В городской средней школе № 5 имени 120-й гвардейской стрелковой Рогачевской Краснознаменной дивизии многовекторная профориентационная работа начинается уже с 5-го класса. Как проходит погружение школьников в профессии, узнала корреспондент «Настаўніцкай газеты».
В выпускных 11-х классах организована работа трех профильных групп профессиональной направленности: педагогической, инженерной и медицинской. Также есть и две допрофильные группы в 8—9-х классах: журналистская и военно-патриотическая. Кроме этого, в школе работают три класса профориентационной направленности: МЧС, школьного лесничества и налоговый.

— Первым профильным направлением, которое появилось 8 лет назад, стало педагогическое. Нынешняя педгруппа из 9 человек — это уже четвертый выпуск, — рассказывает директор школы Наталья Зарецкая. — В прошлом году впервые в 10-х классах были открыты инженерная и медицинская группы. Также мы создали профориентационные классы школьного лесничества и налоговый. В январе 2025 г. набрали допрофильную группу журналистов-восьмиклассников, а в сентябре заработал профориентационный класс МЧС для 22 пятиклассников.

Во всех профильных группах профессиональной направленности и профориентационных классах заключены договоры о сотрудничестве с профильными университетами, учреждениями и предприятиями. Мальчишки и девчонки, отправляясь туда на экскурсии, общаясь со специалистами на рабочих местах, могут лучше узнать профессию изнутри, разглядеть для себя плюсы и минусы, а также отработать определенные практические навыки.
Вживаясь в роль учителя
— Учебный план факультатива «Введение в педагогическую профессию» предусматривает, что одиннадцатиклассники нарабатывают педагогические навыки, проводя занятия и динамические перемены в младших классах. Например, полезные подвижные пятиминутки в теплое время года могут пройти в школьном дворе, а в дождливую и холодную пору — в фойе, где есть специальные игровые зоны, — приводит пример учитель географии Наталья Шевцова.
По словам старшеклассников, в дни значимых государственных праздников для младших школьников они организуют познавательные квесты. Их подопечные, передвигаясь от станции к станции, выполняют задания, отвечают на тематические вопросы.
Гостями диалоговых площадок для будущих педагогов становятся известные учителя района, которые делятся опытом, рассказывают о нюансах профессии. Так, недавно ребятам представилась возможность пообщаться с начальником отдела образования Рогачевского райисполкома Еленой Клочковой и победителем республиканского конкурса профессионального мастерства «Учитель года Республики Беларусь — 2023» Сергеем Шаминским.
В течение двух лет обучения в педагогической группе о специфике своего предмета школьникам рассказывает каждый педагог, чтобы, обладая максимумом информации, выпускники могли точно определиться с той или иной специальностью при поступлении в университет. Кстати, с ГГУ имени Ф. Скорины у школы подписан договор о сотрудничестве, так что педклассовцы уже побывали там не раз.
К слову, четыре выпускника из первого педкласса, окончив университет, вернулись работать в родную школу. В целом же 80 % учащихся этого направления продолжают обучение по своему профилю.
Примеряя белый халат
Профильные занятия в группе медицинской направленности ведут учителя химии высшей квалификационной категории Алеся Федорович и Ирина Аврамова. Педагоги признаются, что для них и учеников почетно и приятно, что первый урок в медгруппе провел ректор Гомельского медуниверситета доктор медицинских наук Олег Стома.
— Первый набор в медицинские группы состоялся в прошлом году. А вот химико-биологический профиль в школе появился много лет назад. Ребята не только углубленно изучают эти предметы, но и приобретают практические навыки, — уверяет А. Федорович.

