Члены клуба “Хрустальный журавль” уже несколько лет активно исследуют тему функциональной грамотности. Был сделан вывод, что для подготовки учеников к реальной жизни важно наполнить уроки деятельностью и практическими задачами. Закономерно встал вопрос: как построить такую образовательную среду на уроке? Для этого я разбила глобальную цель — развитие и оценка функциональной грамотности — на конкретные шаги. Получился чек-лист, который превращает сложную задачу в понятный алгоритм.

- Поработать с документами.
Современные образовательные стандарты и программы делают акцент не только на знаниях, но и на навыках. Предметные, метапредметные и личностные результаты — все это кирпичики, из которых строится функциональная грамотность.
Естественно-научная грамотность включает три ключевых умения:
- объяснять явления — от законов физики до окружающего мира и деятельности;
- понимать методы науки — ставить эксперименты, проверять гипотезы, искать доказательства;
- работать с данными — анализировать графики, таблицы, делать выводы и даже находить ошибки в рассуждениях.
Без фундаментальных знаний не обойтись. Но важно, чтобы ученики не просто заучивали формулы, а научились предсказывать последствия явлений (“Что будет, если исчезнет атмосфера?”), применять модели на практике (“Как рассчитать скорость падения мяча?”) и объяснять принципы работы приборов (“Почему термос сохраняет тепло?”).
Задача педагога — превратить урок в лабораторию открытий. Ученики должны:
- ставить четкие цели (“Что мы изучаем?”);
- выдвигать гипотезы (“Почему во время полета мяч вращается?”);
- выбирать методы проверки (наблюдение, эксперимент, сравнение).
Данные — это язык науки. Умение читать графики, таблицы, диаграммы очень важно. Для этого надо научить школьников преобразовывать информацию из текста в схему и наоборот, критично подходить к источникам информации (“Почему этому исследованию можно доверять?”) и аргументировать свою позицию (“Докажи, что теплоэнергетика вредит экосистеме”).
Это работает, такие навыки не просто галочка в отчете. Они помогают ученикам видеть науку в повседневности (“Почему перед закипанием чайник шумит?”), принимать решения на основе фактов (“Как выбрать экологичный продукт?”). В итоге может получиться, что мы готовим детей к вызовам будущего — от климатических изменений до цифровизации.
- Создать подходящие условия.
Педагогические подходы должны соответствовать требованиям стандартов, но при этом оставаться гибкими. Физика — это не просто формулы и модели, а умение видеть за ними реальный мир. Чтобы развивать у учеников естественно-научную грамотность, критическое мышление и навыки анализа, важно делать уроки интерактивными, добавлять эксперименты, обсуждения, задачи с жизненным контекстом, показывать, как законы физики работают в быту, технологиях, экологии.
Позволю себе дать некоторые практические советы учителям.
Дозируйте задания. Включайте упражнения на функциональную грамотность 1—2 раза в неделю, тратя на них до 7 минут урока. Например, на этапе повторения это может быть вопрос на анализ явления (“Почему зимой окна запотевают?”), во время изучения новой темы — мини-кейс с данными из графика или таблицы.
Создайте “банк задач”. В него стоит добавить задания из исследований PISA и НИКО. Они помогают понять, с какими нестандартными вопросами сталкиваются ученики и какие трудности могут испытать. “Дидактические и диагностические материалы” серии “Компетентностный подход” содержат хорошие тренировочные упражнения. Именно тренинг, а не выполнение во время урока диагностики, аналогичной НИКО, — наиболее приемлемая форма работы на уроке.
Вернитесь к классике. Иногда лучшее решение проверено веками. Качественные задачи учат анализировать и находить физические закономерности в примерах (“Футболист преграждает путь мячу. Когда он сильнее почувствует удар: бежав навстречу мячу или стоя на месте?”), а также способствуют развитию логики (“Одинаковые ли усилия нужны, чтобы поднять груз или тащить его по полу?”).
Почему это работает? Такие задачи не просто разминка для ума, они шлифуют навыки — от интерпретации данных до построения гипотез. Они превращают физику из абстрактной науки в инструмент для решения реальных проблем, а это способствует повышению мотивации. Эти задачи также учат принимать решения на основе фактов, а не домыслов (личностное развитие).
Обратите внимание на проверенные временем ресурсы: сборники М.Е.Тульчинского, в которых масса ясных и практичных задач, за исключением некоторых технологически устаревших. Книга “Физический фейерверк” Дж.Уокера поможет представить науку через эксперименты и парадоксы. Пособие “Без физики нам не обойтись” В.М.Здановича покажет ученикам, как связать теорию с повседневностью.
Главное — не загрузить учеников информацией, а научить их думать, как ученые. Даже 7 минут урока, посвященные анализу данных или решению неочевидной задачи, могут стать шагом к этому.
Упражнения из учебника рассмотрите на предмет формирования естественно-научной грамотности, тогда более ясно будет видиться картина данного процесса.
