Представитель РИВШ Андрей Саликов — об использовании нейросетей в образовательном процессе

- 15:28Интервью

Искусственный интеллект — технологический прорыв или ловушка? Выполнение каких задач можно делегировать нейросети, а что должно оставаться подвластным лишь человеку? Корреспондент “Настаўніцкай газеты” обсудила с Андреем Саликовым — заведующим кафедрой молодежной политики и социокультурных коммуникаций РИВШ.

— Андрей Эдуардович, почему вы начали использовать искусственный интеллект в работе с моло­дежью?

— Несколько лет назад я начал замечать, что традиционные методы работы с молодежью становятся менее эффективными. Ведь она живет в цифровом мире, и чтобы быть ближе к ней, нужно говорить на ее языке. Технологии искусственного интеллекта — инструмент, которым активно пользуется молодежь, стремительно осваивая сетевые сервисы, которые эти технологии и используют.

На мой взгляд, ИИ — своего рода технологический прорыв. Ведь данное изобретение позволяет выйти на качес­твенно новый уровень, ускорить и оптимизировать многие процессы, решить за считанные минуты, а порой и секунды задачи, на которые раньше уходили дни, недели и даже месяцы, что, безусловно, поражает воображение. К тому же я уверен, что использование технологий ИИ — это не просто модное направление, а необходимость, которая поможет нам лучше понимать молодежь и эффективнее взаимодействовать с ней. Ведь главная задача — не просто донести информацию, а сделать так, чтобы она была усвоена и применена на практике.

— Не заменит ли ИИ через несколько лет ряд специалистов?

— Искусственный интеллект способен ускорить выполнение ряда технических задач. Если мы говорим о текстовой информации, то нейросеть можно использовать для копирайтинга, написания заметок, развития тех или иных мыслей и идей, для подготовки ­интервью и т.д. Ведь сама технология позволяет составлять тексты на основании определенных примеров, которые называются техническим заданием, либо промптом. Качество конечного продукта зависит от качества технического задания. Однако надо понимать, что это все-таки пока лишь имитация, алгоритм, по которому нейросеть подбирает либо выстраивает текст с логической последовательностью.

Что касается замены тех или иных профессий и специалистов, то ИИ уже активно используется в ряде технических специальностей и даже в науке для выполнения определенных задач. Например, ИИ очень хорошо обобщает, делает краткие конспекты, высчитывает параметры и составляет рекомендации. Нейросеть эффективна в тех направлениях деятельности, где нужно анализировать большие данные и просчитывать, а также в дизайне. Кроме того, с ее помощью можно очень многое сделать в области художественного творчества: обработать изображение, звук, голос, создать видео, картину, сценарий, сгенерировать музыку, написать и озвучить песню, отреставрировать фото.

При этом хочу акцентировать внимание, что очень важны подготовка и уровень квалификации человека, работающего с нейросетью. Для эффективной работы с ней нужно быть профессионалом в своей области. Только при таком условии человек будет понимать, какие процессы можно автоматизировать и доверить машине и какие нет.

— В таком случае как грамотно ставить задачи нейросети и каков алгоритм ее работы?

— Необходимо четко понимать, как и какие задачи можно поставить нейросети для того, чтобы добиться наилучшего результата. Прибегая к помощи технологий ИИ, профессионал должен составить техническое задание, задать промпт и прописать все необходимые вводные. При этом человек должен быть не просто подготовлен технически, но и обладать творческими способностями, чтобы увидеть перспективы развития дела. Тогда он сможет написать и техническое задание, и “антипромпт”, чтобы машина знала, чего не должно быть в выполненном задании. К слову, ИИ постоянно учится, потому что в нем пре­дусмотрено так называемое машинное обучение, позволяющее совершенствоваться и выполнять всё более и более сложные задания.

Итог использования ИИ всегда зависит от того, что мы хотим получить. Причем его потенциал огромен именно в обработке текста, информации. Например, всем известен ChatGPT. Пользоваться им несложно. Но лишь при указании репрезентативных источников, которые будут прописаны в техническом задании, мы сможем получить достоверный результат. Можно указать эти источники в промпте, а можно взять определенные фрагменты, скомпилировать их в файл, затем составить техническое задание, загрузить и посмотреть, что получится. Можно даже задать объемы материала и прописать его структуру. Удивительно, как за несколько секунд появляется текст, который при первом приближении кажется весьма неплохим. Мы живем в очень интересное время, когда искусственный интеллект развивается на наших глазах. Ведь он, как и человек, совершая ошибки, учится и обретает опыт, развивается и повышает свой профессиональный уровень.

Однако я крайне редко прибегаю к ИИ. Уже есть исследования, согласно которым активное использование всех этих технологий влияет на мозговую деятельность, ведь твои компетенции не развиваются. Когда ты делегируешь какие-то задачи нейросети, ты перестаешь учиться и теряешь профессиональную форму. Хотя вместе с тем ты начинаешь успевать больше. Но в науке это не совсем коррект­но работает. