Интерактивный проект “Замки Беларуси”, разработанный педагогом Залесской средней школы Чечерского района Владимиром Гончаровым, не только позволяет школьникам не только решать увлекательные задачи, но и знакомит детей с историей родной Беларуси. Подробнее об этом узнала корреспондент “Настаўніцкай газеты”.
Увлекательная математика
Учитель математики и физики Залесской средней школы Владимир Гончаров — гордость системы образования Чечерского района. В 2020-м стал победителем областного этапа республиканского конкурса “Учитель года” в своей секции. В прошлом году ему покорилась еще одна профессиональная ступень: первому в районе учителю-предметнику присвоена квалификационная категория “учитель-методист”. Также в составе республиканской группы принимал участие в рецензировании учебника алгебры 11 класса.
Специалист считает, что без базовых знаний сложно рассчитать, как сделать выгодные покупки, построить ровную беседку или высчитать суточную норму витамина С в мандаринах. За школьной партой ученики Владимира Николаевича обретают полезные навыки, которые им пригодятся и в жизни, и в профессии. Они учатся обобщать и выделять главное, анализировать, систематизировать, находить закономерность, делать выводы.
— В школе преподаю фундаментальные науки. В своей работе руководствуюсь принципом практико-ориентированного обучения, когда знания становятся навыками, ведь такой подход дает шанс реализоваться каждому ребенку, — говорит педагог.— Кто-то из моих учеников станет ученым, кто-то — хорошим работником сельского хозяйства, но главное, чтобы во взрослой жизни они могли применять знания по математике, физике на практике.
Учитель собрал более 2 тысяч практико-ориентированных задач по математике, которые максимально приближены к реальности. Кроме того, в рамках инновационного проекта созданы интерактивные плакаты по многим темам. Благодаря новым технологиям и визуализации, дети лучше усваивают информацию, могут посмотреть видео по предложенной теме, а затем закрепить пройденный материал, пройдя тест. Фишка разработки еще и в том, что каждый учитель может воспользоваться банком математических задач и применять их на практике в любой школе Беларуси.
— Активно участвую в семинарах, которые организуются ГОИРО, Академией образования. На курсах всегда делюсь с участниками ссылками на кейс-задания, коллеги в один клик могут перейти на Google-диск и ознакомиться, — продолжает Владимир Николаевич. — Например, 5—6 классы: рандомно открываем задачу и видим яркую картинку с текстом. Предлагается рассчитать приготовление лимонада. Условие уже заинтересовывает детей. А еще для школьников вкусный бонус: из реального описания состава лимонада каждый сможет приготовить такой витаминный напиток дома.
Вкусная задача
Задача “Лимонад”. Излюбленным напитком семьи Одуванчиковых является лимонад “Домашний с мятой”. Время его приготовления — 15 минут. Продукты для приготовления: вода — 3 л, лимоны — 350 г, мята — 50 г, сахар — 200 г. (Считать, что 1 л = 1 кг.) Какую часть всего напитка составляет сахар? Сколько гостей смогут утолить жажду?
Большое внимание учитель уделяет и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В разработанных им задачах упоминаются все известные замки и дворцы Беларуси. Методический проект представляет собой подборку задач с художественным и историческим содержанием. Решение заданий способствует не только развитию математических умений и навыков, но и художественных способностей.
— Для учащихся 5—6 классов создан интерактивный проект “Замки Беларуси”, — знакомит с разработкой собеседник. — Например, для Мирского замка существует ряд задач на сложение и вычитание, но предшествует решению увлекательное путешествие и знакомство с достопримечательностью. А ведь замок — выдающийся пример оборонного зодчества XVI века. И детям интересно находить, скажем, площадь сооружения готического стиля. Кроме того, одновременно у ребят развивается чувство патриотизма.
Учить детей выпускников
— Самое главное в работе любого педагога — не потерять интерес к своей профессии, — искренне считает учитель. — Кроме того, для меня важно уверенно идти к своей цели. Какая она? Во-первых, оставаться высококлассным специалистом. Всегда говорю детям одну фразу: “Буду рад, если вы приведете своих детей учиться ко мне”. Примеры есть. Так, в 6 классе у меня учится сын моей выпускницы — Артем Ковалев. Во-вторых, душа радуется, когда мои ученики выбирают прикладные профессии, тесно связанные с математикой: идут в сферу IT, становятся инженерами, бухгалтерами, экономистами, учителями. По моим стопам в педагогику пришел мой выпускник — нынешний учитель математики, информатики и физики средней школы № 2 Михаил Шубин. Еще один яркий пример — Евгений Усанов. Молодым специалистом переступил порог Залесской школы и трудится здесь уже 10 лет. Кроме того, коллега проявил профессионализм в конкурсе педагогического мастерства. Есть выпускники, которые работают в дошкольном образовании. А студентка химико-биологического факультета БГУ Алина Потипко в этом году заканчивает обучение в вузе, надеюсь, что вскоре пополнит ряды специалистов Чечерского района.