- Посмотреть через призму предмета на компоненты функциональной грамотности (приложение 1).
Физика — это не только формулы. Да, фокус — на естественно-научной грамотности, но на уроке можно развивать и другие навыки, которые пригодятся ученикам в жизни:
- финансовую грамотность — через расчеты стоимости электроэнергии (“Сколько денег “съедает” забытый в розетке чайник?”);
- глобальные компетенции — через обсуждение энергосбережения или экологических последствий производства батареек;
- читательскую и математическую грамотность — через анализ текстов, графиков, решение задач.
Физика — идеальный предмет для прокачки универсальных навыков. У учителя-предметника есть богатый арсенал инструментов. Для работы с текстом — большой диапазон материалов: от параграфов учебника до научно-популярных статей. Для отработки практических навыков подойдут качественные, контекстные, проектные, экспериментальные и межпредметные задачи (например: “Рассчитайте, сколько воды можно нагреть солнечной батареей за день”) или создание моделей, эксперименты, анализ данных.
Межпредметные задания (связь с химией, биологией, географией) можно брать, например, из НИКО (например, на сайте adu.by), если адаптировать фрагменты заданий для тренировки компетенций. Не нужно решать все за один урок, возьмите один график или кейс для анализа. Хорошим подспорьем будет сборник задач серии “Компетентностный подход” (упомянутый выше). В нем предлагаются диагностические материалы, которые легко встроить в урок.
Интеллект-карты для визуализации темы помогают организовать учебную деятельность, при этом развивая не только читательскую грамотность, но и креативность.
Как оценивать и развивать функциональную грамотность, советы учителям
Оценка навыков — не про отметки, а про понимание прогресса. Рассмотрим, как сделать ее осмысленной.
Диагностика без отметок. Входные и итоговые тесты лучше проводить в формате обратной связи.
Например: “Твой анализ графика был точным, но выводы можно углубить — попробуй связать их с теорией”. Объясните ученикам, за что именно их оценивают: за умение работать с данными, логику аргументов, точность выводов.
Как связать отметки с метапредметными результатами? Если хотите поставить отметку, привяжите ее к конкретным действиям:
3-й уровень — ученик правильно интерпретировал данные, но не указал на ошибки в рассуждениях;
5-й уровень — ребенок провел анализ, выдвинул гипотезу, подтвердил ее фактами.
Не превращайте диагностику в стресс.
Действуйте пошагово:
- Предупредите учащихся — объясните им, зачем проводится тест и какие навыки проверяются.
- Дайте четкие критерии, например: “Умение преобразовывать данные из таблицы в график — 3 балла (накопительные)”.
- Обязательно дайте обратную связь — обсудите с учащимися ошибки, похвалите за успехи, укажите направление коррекции знаний и умений.
- Если задание пересекается с метапредметными результатами, свяжите его с отметкой, позвольте ученикам выбрать, ставить отметку в журнал или нет.
Почему это важно? Такие уроки учат не “проходить программу”, а мыслить системно. Даже простые задания вроде анализа графика КПД помогают видеть связь между теорией и реальностью, принимать решения на основе данных, готовиться к вызовам — от ЦЭ до бытовых проблем.
Функциональная грамотность не развивается между делом. Чтобы уроки работали на нее, добавьте в план урока отдельную колонку “Компетенции” или “УУД” (приложение 2). Это поможет не забывать о целях, направленных на развитие функциональной грамотности. Или, например, в сценарий вставьте следующий фрагмент:
|
Тема урока |
Действия учеников |
Компетенции (ЕНГ) |
|
Закон Ома |
Анализ схем, расчеты |
Работа с данными, прогнозирование |
Готовность учителя проектировать образовательную среду (подходы, технологии, формы, средства, учебно-программную документацию и т.д.), менять свою педагогическую практику для развития у детей функциональной грамотности имеет место тогда, когда учитель мотивирован украшать уроки учебной деятельностью своих учеников.
Что мотивирует учителя меняться? Главное — не “должен”, а “хочу”. Чтобы уроки стали лабораторией для развития навыков, начните с малого. Систематические маленькие шаги приведут к большому успеху. Например, добавьте одно задание на анализ данных в неделю, экспериментируйте, попробуйте метод проектов или кейс-стади — даже если не все получится с первого раза. Обменивайтесь идеями с коллегами, участвуйте в вебинарах и конференциях. Когда учителю дети задают вопросы вроде “А как это связано с реальностью?” или анализируют новости через призму физики (“Почему авария на электростанции опасна для экологии?”), они учатся аргументировать. Это для педагога будет лучшей мотивацией продолжать.
Готовность учителя проектировать образовательную среду (подходы, технологии, формы, средства, учебно-программную документацию и т.д.), менять свою педагогическую практику для развития у детей функциональной грамотности имеет место тогда, когда учитель мотивирован украшать уроки учебной деятельностью своих учеников.
Приложение 1.

