Поможет cу-джок-терапия. Как в дошкольном центре Гомеля заботятся о речевом развитии малышей

- 9:04Главная, Образование

В дошкольном центре развития ребенка «Медуница» Гомеля функционируют 13 групп, три из которых специальные для детей с тяжелыми нарушениями речи. Их посещает 40 воспитанников. Также открыт пункт коррекционно-педагогической помощи, где занимается 54 ребенка. Подробности — в материале корреспондента «Настаўніцкай газеты».

 — Обследуя наших воспитанников, специалисты заметили, что чем тяжелее нарушение речи, тем болезненнее ребенок реагирует на прикосновения к пальчикам. Если их разминать, проводить стимуляцию речевых зон на кистях рук, мы сможем помочь детям справиться с проблемой. Для этого я использую су-джоктерапию, — рассказывает учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи Ирина Шевченко. 

Су-джок-терапия была разработана южнокорейским ученым и профессором Пак Чжэ Ву. В переводе с корейского обозначает «cу» (кисть), «джок» (стопа). Метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Через стимуляцию таких точек идет воздействие на зоны коры головного мозга. Это способствует созреванию нервных клеток и коррекции речевых нарушений.

— Это абсолютно безопасная терапия, которую невозможно применить неправильно. В крайнем случае она будет просто неэффективна. Су-джок — это симпатичный шарик с острыми шипами, но сколько пользы он может принести. Систему могут использовать не только педагоги, но и родители дома с детьми. Она не вызывает негативных реакций, напротив, улучшает настроение, — продолжает специалист.

В су-джок-шарике есть эластичное кольцо, которое надевается на палец и многократно прокатывается по нему с определенным давлением, пока не появится ощущение тепла и кожа массируемого пальца не покраснеет. При использовании игольчатых шариков важно учитывать их цвет. Нужно выбирать его в зависимости от состояния ребенка. Если малыш возбужден, раздражен, лучше подойдут холодные цвета: голубой, белый и даже черный. Если малыш медлителен, боязлив, устал, кстати будут шарики теплых тонов: красные, оранжевые, желтые.

— Совместим су-джок-массаж с повторением слов и выполнением действий в соответствии с текстом, — рассказывает И. Шевченко. —  Ребенок любуется шариком на ладошке, накрывает его другой ладонью. Затем катает шарик горизонтально (вертикально, в центре ладошки). И одновременно повторяет за педагогом слова: «Этот шарик непростой, // Он колючий, вот какой. // Будем с шариком играть // И ладошки согревать. // Раз катаем, два катаем, // Сильней на шарик нажимаем. // Как колобок мы покатаем, // Сильней на шарик нажимаем».

При использовании су-джок-шариков для постановки и автоматизации звуков малыш поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, проговаривая слова. К примеру, стихотворение на автоматизацию поставленного звука «Ш»: «Этот — малыш Илюша (большой палец), // Этот — малыш Ванюша (указательный), // Этот — малыш Алеша (средний), // Этот — малыш Антоша (безымянный), // А меньшего малыша зовут Мишуткой друзья (мизинец).

При выполнении упражнения «Один — много» педагог катит чудо-шарик по столу, называя предмет в единственном числе. Ребенок ловит ладонью шарик и возвращает (катит) его назад, называя существительные во множественном числе. Для характеристики звуков (звуковой анализ слова) используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию педагога воспитанник показывает соответствующий обозначению звука шарик.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное — помнить золотое правило: игры и пальчиковые разминки должны проводиться систематически. Метод су-джок-терапии стал применяться нами не так давно. Но мы уже видим, что у детей с диагнозом моторная, сенсорно-моторная алалия и с общим недоразвитием речи становление правильной речи происходит примерно на 30 % быстрее, чем у тех ребят, с которыми данная терапия не применялась, — подчеркивает И. Шевченко.

Надежда ТЕРЕХОВА
Фото из архива учреждения