Как повысить качество подготовки будущих специалистов для АПК и удержать их после распределения на местах. Об этом и многом другом корреспонденту “Настаўніцкай газеты” рассказал директор Пинского государственного аграрного технологического колледжа Николай Вакульчик.

Современные работодатели все больше ценят навыки, которые нелегко автоматизировать, — это критическое мышление, умение решать проблемы, креативность, коммуникация и сотрудничество. Для их развития колледжам стоит пересмотреть свои учебные программы и внедрить в них проектно-ориентированное обучение и различные интерактивные методы. При этом и промышленному сектору необходимо более тесно сотрудничать с колледжами, ведь лишь при такой интеграции обучение действительно станет практико-ориентированным и учебные программы будут соответствовать требованиям рынка труда.
Стратегическая задача сотрудничества нашего колледжа с базовыми предприятиями — подготовка конкурентоспособных специалистов, отвечающих современным требованиям работодателей. Мы активно работаем с “Савушкиным продуктом”, Пинским мясокомбинатом, сельскохозяйственными организациями Пинского района: “Охово”, “Плещицы” и “Оснежицкое”. В последние годы наше взаимодействие вышло на новый уровень благодаря особому вниманию со стороны государства.
Сегодня активно создаются на базах организаций производственные мастерские для учащихся колледжей. Однако для нас и наших заказчиков кадров такой вариант неприемлем.
Причин тому много: скоропортящееся сырье, усиленные требования к безопасности пищевой продукции, дорогостоящее оборудование, разделение производств по филиалам, а также экономическая составляющая. Ведь, например, нецелесообразно организации делать мастерскую полного цикла переработки молока, если оно специализируется только на производстве твердых сыров. Такая же ситуация с ветеринарной медициной и зоотехнией: невозможно использовать продуктивных сельскохозяйственных животных в учебных целях.
Поэтому наш колледж продолжает практиковать традиционные формы взаимодействия: проведение производственных и учебных практик на базе предприятий под руководством опытных наставников. А представители организаций — заказчиков кадров включаются в состав государственных экзаменационных комиссий и участвуют в разработке учебных планов и программ по специальностям.
Следует отметить, что в этом направлении есть и нововведения, позволяющие нам значительно повысить качество подготовки будущих специалистов и способствовать закреплению выпускников на рабочих местах. Так, наиболее результативной и комплексной формой сотрудничества выступает интеграция теоретической подготовки в стенах колледжа с практическим обучением непосредственно на рабочем месте. Наши ребята проходят учебные практики на филиалах “Савушкина продукта” и Пинском мясокомбинате. Это приносит свои плоды: уровень подготовки выпускников, по отзывам работодателей, становится значительно выше и сокращается период их адаптации на рабочем месте.
К тому же наши учебные программы по всем специальностям разрабатываются и корректируются при непосредственном участии специалистов предприятий. Это обеспечивает стопроцентное соответствие получаемых компетенций реальным производственным задачам. По рекомендациям заказчиков кадров вносятся изменения в учебные планы по рабочим профессиям. Мы в 2023 году пересмотрели их перечень и включили наиболее востребованные на производстве: “Оператор линии в производстве пищевой продукции”, “Контролер пищевой продукции”, “Формовщик колбасных изделий” и “Расфасовщик мясопродуктов”. А сейчас прорабатываем вопрос по расширению круга предприятий-партнеров, например, хлебопекарной и винодельческой отрасли.

Перед современным колледжем порой встает вопрос: куда распределять специалистов? Хотя у нас все квалификации очень востребованы! Однако вопрос в другом: как удержать специалиста после распределения?
Самая проблемная в этом плане — аграрная отрасль. Конечно, сейчас, по сравнению с ситуацией 2—3-летней давности, процент специалистов, не приступивших к работе и возмещающих средства, затраченные государством на обучение, снизился. В том числе благодаря тому, что будущие наниматели приезжают за выпускниками не на момент распределения, а работают на опережение, проводя открытые диалоги с учащимися предвыпускных курсов. Это прекрасный способ для работодателей заинтересовать ребят будущим местом работы и развеять определенные страхи перед трудоустройством.
К сожалению, обучение аграрным специальностям “Ветеринария”, “Зоотехния” сталкивается с комплексом специфических вызовов. Во-первых, инфраструктурные сложности: у нашего колледжа нет своей собственной учебной фермы, где можно проводить реальные работы. Практика сводится к наблюдению, а не к активному участию. Во-вторых, стереотипы: профессия зоотехника или доярки в массовом сознании до сих пор ассоциируется с низкооплачиваемым, непрестижным и тяжелым трудом, что отпугивает абитуриентов.
Современный аграрный колледж находится в непростой ситуации: от него ждут подготовки кадров для высокотехнологичной отрасли (цифровое сельское хозяйство), но он часто работает с устаревшей материальной базой, кадрами и методиками. Преодоление этих сложностей требует не только увеличения финансирования, но и глубокой интеграции с реальным сектором, гибкости учебных планов, активной профориентационной работы и господдержки для привлечения молодых кадров в систему АПК.
Улучшение подготовки кадров для аграрного сектора требует системного подхода, объединяющего усилия колледжей, государства и самой сельскохозяйственной отрасли.
Крупные предприятия АПК должны стать не просто заказчиками кадров, а полноценными партнерами в образовательном процессе. Учащийся не менее 50% времени обязан проводить на современном агропредприятии. Теория в колледже должна немедленно подкрепляться практикой в сельхозорганизации под руководством опытного наставника. К сожалению, современная эпидемиологическая ситуация не позволяет в полном объеме выполнить это требование. Но есть выход — инвестиции в инфраструктуру колледжей (учебные классы, лаборатории, технику) в обмен на гарантированное трудоустройство подготовленных специалистов. Например, внедрение цифровых симуляторов и VR/AR-технологий: тренажеры-симуляторы доильных залов, систем современных ветеринарных кабинетов, лабораторий по ветеринарной диагностике, пунктов по искусственному осеменению животных позволили бы отрабатывать навыки без риска повредить дорогостоящее оборудование или сельскохозяйственных животных и без привязки к сезону. Тем более что центров компетенций по этим направлениям в Беларуси пока нет.
Поэтому лишь комплексный подход позволит преодолеть стереотипы и обеспечить АПК мотивированными и высококвалифицированными кадрами.
Записала Ольга АНТОНЕНКОВА
Фото автора




