Почему педагог Юлия Лакосник практикует совместные поездки с учащимися в санаторий

- 13:20Классный классный

Что делает классного руководителя по­-настоящему классным — строгий контроль или бесконечные правила? Для Юлии Лакосник, учителя русского языка и литературы гимназии Ветки, ответ очевиден: главное — доверие! Подробности — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

Ученики ее 10 класса знают: их классная — не начальник, а надежный спутник, который и совет в делах даст, и задуматься о самом важном вдохновит.

Любить — значит узнавать

— Доверие — хрупкая вещь. Иногда, воспитывая, боюсь перегнуть палку, чтобы его не потерять. Подростки ведь очень эмоциональные, вспыхивают мгновенно. Что помогает мне сохранить доверие? Прежде всего уважение к личности ребенка, чувство юмора, которое способно разрядить обстановку, и искренность. Еще умение найти в себе смелость признать, что дети другие, но от этого не хуже. Их среда — цифровой мир, и, чтобы понять их, я должна быть современной: веду свой TikTok, Telegram-канал гимназии, использую нейросети на уроках литературы, интересуюсь, в какие игры играют мои ученики, какие мемы в тренде, слушаю их музыку. Без осуждения, с искренним интересом. Дети ведь считывают фальшь мгновенно, — рассуждает Юлия Петровна.

Есть в ее арсенале еще один инструмент, который помогает выстраивать доверительные отношения. Это ежегодные, начиная с 5 класса, поездки вместе с детьми в санаторий на оздоровление.

— Настоятельно рекомендую эту практику коллегам. Дети раскрываются на все сто процентов за 24 дня, проведенные вместе. Это такая небольшая школа жизни для них. Я их там и стирать носки учу, и советы относительно первых симпатий даю. Мы там много времени проводим вместе, — подчеркивает педагог.

Воспоминания о событиях, происходивших в санаториях, — а это и выступления на сцене, и дискотеки, и совместные настольные игры, и дружеские чаепития, — бережно хранятся на флешках. Их уже шесть штук. Они для классного руководителя — большая ценность. Когда в период длительного летнего отпуска она начинает скучать по своим ребятам, по тому адреналину, который получает от общения с ними, пересматривает этот архив.

От социального педагога — к своему классу

Юлия Петровна сама была ученицей гимназии, правда, тогда учреждение образования имело статус школы. Пришла сюда, будучи восьмиклассницей. Прислушавшись к совету своего классного руководителя Аллы Кобзарь,  поступила на филологический факультет ГГУ имени Ф.Скорины, после окончания которого вернулась в родную альма-матер, правда, ненадолго.

— Так сложилось, что 8 лет я работала педагогом социальным в территориальном центре социального обслуживания Ветки, где не только занималась документацией, но и помогала людям с инвалидностью. Признаюсь, морально было сложно. Но именно там раскрылся мой творческий потенциал: мы много выступали, я пела, танцевала, переборола страх сцены. И этот опыт мне очень пригодился, когда я вернулась в школу на должность педагога-организатора. Вакансия учителя появилась только спустя два года. Но еще три следующих я оставалась организатором и ведущей всех календарных праздников в гимназии, КВНов, выпускных вечеров. Дверь актового зала гимназии не закрывалась, там кипела бурная творческая жизнь, что тоже позволяло мне лучше узнавать ребят. Мечтала вернуться в педагогику и обязательно стать классным руководителем. И это случилось, — вспоминает Юлия Петровна.

Зная, что станет классным руководителем будущих пятиклассников, присматривалась к ним в младших классах, с волнением и нетерпением ждала нового учебного года. В их совместном пути не всегда все было гладко. Выстроить отношения с каждым учеником, сделать коллектив единым и дружным — непростая задача. Особенно сложно было с ребятами, когда они перешли в 8 класс: пик пубертатного периода никто не отменял. В 9-м многие резко повзрослели, задумались о поступлении.

Юлия Лакосник не просто ведет своих гимназистов к знаниям, а проводит их через самое сложное — их собственное взросление.

— Много внимания тогда уделялось профориентационным занятиям. Мы посещали дни открытых дверей колледжей. Ребята обращались ко мне с вопросом: куда же поступать? Прислушивались к моим советам. Так, две девочки выбрали колледж связи и не жалеют об этом решении, — рассказывает классный руководитель.

Ее 10 класс в начале учебного года пополнился новыми гимназистами, которые до этого учились в другом классе. Но проблемы сплочения коллектива, к счастью, не возникло. И здесь помогли поездки в санаторий и работа педагогом-организатором.

— Мне очень повезло: у меня замечательный класс, хорошие, мотивированные, очень активные ребята. С 2023 года гимназия имеет статус Школы мира. Я являюсь куратором этого направления, и со своими детьми мы принимаем участие в самых разных акциях и мероприятиях, — отмечает педагог.

Не боясь показаться слабой

Юлия Петровна гордится своим классом, переживает за их будущее и хочет, чтобы ее воспитанники были готовы ко взрослой жизни.

— Задача педагога — не сломать ребенка, увидеть в нем личность, помочь ему раскрыться. Оценки и знания, конечно, важны, но всегда ли стоит этот критерий ставить на первое место? На мой взгляд, куда важнее, каким растет человек, какие качества проявляет, какой характер у него формируется. Считаю обязательным воспитать в детях чувство ответственности и самодисциплину. Люблю повторять: “Пока вы сами от себя не начнете требовать, ничего не будет. Учитель открывает дверь в мир знаний, а шаг делаете вы. Только вы”. Хочется, чтобы они понимали, как много в их жизни зависит от них самих, чтобы задумались, с каким багажом они пойдут во взрослую жизнь. Они знают, насколько для меня важно, чтобы они были пунктуальными и умели держать данное обещание, — подчеркивает классный руководитель.

Я иду в ногу со своими учениками. Они меня вдохновляют! Мне хочется быть для них интересной. Атрибуты цифрового мира всего лишь инструменты, а суть моей работы с детьми — не пытаться их переделать, а быть для них надежным взрослым, с которым они могут быть собой.

Она не скрывает, что бывает трудно.

— И слезы, и огорчения бывают… Переживешь это, делаешь выводы и с новыми силами пробуешь по-другому. Я по натуре очень чувствительная и эмоциональная, но не боюсь перед ребятами показаться слабой, расстроиться: я же тоже человек. Не боюсь признавать свои ошибки, как без них?! И на родительских собраниях честно говорю: “Я все время учусь с вашими детьми, поэтому и промахи случаются. Мы вместе учимся”, — искренне признается Юлия Петровна.

Вместе с тем ей очень нравится быть классным руководителем, выступать вдохновителем и источником новых идей для детей, нравится, когда они ее ждут, делятся своими переживаниями и радостями.

— Уже сейчас задумываюсь над тем, как пройдет выпускной вечер у моего класса. Записываю интересные идеи в телефон. Кто знает, может быть, и алые паруса появятся на нашем небольшом озере в честь выпускников, — мечтательно улыбается учитель и вспоминает один из трогательных моментов своего классного руководства. — Этой зимой всем классом по­ехали на каток в Гомель, я упала и повредила ногу. Но долгий больничный стал не временем вынужденного отдыха, а периодом, когда еще раз почувствовала небезразличие и искренность моих детей: они постоянно писали мне, поддерживали, ждали моего возвращения.

Марина ЖДАНОВА
Фото автора и предоставлено собеседницей