К молодежи — через эмоции

- 13:00Авторские колонки, По делу с Наталией Бушной

Сегодня, когда мир сотрясают конфликты, войны, стихии и катаклизмы, для каждого мыслящего человека понятия “мир”, “единство”, “семья”, “возможность учиться и трудиться” приобретают особую значимость и ценность.

Ведущая рубрики — Наталия БУШНАЯ, директор столичной гимназии № 1 имени Ф.Скорины,
заслуженный учитель Беларуси

Как бы пафосно это ни звучало, но именно образование, а точнее школа как основной и самый массовый его институт, выступило той силой, которая сплотила белорусское общество. Особенно за последние пять лет. Нам удалось пробудить национальный интерес к истории вообще и истории нашего государства в частности не только у наших детей, но и у их родителей. Мы серьезно потрудились над тем, чтобы в белорусском обществе не было даже малейших попыток пересмотреть нашу героическую историю, исключить различные взгляды на трактовку победы. Наш Президент призывает нас идти к молодежи через эмоции, которые трогают души детей, и мы это делаем. 80 лет, которые отделяют нас от Великой Победы, означают, что не только участников, но и свидетелей войны становится все меньше, теряется нерв победы, который был тогда, в мае сорок пятого. А взрослеющая личность воспринимает историю так, как мы, взрослые, ее преподнесем.

Путь в Хатынь и Брестскую крепость мы не забудем. Не забудут и наши дети, потому что в белорусских школах сложилась честная система патриотического воспитания в духе сохранения исторической памяти и исторической правды.

И это не просто слова. Это реальные дела, о которых пишет наша родная “Настаўніцкая”, да и другие СМИ. В этом вопросе мы едины как никогда.

Сегодня никого не надо убеждать в том, что новые технологии и современные гаджеты значительно повышают качество жизни человека, при этом духовно-нравственный прогресс весьма и весьма сомнителен. В условиях информационной войны за умы, головы и души детей масштаб этого воздействия на внутренний мир взрослеющей личности, в том числе на ее эмоциональную устойчивость, не лежит на поверхности. Поэтому образование в нашей стране строится так, чтобы предупредить риски тотальной цифровизации. Это и своевременные меры по ограничению использования мобильных телефонов в школах, и усиление безопасности, и, самое главное, повышение роли и социальной значимости личности учителя. Роль педагога как воспитателя сегодня возрастает кратно: в этом вопросе профессиональных компетенций в учебном предмете явно недостаточно. Педагог сегодня — не просто воспитатель, он психолог. Согласитесь, за 45 минут урока можно почувствовать настроение и эмоциональное состояние ребенка, уловить его тревогу и, самое главное, не оставить это без внимания. Ни одна машина и ИИ, по крайней мере сегодня, на это не способны. ИИ — это данность, это мощное средство достижения конкретной цели, но только в союзе с человеком. Кстати, в нашей гимназии уже давно стало традицией определять слоган года. А так как в предстоя­щем году мы планируем активно поработать над темой “ИИ как средство повышения качества образования”, то и слоган года этому соответствует: “ИИ мне друг, но человек дороже”.

Не могу обойти стороной тему духовно-нравственного воспитания. Сегодня в наших школах работает все меньше альтруистов и больше прагматиков. Наших детей тоже следует отнести к поколению прагматиков. Не вижу в этом ничего плохого. Мир становится техничным, технологичным, многие проблемы требуют жестких алгоритмов решения. Сегодня мы воспитываем поколение, которое рождается с гаджетами в руках. С гаджетами, но не с ценностными ориентациями. Ценности и смыслы формируются, и прежде всего в школе. Сегодняшние реалии таковы, что ребенок в школьном коллективе проводит больше времени, нежели с родителями. В воспитании духовно-нравственной культуры школа использует не только потенциал учебных занятий, но и возможности социума. В качестве примера приведу проект, который был реализован в Ленинском районе нашей столицы. В течение прошлого учебного года в районе проходил театральный марафон, который охватил всех без исключения школьников. А победители этого марафона выступали на сцене Театра белорусской армии в преддверии праздника Великой Победы. Был полный зал зрителей — детей, родителей, педагогов, а на сцене в прозе, в стихах, в музыке шел разговор школьников о нашей истории, ее героических и трагических страницах, о наших национальных и культурных традициях и ценностях. Такие встречи невозможно забыть, они оставляют значимый след в детской памяти. Вот такое воспитание через эмоции и деятельность.

В формировании духовно-нравственной культуры мы опираемся на христианские ценности и наши традиции. Важно отметить, что за последние годы сотрудничество учреждений образования с БПЦ стало более активным. Например, в нашей гимназии первые уроки в день знаний проходят в храме-памятнике Всех Святых и кафедральном соборе. В каждой белорусской школе преподается факультатив “Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма”. Представители БПЦ — частые гости на родительских собраниях. Сделано немало, но надо двигаться вперед. Думаю, нам нужны новые совместные проекты с БПЦ, их спектр необ­ходимо расширять.

Гуманитарные проекты с БПЦ позволяют не только защитить традиционные духовные ценности, но и укрепить диалог между разными поколениями и всеми слоями общества.

Перечитала написанные строки и задала себе вопрос: это все о чем? Это о качестве нашего образования. Потому что сегодня как никогда качество оценивается с позиции его социальной значимости. И результаты ЦЭ и ЦТ, и значительно возросший интерес, востребованность среднего специального образования, инженерных профессий, и победы наших школьников на международных олимпиадах тому свидетельство. Гордость за страну, наше образование, за наших детей и учителей! Но мы не должны забывать, что в условиях цифровых трансформаций требования к профессионализму педагога со стороны общества и государства значительно возрастают. Инвестиции в будущее страны начинаются с инвес­тиций в личность педагога, миссия которого, как и много лет назад, состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку раскрыть свою индивидуальность, “увидеть” самого себя, сформировать желание, мотивацию и способность учиться, трудиться, строить и реализовывать жизненные планы в балансе личных и общественных интересов. Ведь именно в этом и заключается человеческое счастье — мир, единство, понимание, семья, интересная для себя и нужная обществу работа.

Фото Олега ИГНАТОВИЧА
используется в качестве иллюстрации