«Эстафета поколений: сохраняя прошлое, создаем будущее» – как выглядит примерная матрица первого урока

- 9:03Главная, Образование

При подготовке к уроку учителя могут воспользоваться примерной матрицей и презентацией, размещенными в библиотеке единых уроков на национальном образовательном портале, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

Цель единого урока, посвященного Дню знаний, – сформировать у учащихся понимание значимости традиций и достижений белорусского народа, их сохранения и передачи из поколения в поколение, воспитать чувство гордости и ответственности за свою страну.

Занятие рекомендуется провести в торжественной обстановке (в актовом зале, библиотеке, музее, учебном кабинете) учреждения образования с участием представителей разных поколений: родителей, педагогических работников, представителей государственных органов власти.

Разрабатывать сценарий урока педагогу следует с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня подготовки класса, местного краеведческого материала и традиций учебного заведения. Необходимо максимально вовлечь учащихся в активную деятельность, использовать интерактивные формы взаимодействия, такие как игра-путешествие, диалог, беседа и др.

Эпиграфом к уроку рекомендуется взять слова Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Без традиций нет нации, нет государства. Это вопрос непрерывности истории народа и сохранения культурного кода. Это вопрос нашей священной связи с предыдущими поколениями и теми, кто придет после нас».

Урок можно начать со вступительного слова педагога (1–5 классы) или беседы (6–11 классы) о смысле выражения «эстафета поколений». Разговор следует вести о сохранении традиций, исторического и трудового наследия, о том, что нам передано предками, как много создано современниками и что нужно приумножить и передать потомкам.

В качестве подсказки учащимся на доске (или интерактивной панели) оформляется облако слов, отражающее ценности и достижения нескольких поколений белорусов: Великая Победа, историческая память, трудовой подвиг народа, заводы, города, ударная стройка, освоение космоса, наука, образование, Год благоустройства, семейные ценности, поезд Памяти, традиции и др.  В 10–11 классах можно предложить ребятам, работая в группах, создать «цепочки преемственности» из слов, представленных в облаке, и объяснить логику своей цепочки.

Основной этап занятия включает работу над письмом из прошлого. У молодых людей в 1960–1970-е гг. была традиция писать письма в будущее людям из ХХІ века. Эти послания, адресованные современной молодежи, позволяют нам заглянуть в прошлое, увидеть мир глазами наших сверстников, живших в те годы.

Учащиеся читают письмо, обсуждают его и отвечают на вопросы, какие традиции сохраняются в Беларуси, как они развиваются, что нового создано в стране за прошедшие годы, что важно передать будущим поколениям. Здесь педагогам целесообразно использовать презентацию о достижениях современной Беларуси, подготовленную специалистами Академии образования, в которой акцент сделан на таких понятиях, как пятилетка качества, Год благоустройства, республиканская акция «Вахта Памяти – 2025», Беларусь – космическая держава, Парк высоких технологий и др. В заключение школьники дают ответ авторам письма из прошлого и составляют послание своим потомкам – октябрятам, пионерам, членам молодежной организации 2075 года (в зависимости от класса). Ученики рассуждают о ценностях, традициях, которыми славится страна и которые следует сохранить, приумножить и передать следующим поколениям.

Дети приходят к выводу, что мы живем в свободной, независимой стране. Чтобы стать такой, она прошла через многие тяжелые испытания, важнейшее из которых – Великая Отечественная война. В год 80-летия Великой Победы нужно вспомнить подвиг белорусского народа, вставшего на защиту своей Родины, причем как боевой, так и трудовой: наши деды и прадеды не только одержали победу над врагом, но и смогли возродить из пепла города и села. Важно отметить, что на основе их достижений было построено сильное, независимое и суверенное государство.

В конце урока педагог предлагает учащимся 1–11 классов запланировать две образовательные экскурсии на объекты, входящие в большой туристический маршрут «Родную Беларусь знай, люби, изучай» (наиболее значимые объекты областных центров и Минска) и малый туристический маршрут «Свой край знай, люби, изучай» (объекты малой родины: своего региона и Минска). А также учащимся 5–11 классов – принять участие в республиканском конкурсе «Открываем Беларусь», который стартует 17 сентября 2025 года.

Наталья КОЛЯДИЧ