Когда распознаешь в ребенке способность, талант и направляешь в определенную сферу, ориентируясь на его возможности, желание, а затем видишь, что он в этой области начинает развиваться, добиваться результата, то этот успех радует.
Отмечу, все ребята, которые участвовали в конкурсах, готовили проекты, исследовательские работы, нашли себя в смежных специальностях. Наш Антон Мельников трижды участвовал в образовательных сменах технопарка, а сейчас успешно учится на автотракторном факультете БНТУ.
Владимир Николаевич прилагает много усилий, чтобы подготовить лидера олимпиадного движения. Так, с 4 класса вовлечен в гонку среди умников и умниц нынешний восьмиклассник Егор Гончаров. С Егором занимаются и исследовательской работой, в которой с точки зрения физики описывают систему работы капельного полива. Участие школьников в конкурсе бизнес-идей “Ступени успеха” принесло дипломы II и III степени. К слову, двое воспитанников, которые были задействованы в этих проектах, поступили на экономический факультет. Школьники добиваются побед на областных конкурсах инженерного характера, их проводит ГГТУ имени П.О.Сухого. Дважды ребята занимали 1-е место: с проектом инкубатора для сельского хозяйства и разработкой коробки передач, которую можно подключать к любому компьютеру. Сегодня талантливые молодые люди учатся на инженера-механика и инженера-электрика.
Математика и… немного шоу
Дети проводят в школе значительную часть дня, и то, в какой эмоциональной среде они находятся, влияет на их здоровье. На уроках математики и физики ученики чувствуют себя комфортно.
— Мне нравится проводить уроки активно, — подчеркивает педагог. — Многие учителя задаются вопросом: как занимательно вести уроки в 7 классе на тему “Задачи на построение”? Легко, если подойти к этому нестандартно. Например, на одном из занятий попросил ребят рассчитать изготовление реальной шестиугольной беседки, которая может появиться во дворе школы.
Если говорить о самом неординарном уроке, то учитель сразу вспомнил занятие по физике в 7 классе на тему “Сила трения”:
— Принес в кабинет четыре доски, три из которых обмотал разными видами скотча. Перемещая груз с помощью динамометра, дети быстро поняли, от чего зависит скорость передвижения груза в случаях, когда тянут его по плоской поверхности, а когда — по доске с обычным скотчем, молярным и двухсторонним. Все эти измерения школьники занесли в таблицу и сделали вывод, от чего зависит сила трения. Во время обсуждения ученик заметил, что на его ботинке развязался шнурок, а ведь это тоже сила. Воспитанники пару минут искали ответ на этот вопрос и нашли: дело в силе трения покоя. Невероятно порадовал тот факт, что все решения и выводы они делали сами.
— Как-то на открытый урок, посвященный профориентационной работе “Математика в проектах”, “Математика в профессиях наших родителей”, предоставил возможность пятиклассникам составить задания дома вместе с родителями, — вспоминает математик случай из практики. — В классе только и было слышно: “Это мы с мамой вечером задачу придумали”. В одной из предложенных решали, какое количество цветов нужно для того, чтобы создать 10 клумб, если для цветочной композиции на клумбе нужно высадить 5 лилий, 6 роз, 12 астр. Кто-то из школьников вместе с папой подготовил задачу аграрной тематики, в которой искали ответ на вопрос, сколько тракторист за день вспахал гектаров земли.
Владимиру Николаевичу важно научить детей разным математическим хитростям, развить математический склад ума, сделать все, чтобы им было интересно на уроках.
К слову, педагог коллекционирует уникальные книги. Из последних артефактов — задачник сельской школы 1979 года. Там рассказывается о том, как учитывать надои, как строить клетки кроликам. Не каждый современный школьник решит предложенные задачи — до того они сложные и вместе с тем интересные.
Елена КАСЬЯН-ПАВЛЕНКОВА
Фото автора