Как учитель физкультуры из школы № 142 Минска Сергей Антоневич воспитывает в школьниках силу воли и силу духа

- 9:00Главная, Журнал "Спорт time", Образование

Спас родную школу от пожара, вместо карьеры тренера по единоборствам выбрал стезю педагога и ежедневно воспитывает в школьниках силу воли и силу духа. А еще ходит с детьми на лыжах и играет с ними в любимый бадминтон. Все это — про учителя физкультуры средней школы № 142 Заводского района Минска Сергея Антоневича.

Самый важный предмет

У Сергея Антоневича много наград: стены его кабинета украшает около 30 дипломов и почетных грамот — от комитета по образованию Мингорисполкома, администрации района, Минского городского Совета депутатов и др. Но не могу с порога не спросить о главной — нагрудном знаке «За отличие», который учитель получил от Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Год назад в школе внезапно вспыхнул пожар.

— Сергей Анатольевич, как удалось не растеряться? Помогла профессиональная физподготовка?

В том числе. Считаю, что мой предмет — физическая культура — важнейший для развития у детей быстрой реакции, воспитания характера, силы воли, мужества. В тот день в школе внезапно произошло короткое замыкание в электрощите и, как следствие, возгорание. Спустя короткое время огонь был почти до потолка! Мгновенно случилось задымление. Помню, я быстро сориентировался, хотя до этого не имел дела с порошковым огнетушителем. Услышал хлопок, побежал из спортзала на второй этаж и увидел пламя. Огонь потушил еще до приезда работников МЧС. К счастью, нашему директору Юлии Викторовне Колесниковой и всему педколлективу удалось успешно организовать эвакуацию более чем 500 школьников, избежать давки и прочих экстренных ситуаций. Потом ко мне подходили родители учащихся, благодарили, дети приносили рисунки — для меня это, наверное, самая главная награда. Я в свою очередь напоминал родителям: в любой непредвиденной ситуации важна хорошая подготовка, в том числе физическая. А для детей она начинается именно здесь, в школьном спортивном зале.

— Знаю, что в этом зале вы буквально целый день: приходите еще до 8 утра и уходите в 9 вечера.

— Даже в субботу! Так что выходной у меня один. Секрет в том, что я очень люблю свой предмет, детей, а они любят меня. Почему-то больше всего ко мне тянутся ученики помладше — 1–2 классы. Ежедневно наш зал полон детей. Много занимаюсь с ними дополнительно. Основной упор делаю на волейбол, но есть и определенная сезонность. Сейчас, например, начинается лыжная пора. Наши дети обожают лыжи! Участвуют в районных, городских спартакиадах, в Республиканских соревнованиях среди детей и подростков по биатлону «Снежный снайпер», к которым, кстати, мы как раз сейчас готовимся. Серьезные тренировки у нас прекращаются разве что летом. Все время идет подготовка к районным, городским спартакиадам среди учреждений общего среднего образования по разным видам спорта.

— Боретесь за честь школы, которую сами окончили.

Да, это моя родная школа, здесь я когда-то и сам полюбил спорт, физкультуру. В юности увлекся единоборствами, посвятил им 13 лет. К сожалению, получил травму и серьезные занятия пришлось оставить. После армии женился и, кстати, по совету супруги получил высшее образование в Белорусском государственном университете физической культуры. Пошел, конечно, на спортивно-педагогический факультет спортивных игр и единоборств. По полученной специализации мог стать или тренером по единоборствам, или учителем физкультуры. Выбрал последнее. Почему? Привлекла возможность работать с детьми в родных школьных стенах, и вот уже 15 лет я здесь.

Зажечь спортивный огонек

— Тяжело было в новой роли учителя?

— Любые трудности отступают на второй план, когда видишь, как тебя любят ученики, как им нравится твой предмет, как они ждут занятий или соревнований. Я делаю для этого все: придумываю интересные подходы к ведению уроков, новые методы, чтобы заинтересовать детей, зажечь в них спортивный огонек. Хотя это нелегко, даже с каждым годом все тяжелее. Увы, отмечаю, что сегодня дети стали менее спортивными, инициативными, чем были мы в детстве. Вырос и процент учащихся с подготовительной группой по физкультуре. К тому же распространились всевозможные гаджеты: телефоны, планшеты, компьютеры. Борюсь с этим. На моих уроках телефонов у детей нет. Нахожу оригинальные подходы, чтобы привить школьникам интерес к спорту и при этом не отпугнуть их.

