Как научить детей любить и беречь природу? Опытом работы делятся педагоги Хойников

- 9:00Главная, Образование

Отель для насекомых в виде сот, «Уголок нетронутой природы» и метеоплощадка — новые формы и методы работы с детьми развивают педагоги дошкольного центра развития ребенка в Хойниках. Подробнее об этом — в материале корреспондента «Настаўніцкай газеты».

Куда приходит детство

Ежедневно в дошкольном центре малыши совершают открытия вместе с педагогами. Пока дети учатся познавательному и творческому, взрослые с огромным энтузиазмом идут в ногу со временем, внедряя современные методики: информационно-компьютерные технологии, элементы технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ (общая теория сильного мышления — теория решения изобретательских задач — развитие творческого воображения), применяют в работе логические блоки Дьенеша, додекаэдры, кубики Блума, логические экраны и многое другое.

Учреждение рассчитано на 12 групп, есть просторный физкультурный и музыкальный залы, кабинет педагога-психолога, дефектолога и собственная изостудия — созданы все условия для укрепления здоровья детей и развития их творческих способностей. А заботятся о мальчишках и девчонках как воспитатели с многолетним стажем работы, так и новички в профессии, которые свой трудовой путь начали под присмотром опытных коллег. Всего же здесь трудятся 32 педагога.

Заведующая центром Валентина Лещенок посвятила благородной профессии более 30 лет. Сперва работала помощником воспитателя, затем руководителем физического воспитания, воспитателем, после стала заведующей сельским детским садом, которому посвятила 11 лет. Сейчас вот уже 10 лет «у руля» дошкольного центра развития ребенка г. Хойники. Для коллектива Валентина Лещенок — наставник и опора, для воспитанников — тот самый взрослый, который легко подберет ключ к каждому ребенку. Даже в момент нашего разговора она находит время, чтобы поинтересоваться у выходящей из изостудии группы, как прошло занятие и понравилось ли рисовать.

Счастье в том, что молодому педагогу есть у кого учиться, а опытному — есть кому передавать свои знания и наработки, — говорит собеседница. — Наши воспитанники с радостью спешат на занятия объединений по интересам «Хореография», «Детский фитнес», «Детское ручное ткачество», «Творческая мастерская», «Веселый мяч» и «Информатика без розетки». К слову, последний проект центр стал реализовывать одним из первых в Хойникском районе, а сертификаты тьюторов уже имеют 8 специалистов. В этом году тьюторы проекта Ирина Горбачева и Елена Жевняк проводят занятия по робототехническому программированию с наборами МататаЛаб. Также сотрудничаем с городскими школами и гимназией, а педагоги Центра творчества детей и молодежи Хойников в рамках объединений по интересам приходят к нам, чтобы помочь развивать творческие способности ребят, знакомить их с английским языком. С раннего возраста малыши получают знания по математике, чтению, грамоте, а еще развивают особый алгоритмический стиль мышления.

С акцентом на экологии

В прошлом году учреждению дошкольного образования присвоен статус «Зеленая школа». Сейчас маленькие экологи определяют видовое разнообразие деревьев, а их на территории более 20, и точно могут установить время листопада. Педагог-психолог Ирина Горбачева, воспитатель дошкольного образования Александра Зеленковская особое внимание уделяют экотематике, не обходят стороной участие в различных конкурсах и мероприятиях. Слаженная работа детей и взрослых принесла свои плоды — диплом третьей степени в республиканском конкурсе экологических проектов «Зеленая школа» в 2022 г. в номинации «Зеленые следочки». В копилке достижений нынешнего года — диплом третьей степени на областном этапе республиканской экологической акции «Сцяжынкамi Бацькаўшчыны», отмечена разработка «Тайны экологической тропы» (руководитель проекта Ирина Горбачева) в номинации «Зеленые маршруты».

Популярностью у педагогов и малышей пользуются 3D-макеты, мэджик-боксы, кубики Блума, которые помогают обучать детей и позволяют им осознавать, как относиться к природе, чтобы быть ей другом.

— Экология — тема будущего, а также нашего здоровья, где центральное место занимает бережное отношение к природе и окружающему миру, — присоединяется к разговору заместитель заведующего по основной деятельности Лариса Денисюк. — Экологическая культура человека формируется в детстве. Наши педагоги разрабатывают и внедряют новые игры, проводят увлекательные занятия для детей по изучению биоразнообразия, водосбережения, энергосбережения, обращения с отходами. Мальчишкам и девчонкам нравится наблюдать за птицами и насекомыми, растениями, которые произрастают на территории центра, явлениями живой и неживой природы. В этом году мы впервые высадили на огороде лен, чтобы показать малышам культуру — символ Беларуси, а в «Уголке нетронутой природы» растет еще один символ — клевер.

