будет напоминать о том, что она всегда рядом. В тот момент мы осознали, что она была для нас не просто классным руководителем. Она стала настоящим другом и наставником. И каждый раз, глядя на этого ангелочка, я вспоминаю Оксану Анатольевну.
Мария Носко:
— Моя любимая классная традиция — это дни рождения, которые устраивала Оксана Анатольевна. Она пекла для нас торты, дарила шары. Момент, когда весь класс затихает, а потом аплодирует тебе, — это миг абсолютного счастья. Челлендж «20 шагов навстречу выпускному звону» был гениален! Наша классная — настоящая волшебница!

Юлия Матошко:
— Одним из значимых событий стала подготовка к конкурсу «Мы вместе». Хотелось показать не просто творческий номер, а живую историю нашего класса. И Оксана Анатольевна была в самой гуще происходящего. Она вместе с нами рассказывала об общих достижениях, и в ее глазах светилась такая же гордость за класс, как и у нас. Мы придумывали, спорили, смеялись, до ночи репетировали. Конкурс подарил нам ощущение настоящей команды, большой и дружной семьи. Это и есть наша главная победа.
Нужно вместе переживать яркие моменты, преодолевать трудности и радоваться общим победам. Это основа моей формулы успешного классного руководителя, которая помогла решить самую главную задачу — сплотить коллектив.
Марина ЖДАНОВА
Фото из архива собеседницы