— Какой самый действенный метод?

— Мотивация. С детьми она срабатывает, как волшебная палочка. Абсолютно все они легко отзываются на похвалу, раскрываются. У меня так заведено: ученики пришли на урок, стараются — получают хорошую оценку только за активность. Старших тоже нужно поддерживать отметкой. Нормативы по физкультуре сегодня непростые, и заслужить десятку, скажу откровенно, трудно. Если вижу, что ребенок неравнодушен, тренируется — оценку повышаю. Кроме того, недавно в Беларуси появился нагрудный знак «Готов к труду и обороне», так что детям есть к чему стремиться. В этом году уже трое моих учеников получили такие значки. Также очень важно привлекать к работе родителей. Всегда приглашаю их в школу, будь то будний день или выходные: поиграть с детьми в волейбол, бадминтон, зимой покататься на лыжах. Каждая четвертая суббота у нас родительская. По запросу выдаем им лыжи, весь необходимый инвентарь.

Сергей Антоневич в 2020 году занял 2-е место на городском конкурсе профессионального мастерства «Столичный учитель — столичному образованию» в номинации «Своя высота». Является руководителем учебно-методического объединения учителей физической культуры в Заводском районе Минска.

— Среди них нет тех, кто считает физкультуру предметом второстепенным?

Такие родители есть всегда, к сожалению, но я их честно предупреждаю: не будет здоровья — не будет и хорошей успеваемости по другим предметам. К тому же физкультура останется с ребенком и после школы: в колледже, в университете. Студентам тоже нужно быть в хорошей форме, сдавать те же нормативы. Более того, в жизни почти каждого человека обязательно будут какие-то турслеты, соревнования, да и просто спортивные мероприятия по месту работы. А знаете, как приятно, когда ко мне приходят бывшие ученики, теперь уже студенты, и говорят: «Спасибо, что научили!» На своем примере показываю детям, как важен здоровый образ жизни, привожу в пример и нашего Президента, который отводит спорту огромную роль в воспитании подрастающего поколения.

Работа на результат

— Награды получать приятно прежде всего потому, что это результат большой работы, которую я вкладываю в детей. Одну из последних — Почетную грамоту от Минского городского Совета депутатов — мне вручали во Дворце Республики. Навсегда в моей памяти останется этот момент. Но во много раз дороже для меня награды и достижения моих учеников, которые вкладывают в тренировки много сил и времени, достойно выступают на районных, городских соревнованиях. Уже в январе начнется наш традиционный «Снежный снайпер». Будем готовиться. В Чижовке есть прекрасная лыжня, где можно тренироваться круглый год, и дети ее очень любят: бегают на лыжах, стреляют. Отбираем 3 возрастные группы, причем из детей, которые не занимаются спортом на профессиональном уровне. Наша школа, к слову, оснащена самым современным лыжным оборудованием. Дети регулярно принимают участие в соревнованиях по многоборью, в лыжных гонках. Лыжный спорт особенно важен: он полезен для здоровья, так как занятия проходят на свежем воздухе, что тоже очень нравится детям.

— Как поощряете маленьких спортсменов?

И словом, и делом. Никогда не забуду похвалить, поблагодарить за участие. После соревнований устраиваем с детьми чаепитие, покупаем пиццу, набор пирожных. Особенно приятно, конечно, если есть хороший результат. Недавно закончилась 79-я спартакиада школьников, в которой на районном этапе учащиеся нашей школы заняли 1-е место по настольному теннису, 2-е — по шашкам. Эти дети, возможно, будут участвовать в городском, а затем республиканском этапах спартакиады. Работа идет напряженная, каждый день. Кроме того, я также являюсь руководителем по военно-патриотическому воспитанию. Можно сказать, живу в школе и школой. А как иначе, если хочешь хорошо делать свое дело?!

Елизавета Мицкевич
Фото Олега Игнатовича