На территории центра создана экологическая тропа «В гостях у пчелки Жужи», на маршруте которой время от времени создаются новые объекты. Так, недавно появился отель для насекомых в виде сот. Возвращаясь домой, дети вместе с родителями любят задерживаться здесь. Этот объект помогает рассказать дошколятам, что нужно заботиться о природе, а еще показывает, какие насекомые могут быть полезными, а какие — нет. Самое главное, взрослые объясняют малышам, как уберечься от опасных видов насекомых.

На метеостанции можно понаблюдать за погодными изменениями: ветровой рукав укажет направление и силу ветра, а еще здесь можно посмотреть на облака и с точностью сказать: проплывают кучевые, перистые или слоистые.

«Уголок нетронутой природы» — одно из любимых мест наблюдений на маршруте экотропы, — продолжает Лариса Денисюк. — Здесь мы стараемся ничего не менять: не косить траву, не срывать цветы, чтобы дети видели, каких растений больше, а каких меньше, как они растут и цветут. Есть возможность сравнить эту видовую точку с ухоженными участками. И воспитанники сами замечают, что на других участках меньше небольших птиц, насекомых и даже бабочки не прилетают. Эти наблюдения помогают объяснить маленьким почемучкам явления живой природы.

В дошкольном центре развития ребенка реализуются различные образовательные технологии, педагоги учреждения повышают свой профессиональный уровень в межкурсовой период, посещают методические объединения, участвуют в семинарах, акциях и конкурсах.

Воспитание души

Гордимся тем, что нам удалось поучаствовать в реализации инновационного проекта по духовно-нравственному воспитанию детей — «Внедрение модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия», — отмечает Лариса Денисюк. — Мы знаем, что дети — наше отражение, поэтому в первую очередь стараемся сами транслировать основы духовно-нравственной культуры, которую стремимся прививать в том числе благодаря участию в конкурсах. Так, воспитанники центра представили свои работы на международном конкурсе «Красота Божьего мира» и по результатам были отмечены благодарностями Туровской епархии Белорусской Православной Церкви.

Сотрудничает центр также с настоятелями храма Покрова Пресвятой Богородицы.

По возможности посещаем с экскурсией храм, что позволяет ребятам прочувствовать необычную атмосферу и получить новые знания. Священнослужители рассказывают малышам истории из жизни православных святых, — рассказала Лариса Денисюк.

Кроме того, педагоги старших и средних групп, музыкальные руководители, педагог-психолог знакомят детей с основными календарными православными праздниками. Например, недавно проводили мероприятие, посвященное Покрову Пресвятой Богородицы.

Активно участвуют в наших мероприятиях и родители. Мамы с папами учат духовной чуткости и любви к миру человека и природы, — отметила собеседница.

Растить патриотов

Гражданско-патриотическое воспитание также в центре внимания педагогов. В этом году учреждение принимало участие в образовательном квесте «Живая память поколений». В его рамках ребята старших групп были задействованы в проекте «Цветы Великой Победы» — участвовали в различных патриотических акциях и праздниках. Красочные номера, организованные для проекта музыкальным руководителем Анной Лобан, были представлены на мероприятиях районного уровня. Работа педагога отмечена дипломом победителя областного фестиваля творчества детей дошкольного возраста «Как прекрасен этот мир!» в номинации «Инструментальная музыка».

Образовательный квест помог более целенаправленно реализовать нашу работу. Ребята из старших групп знакомились с событиями, произошедшими в годы Великой Отечественной войны, а мы старались показать, насколько велика и значима победа для народа, — отмечает педагог. — Проект не только объединил детей и педагогов, но и сплотил родителей. Мамы и папы подключились к созданию экспозиции «Музей в чемодане»: передали нам лопату военных лет, фляги, котелок, личные медали, значки и фотографии. Затем присоединились бабушки и дедушки — вместе с внуками они читали стихи, участвовали в видеочелленджах. На некоторое время нам предоставили уникальный материал — военный альбом нашего земляка, почетного гражданина Хойникского района А.М. Зеленковского. Семейная реликвия представляет историческую ценность: рукописные страницы передают заметки с фронта, встречается информация, набранная на печатной машинке. Наши дети настолько прониклись историей военного, что сделали открытку в виде голубя с пожеланиями семье героя счастья, мира и добра.

Елена КАСЬЯН-ПАВЛЕНКОВА
Фото автора и ДЦРР