В проекте “Диалоги об образовании” говорим с профессионалами, известными в стране людьми о творческих аспектах образовательного процесса, о воспитании детей и молодежи.
Сегодняшний собеседник главного редактора “Настаўніцкай газеты” — руководитель Республиканского центра экологии и краеведения Елена Онуфрович.
Когда труд в радость
— Елена Владимировна, 10 лет прошло с того дня, как вы возглавили центр. Расскажите, что вам вспоминается больше всего, какие события.
— Десять лет, а пролетели как один день… Там, где дети, особенно такие творческие, как в нашем центре, всегда открытия, радость и хорошее настроение. И если перечислю хотя бы сотую часть всего самого запоминающегося, что случилось за эти годы, на остальные ответы места в газете уже не останется. Впрочем, одно событие, самое яркое, все же назову — это специальная премия Президента Беларуси за выдающиеся достижения в воспитании молодежи, реализацию культурно-исторических проектов. За этой наградой, полученной из рук главы государства, — труд и чувство успеха всего нашего коллектива. Значит, не зря работаем, нас увидели, оценили. Не забыть те эмоции, переполнявшие нас. Мы получили большой стимул к дальнейшим достижениям.
Мы проводим очень много конкурсов, конференций, мастер-классов, олимпиад, акций по краеведению, экологии, спортивному туризму. Всегда думаю о том, какая же замечательная у нас молодежь, какая прекрасная смена растет. Но самая главная задача — чтобы эти ребята вовлекали своих сверстников в творчество, в созидание. Потому что, согласитесь, те, кто занимается в нашем центре, — это уже мотивированные, как принято говорить, дети, любящие свой край, сохраняющие природное и культурное наследие Родины. И так важно, чтобы с каждым нашим мероприятием таких мотивированных юных белорусов становилось больше.
— Знаю, вы частый гость в регионах, в которых курируете краеведческую и экологическую работу. Назовите места в Беларуси, куда отправляетесь с особым вдохновением.
— Если скажу, что домой, в Старые Дороги, никого не обижу? А если серьезно, то каждая командировка, в которой встречаюсь с творческими педагогами, работающими с задором, с огоньком, — в радость. Понятно, нам хотят показать лучшее — коллеги готовятся, ты видишь заинтересованность, старание каждого на своем месте. Но, знаете, за 10 лет очень заметно развитие системы дополнительного образования: куда бы ни приехала, везде есть свой предмет для гордости. Будь то уникальный школьный музей в маленькой деревне на Гомельщине, или опыт Слуцка, где никогда не отменялось экологическое воспитание и каждый ребенок проходит практику на пришкольном участке, или выставка работ из природных материалов в каком- либо районном экоцентре.
К счастью, многие сохранили свои традиции — и прежде всего традицию ухаживать за землей, садами, цветами. Отрадно, что сегодня мы наблюдаем возрождение интереса к такой важной для всех белорусов работе на земле.
Воспитательный ресурс
— Более подробно хочу расспросить о работе школьных музеев, рост интереса к которым сегодня очень заметен. На ваш компетентный взгляд, чем сильна музейная педагогика?
— Ответ очевиден: своим богатейшим воспитательным ресурсом. Как раз сейчас идет республиканский смотр школьных музеев. Могу отметить работу по подготовке юных экскурсоводов, выставки, уроки мужества, лекции, музейное ориентирование, флешмобы, интернет-конференции, форум-дискуссии, работу поисковых групп. Практически о каждом музее есть что сказать! Отрадно, что и на страницах “Настаўніцкай газеты” о них много и ярко пишется. Добавлю, что среди школьных музеев очень много тех, которые перешагнули полувековой юбилей. Особые слова благодарности — энтузиастам, их руководителям, людям увлеченным и знающим свое дело. Радует тот факт, что многие воспитанники, овладев основами краеведения и музейного дела, своей будущей профессией выбирают музейную работу, а кто-то приводит уже своих детей в краеведческие объединения по интересам. Добавлю, что некоторые становятся спонсорами музейных краеведческих проектов. Заложенная музейным делом частичка тепла рождает ответное тепло, передается из поколения в поколение.
— Примеры вот так с ходу приведете?
— В народный музей столичной гимназии № 25 имени Риммы Шершневой, которым руководит Алина Казимировна Похваленая, пришла работать ее воспитанница Яна Коноплева. В народном музее “История Зароновского края” государственного учреждения образования “Зароновский детский сад Витебского района”, которым руководит Людмила Константиновна Никитина, работает ее сын историк Станислав Николаевич Никитин…
Сегодня в учреждениях образования страны насчитывается около полутора тысяч музеев, более 200 из них военно-исторического профиля. 120 музеев носят звание народного, что говорит о признании их высоких достижений в воспитании молодежи. Как образцовые назову созданный еще в 1957-м музей боевой славы Лунненской средней школы имени Героя Советского Союза Ивана Шеремета (Мостовский район) и музей 120-й столичной школы, созданный почти полвека назад.
