Два факультативных занятия — для старших классов по русскому языку и для третьеклассников по шахматам — корреспондент «Настаўніцкай газеты» посетила в средней школе № 2 Столбцов.
Школьники подходят к выбору факультативов осознанно: для них это не только способ провести время с пользой, но и часть стратегии на будущее. Межшкольный факультатив по русскому языку десятиклассники посещают с прицелом хорошо сдать ЦЭ по этому предмету, а третьеклассники с помощью шахмат развивают логическое мышление, математические, творческие способности.
Ключ к успеху — конкуренция

— Факультатив по русскому языку существует в школе уже 15 лет и очень востребован у школьников: для них это не просто закрепление материала в рамках школьной программы, но и активная подготовка к ЦЭ. Потому у меня на занятиях не только будущие филологи, но и физики, математики, — рассказывает руководитель межшкольного факультатива по одноименному предмету Татьяна Скварчевская. — Сдать предмет хорошо хотят все. Причем не просто хорошо, а с высшим баллом — дети мотивированны, они знают, зачем пришли: хотят поступить в вузы на престижные специальности. На это рассчитан и подбор учебного материала, и планирование занятий, которые проходят раз в неделю по 2 часа. На факультативе у меня 20 учащихся, кроме того, я веду профильную группу по своему предмету — из этой группы все ребята также посещают факультатив. Интересно, что порой на занятиях мои филологи уступают математикам — последние, благодаря математической логике, памяти, быстрее запоминают различные правила, факты. К слову, на базе нашей школы работает ресурсный центр по русскому языку и литературе.
Каждое занятие начинается с теории, затем учитель объясняет «ловушки», которые могут быть на ЦЭ, и в конце — практическая отработка темы.
— Домашних заданий не даю, — говорит Татьяна Владимировна. — Но по инициативе родительского комитета были закуплены сборники заданий по предмету, по которым дети работают самостоятельно. На днях у нас будет репетиционное тестирование, и школьники уже назвали мне темы, по которым хотят дополнительно поработать. Мелочей в таком важном деле не бывает: сегодня, например, я занятие посвятила правильному заполнению бланка тестирования — всё нужно отточить до нюанса.
Посещаемость факультатива сегодня 90 процентов. Учитель отмечает: объем знаний, которые он дает, позволяет ученику идеально подготовиться к ЦЭ — родителям не нужно тратить средства на репетиторов. Конечно, при условии хорошей мотивации и усердия у самих детей.

— Победители олимпиад по русской литературе и языку на факультативе сидят за одной партой с математиками и физиками, — замечает Татьяна Скварчевская. — Всем даем одинаковую программу. Кстати, недавно у нас прошел районный этап олимпиады по русскому языку и литературе. Мои десятиклассницы получили дипломы: Василиса Гамза — ІІ степени, Ангелина Жук — ІІІ степени. К слову, всех детей из своей профильной группы я веду с 5-го класса, знаю все их сильные и слабые стороны, к каждому у меня подход индивидуальный. Но это еще и большая ответственность! Когда ведешь детей столько лет — можно сказать, отвечаешь за них головой.
А еще Татьяна Владимировна применяет на своих занятиях методику конкуренции: всегда отмечает лучших, дарит призы. Говорит, это создает в классе здоровый соревновательный дух.
— Была у нас недавно тема «Фразеологизмы», — вспоминает она. — И неожиданно первое место по результатам теста занял мальчик, у которого по русскому был далеко не самый высокий рейтинг!
Ребята, проявившие себя на факультативе, по словам учителя, впоследствии выбирают не только филологические специальности, но и юридические, педагогические и экономические.
Ход в будущее
Молодой специалист учитель начальных классов Анна Карсюк тренирует логику, воображение и гибкость ума своих третьеклассников на факультативе по шахматам. Говорит, эта волшебная игра — не только спорт, но и наука, и даже искусство.

— Я пришла в школу в 2023 году и сразу начала вести этот факультатив — до этого в нашей школе его не было, — рассказывает Анна Карсюк. — Занятия рассчитаны только на младших школьников. Интересно, что сама я в детстве шахматами не занималась, познакомилась с ними уже во время учебы в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка. У нас был предмет «Обучение шахматам», и я сразу начала неплохо играть. После окончания вуза у меня на руках был сертификат на право преподавания шахмат, и я подумала: почему бы не передать свои навыки детям. Именно в детском возрасте эта игра невероятно полезна — развивает интеллект, память, тренирует самостоятельность, ребятам нравится элемент соревновательности, нравятся сами фигуры. Мальчишки и девчонки с удовольствием занимаются, даже если что-то не сразу получается.

На занятиях Анна Геннадьевна использует видеоуроки по шахматам, стимулирует детей больше заниматься дома, тем более для этого не нужно никакого специального оборудования, кроме шахматной доски.
— Хорошо, если дети продолжат заниматься дальше: в нашем районе есть кружки по шахматам, — говорит учитель. — Есть дети талантливые — в прошлом году мы участвовали в районном этапе конкурса по шахматам «Белая ладья», наш ученик Никита Глоба занял 3-е место. Замечаю: дети, у которых идет хорошо учеба, проявляют способности и в шахматах. И наоборот: шахматы подтягивают отстающих — сила этой игры велика. Главное для ребенка — иметь немного усидчивости и мотивации.
Елизавета МИЦКЕВИЧ
Фото автора