Также учащиеся медгруппы принимают участие в научно-практических конференциях, исследовательских проектах, предметных олимпиадах. Выпускники химико-биологического профиля прошлых лет показывали высокие баллы, сдавая ЦЭ и ЦТ по этим предметам.
В прошлом году учащаяся Марина Шпакова завоевала диплом II степени на заключительном этапе Республиканской олимпиады по биологии. А сейчас одиннадцатиклассница проходит обучение в Национальном детском технопарке, осваивая направление «Биотехнологии».
— Основная наша задача — помочь воспитанникам сделать осознанный и правильный выбор дела всей жизни, — дополняет коллегу И. Аврамова. — Факультативные занятия «Введение в медицинскую профессию» проводятся не только в школе, но и в Рогачевской центральной районной больнице, поликлинике, где наши воспитанники знакомятся с медоборудованием и его применением при диагностике различных заболеваний. Также отправляемся на экскурсии в Гомельский медуниверситет. Такой подход помогает потенциальным медикам увидеть реальные будни медработников, поближе ознакомиться с разными направлениями в медицине.

— Что отрабатываете на факультативах? — интересуюсь у ребят, заметив на каждом из трех столов разные приборы, наглядные материалы.
— Сегодня, например, одна подгруппа измеряет пульс до и после физнагрузки (10 приседаний), вторая — отрабатывает на манекене навыки искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, третья — закрепляет знания по анатомии, выполняя тестовую работу, — рассказывает ученица 11-го «А» класса Александра Маркова, которая готовится к поступлению в Гомельский государственный медицинский университет на медико-диагностическое отделение.

Егор Суворов мечтает стать студентом медицинского вуза, как и его старший брат Максим, который оканчивал эту же школу, сдав химию на 100 баллов, а биологию на 98:
— Брат учится на стоматолога в Минске, а я планирую поступать на лечфак в Гомеле. По его рассказам знаю, что учиться нелегко, но меня это ничуть не пугает.
Погружаясь в мир техники и технологий
Главные посетители инженерно-технического центра, действующего в школе второй год, 12 одиннадцатиклассников — ученики инженерной группы, которые изучают физику и математику на повышенном уровне.
Факультативный курс «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию» ведет Наталья Нестерович, учитель географии квалификационной категории «учитель-методист»:
— Цель курса — формирование технологической культуры учащихся, а также осознанный выбор инженерной профессии. Те знания, которые старшеклассники получают на факультативе, дают им представления о градообразующих предприятиях нашего города, где, к слову, проходят практические занятия. Также мы посещаем ведущий технический университет страны — БНТУ, с которым налажено сотрудничество. С преподавателями вуза ребята изучают прототипирование, работают с программой «Компас-3D», занимаясь построением трехмерного чертежа на специальном оборудовании.

Педагог надеется, что трехстороннее сотрудничество «школа — университет — предприятие» поможет ее подопечным к окончанию курса дать четкий ответ на вопрос «Кем быть?».
Впрочем, уже сейчас многие для себя сделали выбор, как Константин Шуборов:
— Я буду работать в инженерной сфере. Нацелен поступить в БНТУ. В приоритете — факультет информационных технологий и робототехники. Как вариант, рассматриваю еще автотракторный. Меня привлекает всё, что связано с созданием промышленных роботов для автоматизации производства.
Среди любителей инженерии есть те, кто уже отличился своими оригинальными идеями. Например, Екатерина Шапетько, которая под руководством педагога дополнительного образования Вячеслава Антипова разработала бионический протез руки. Ее проект в прошлом году был отмечен диплом I степени на заключительном этапе республиканского конкурса «ТехноИнтеллект», а в этом девушка участвовала в региональном экономическом форуме в Гомеле. Также в 2024 г. Константин Шуборов и Александр Шкуратов стали участниками первого областного слета учащихся инженерных групп или классов «Индустрия 4.0», откуда привезли диплом III степени.
Сотрудничество школы с Рогачевским заводом «Диапроектор» поспособствовало появлению совместного учебно-исследовательского проекта «Жидкая линза».
Допрофили и профориентация
В этом году в третий раз на уровне предпрофильной подготовки в параллели 8-х классов набран военно-патриотический класс.
— Ребята на повышенном уровне изучают два года историю, а еще знакомятся с основами военного дела, осваивают навыки владения стрелковым оружием, — рассказывает директор школы. — Занимается с восьмиклассниками руководитель по военно-патриотическому воспитанию Андрей Абрамов, майор в отставке, финалист областного этапа республиканского конкурса «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию».