К слову, сейчас мы работаем над интерактивной картой школьных музеев страны. Это большой, ответственный труд.
— Республиканский центр экологии и краеведения — инициатор многих масштабных проектов. Достаточно назвать всебелорусскую молодежную экспедицию “Маршрутами памяти. Маршрутами единства”, республиканскую патриотическую акцию “Их подвиг в памяти потомков сохраним”, гражданско-патриотический проект “Собери Беларусь в своем сердце”, республиканскую акцию “Я гэты край Радзімаю заву”. Как рождаются проекты?
— Отмечу, что все наши проекты практико-ориентированные, итоговые материалы победителей и призеров можно найти на нашем сайте, на интерактивной платформе и использовать в образовательном процессе.
Что касается новых проектов, то они рождаются по велению времени и актуальности. Прежде чем приступить к их подготовке, важно увидеть конечную цель. Если мы хотим массово вовлечь ребят в изучение своей малой родины, то выбираем формы участия молодежи с разными интересами. Кто-то создаст медиапродукт, а кто-то напишет научно-исследовательскую работу. И там, и там юные белорусы прикоснутся к истории и культуре нашей страны. Если же целью мы видим активизацию какого-то направления краеведческой деятельности, к примеру, православного краеведения, образовательного туризма или военно-патриотического направления, то в таком случае проекты дают возможность учреждениям представить накопленный материал в конкретной сфере.
Лучший опыт всегда транслируется на различных республиканских и региональных площадках при проведении форумов, чтений, конференций. Своего рода методическая копилка находится на сайте центра и служит методическим пособием в работе.
— Работа Республиканского центра экологии и краеведения летом — это…
— Как правило, это в два раза больше работы, чем в учебном году: летом у нас осуществляются два уникальных проекта Союзного государства. В этом году так совпало, что оба пройдут на территории нашей страны. На туристический слет учащихся России и Беларуси ждем 28 делегаций из 28 субъектов Российской Федерации. Готовим команды наших областей и Минска. Шесть дней 400 участникам предстоит соревноваться в полевых условиях в Столбцовском районе. А вот слет экологов Союзного государства соберет молодых ученых, увлеченных наукой. Там большая исследовательская программа с сопровождением ведущих ученых России и Беларуси. Так что уже сейчас занимаемся многочисленными организационными вопросами.
Счастливая…
— Вы как-то говорили о важности вашей команды в организации общего дела, о том, что директору нужно уметь слушать и слышать коллег. Что еще, по-вашему, требуется от современного руководителя?
— Ответственность. Компетентность. Постоянная учеба. Без знаний в вопросах экономики, права, организации закупок, охраны труда и т.д. — никуда. Сейчас идет капремонт на одной из наших площадок на скалодроме — не отпускаю строителей, пока не разберусь во всех нюансах. Если хочешь, чтобы твое учреждение двигалось, нужно самому быть впереди.
— В следующем году центру исполнится 95. Наверняка у вас, Елена Владимировна, уже есть юбилейные планы. Поделитесь?
— Знаковые мероприятия с участием детей по всем нашим направлениям — главное в них. Очень интересно смотреть кадры теле- и фотохроники о том, как рос и развивался центр, и понимать, как далеко он шагнул в своем развитии. Для примера только одно современное название — “Детская научно-экспериментальная лаборатория по изучению биоразнообразия и антропогенных факторов водных экосистем”. Раньше юннаты просто ухаживали за растениями, сейчас же наши воспитанники занимаются генетикой. Прежде просто высаживали цветы и составляли букеты, теперь осваивают азы флористики и ландшафтного дизайна. И путешествуют юные туристы не просто с рюкзачком за спиной, а по самым современным программам с электронными отметками. Безусловно, план юбилейных мероприятий еще верстается, но убеждена, что он будет ярким и разноплановым, а большой форум непременно соберет лучших педагогов страны, работающих в области экологии, туризма, краеведения.
Признаться, всегда вспоминаю свой первый день работы руководителем в центре. Столько всего вдруг оказалось под моим началом… Как, думаю, справлюсь? Почти со слезами захожу в наш живой уголок к морским свинкам, хомячкам, и вдруг маленькая девочка дергает меня за руку и спрашивает: “Тетя, а вы здесь работаете?” И я, почти всхлипывая, киваю. В ответ мне: “Счастливая…” Вот так устами младенца глаголила истина. Думаю, все, кто по душе, сердцу и призванию работает с детьми, да еще в таком замечательном,
теплом направлении, как наше, действительно счастливые люди.
Екатерина ДУБИНСКАЯ
Фото Олега ИГНАТОВИЧА