Химия успеха: как зажечь в учащихся огонь исследователя, знает Светлана Зайцева

- 9:03Главная, Знак качества, Образование

«Чтобы исследование стало для ребенка увлекательным путешествием, нужен четкий алгоритм, превращающий идею в настоящий продукт», — отметила в беседе с корреспондентом «Настаўніцкай газеты» учитель химии и биологии средней школы № 3 Осиповичей Светлана Зайцева.

Руководствуясь этим убеждением, педагог воспитала десятки победителей республиканских и международных научно-исследовательских конкурсов. А школьное объединение «Ради жизни на Земле», инициатором создания и бессменным руководителем которого С. Зайцева является с 1995 г., стало мощной научно-практической силой, влияющей на экологическую повестку целого региона.

Настоящее увлечение наукой рождается не из учебников, а из желания изменить мир вокруг себя к лучшему. Этот принцип стал краеугольным камнем в работе учителя:

«Когда ребенок видит, что его исследование может решить местную экологическую проблему, найти применение в сельском хозяйстве или лечь в основу нового туристического маршрута, его мотивация становится мощной. Как этого добиться? Я опираюсь на пять основных моментов.

  1. Связывать науку с жизнью здесь и сейчас.

Любая исследовательская работа должна иметь практический выход и быть востребованной. Мы изучаем качество воды в местных водоемах, анализируем почвы, исследуем биоразнообразие — и сразу же предлагаем рекомендации хозяйствам или местным властям. Результатом становятся не просто отчеты, а опубликованные буклеты, книги вроде «Экологического мониторинга Осиповичского района» или разработанные зеленые маршруты. Это дает ученикам бесценное чувство причастности и значимости.

Дети должны своими глазами видеть объект изучения, собирать образцы, вести наблюдения, общаться с местными жителями. Я убеждена: нельзя научить ребенка любить природу, сидя за компьютером. Опыт показывает: экспедиция, даже однодневный поход, дает больше, чем месяцы теории.

Исследование должно иметь осязаемый результат и практическую ценность. Поэтому итог работы — это не толстый файл в папке учителя, а продукт, который живет своей жизнью. Изданный буклет, экологическая тропа, макет, выставка в местном музее, интерактивная карта проблем района, видеофильм-инструкция… Можно организовать на основе исследования публичную лекцию, экологический десант, квиз в младших классах. Написать письмо-рекомендацию с результатами исследований в местные органы власти (это учит гражданской позиции).

  1. Стирать границы между предметами и возрастами.

Настоящее открытие часто рождается на стыке наук. Поэтому я поощряю междисциплинарные исследования, соединяя химию с биологией, географией, экологией, экономикой. Не менее важен принцип разновозрастных групп. Это способствует и повышению мотивации, и создает условия для здоровой конкуренции, позволяет проявить учащимся творческие способности и лидерские качества. Старшеклассник, взявший шефство над семиклассником, совершает мощный рывок в развитии. Ему нужно систематизировать свои знания, чтобы объяснить, научить организовать работу. Он развивает лидерские и педагогические качества. А младший получает не «строгого учителя», а понимающего наставника, который совсем недавно сам проходил тот же путь. Эта связь снимает страх, дает уверенность: «Если он смог, и я смогу!».

  1. Быть не руководителем, а сопровождающим в мире науки.

Еще один ключ к успеху — субъект-субъектные отношения, основанные на добровольности и свободе выбора. Я не навязываю темы, а помогаю детям найти то, что искренне волнует их самих и их сообщество. Моя роль — организовать процесс, обеспечить методическую поддержку, подключить экспертов из вузов или предприятий, но путь исследования ученик проходит сам. Это воспитывает ответственность и самостоятельность.

  1. Выстроить прочные мосты с большой наукой и социумом.

Без внешних связей исследовательская работа рискует остаться в стенах школы. Мы активно сотрудничаем с университетами, приглашаем ученых, участвуем в сетевых проектах с другими школами района. Это дает доступ к современным методикам и оборудованию. Не менее важно работать со СМИ и публиковать результаты — это признание на районном, республиканском и даже международном уровнях (наши победы в России, Чехии, Нидерландах тому подтверждение).

  1. Начинать рано и вести системно.

Приобщение к проектной научно-исследовательской деятельности в нашем учреждении образования начинается с первых классов в доступной форме и продолжается весь школьный период. Мы выстраиваем непрерывную вертикаль, где навыки год от года совершенствуются. Важно сопровождать ребят постоянно, помогая преодолевать трудности и празднуя каждый, даже маленький, успех. Это долгий путь, который окупается стопроцентно: наши выпускники блестяще сдают ЦТ, продолжают исследования в вузах и возвращаются уже как коллеги. Самый важный результат — востребованность наших исследований. Когда местные власти или предприятия используют разработки школьников, когда тезисы публикуются в серьезных сборниках, а не пылятся в кабинете, — это высшая награда. Это воспитывает настоящих граждан, которые с юности учатся отвечать за свою землю.

Высокие места на конкурсах, медали и дипломы — лишь внешние показатели. Гораздо важнее внутренние изменения: горящие глаза учеников, их умение мыслить критически, работать в команде и желание сохранять малую родину.

Успех приходит тогда, когда учитель сам горит и умеет зажечь других, превращая учебный процесс в совместное творчество и поиск. И главное — верить, что школьник способен на настоящий, взрослый вклад в науку и жизнь своего края. Когда педагог в это верит, он может зажечь этой верой любого ребенка. Наука — это не скучно. Это увлекательная экспедиция в мир, который можно понять и улучшить».

Справочно

Светлана Владимировна Зайцева награждена нагрудным знаком «Отличник образования». Трижды лауреат специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Автор публикаций в республиканских журналах и соавтор книг, включая «Флора Беларуси», «Ключевые ботанические территории Беларуси», «Красная книга редких растений и животных Беларуси». 22 ее ученика награждены 36 специальными премиями специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Недавно стало известно, что Светлана Владимировна удостоена медали «За трудовые заслуги».

Марина ЖДАНОВА
Фото автора