За считанные занятия в сентябре мальчишки и девчонки вполне слаженно уже научились выполнять базовые приемы: «Становись!», «Ровняйся!», «Смирно!». А вице-курсант Гапонова, старшая в классе, уже бодрым голосом строит подразделение для прохождения торжественным маршем, командуя: «В колону по три, ко мне лицом — становись!». То, что в голосе начинающего командира не хватает металла, уверен педагог, — дело наживное.
Первые пробы пера
В январе 2025 г., вскоре после утверждения Министерством образования учебной программы факультативных занятий для 8—9-х классов «Введение в профессию журналиста», рогачевская средняя школа № 5 стала одной из первых в районе, где появился такой факультатив.
— Мы заключили договор о сотрудничестве с газетой «Свабоднае слова». Ребята уже не раз побывали в редакции, ознакомились со спецификой работы корреспондента, корректора, фотографа, верстальщика. Разбирались, что такое газета и как она делается, — вспоминает учитель белорусского языка и литературы Лариса Терещенко.

Сейчас девятиклассники учатся добывать информацию, вычленять интересные факты, а затем корректно и логично выстраивать текст заметки, интервью, репортажа для школьной газеты «Пятерочка», где раз в четверть отражаются главные события и достижения учеников, учителей. Публикуются начинающие акулы пера и в местной газете, а также ведут странички в TikTok.
Рассказывая о планах на этот учебный год, педагог отмечает, что 10 часов занятий отводится на детальное изучение выпуска газетного номера, и каждый ученик в процессе создания «Пятерочки» сможет попробовать себя в качестве автора статьи, корректора, фотографа или займется версткой газеты.
— Среди достижений наших корреспондентов-новичков диплом I степени Виктории Астапенко в номинации «Публикация» республиканского конкурса юных журналистов «Старт», — говорит Л. Терещенко. — А также участие в V Форуме медийного сообщества Беларуси «Медиа сегодня: фокус на правду», где мы представляли свой опыт работы.

Класс школьного лесничества «ПроЛЕСка» — результат сотрудничества средней школы № 5 с Рогачевским лесхозом. Посещая лесхозы, 16 девятиклассников учатся бережно относиться к природным ресурсам, осваивают экологическую культуру и этику. Еще 22 ученика класса МЧС будут углубленно изучать основы безопасности жизнедеятельности с помощью педагогов и сотрудников Рогачевского РОЧС.
Финансовая грамотность в деле
В профориентационном налоговом классе десятиклассники со своим классным руководителем, учителем математики и отличником образования Надеждой Кравченко не только на повышенном уровне постигают царицу наук на уроках-лекциях или при написании научно-практических исследовательских работ, но и знакомятся с азами налоговой, финансовой грамотности.

— В ходе занятий десятиклассники узнают о том, что такое налоги и зачем их уплачивать в бюджет государства, кто является плательщиком налогов и кто их собирает, на какие цели расходуются эти деньги, — объясняет Н. Кравченко. — Также много внимания уделяется разбору финансовых мошеннических схем, которые сегодня активно используют аферисты. Воспитательные мероприятия проходят с участием работников налоговой службы города, а также области. Первый урок всегда проводит начальник областной инспекции по налогам и сборам Дмитрий Калеев. На встречу с детьми приезжали министр по налогам и сборам и его заместитель.
Директор школы Н. Зарецкая уверена, что такая многовекторность в профилях и профориентационной работе позволяет максимально удовлетворить запросы детей и их родителей. Введение допрофильной подготовки и знакомство с широким кругом профессий помогает ученикам к 10-му классу определиться с выбором того, чем бы они хотели заниматься в будущем.
Марина КУНЯВСКАЯ
Фото Олега ИГНАТОВИЧА