Приложение 2.
Тема: “интерференция света”, 11 класс (фрагмент схемы урока)
Тип урока: изучение нового материала.
Прогнозируемый результат: предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать смысл понятий “когерентность” и “интерференция”, смогут описать и объяснить физическое явление интерференции, объяснить причину изменения окраски мыльного пузыря.
Задачи личностного развития:
- создать ситуацию, способствующую развитию экспериментальных навыков учащихся и личностного потенциала;
- содействовать воспитанию индивидуальной и коллективной культуры учебной деятельности (умений слушать, внимательно относиться друг к другу, работать в группе);
- способствовать развитию у учащихся наблюдательности, формированию навыков анализа, сравнения, сопоставления, умения рассуждать, обобщать и делать выводы.
Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.
Ход урока
І. Мотивационно-целевой этап.
Ожидаемый результат: восприятие учащимися целей урока, мотивация на познавательную деятельность.
Задача учителя: сформировать познавательный интерес к изучаемому материалу, создать условия для развития естественно-научной грамотности (ЕНГ) (ее составляющих в контексте УУД), актуализировать опорные знания и умения учащихся, создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и ее результаты.


ІІ. Операционно-познавательный этап.
Ожидаемый результат: оперирование учащимися понятиями предметного содержания урока.
Задача учителя: организовать и обеспечить познавательную деятельность учащихся (фронтальная, парная форма работы), создать ситуацию для проведения эксперимента (групповая форма работы).

ІІІ. Оценочно-рефлексивный этап.
Ожидаемый результат: осознание результативности своей деятельности, осведомленность учащихся и учителя о достижении поставленных целей. Правильно сформулированные выводы продемонстрируют умение учащихся применять полученные знания при выполнении заданий.
Задача учителя: создать ситуацию рефлексии.

IV. Домашнее задание.
Ожидаемый результат: самостоятельный выбор и успешное выполнение домашнего задания.
Задача учителя: обеспечить выбор домашнего задания с учетом индивидуальных достижений учащихся.
Елена АНАНЧИКОВА,
учитель физики квалификационной категории “учитель-методист”,
член клуба “Хрустальный журавль”





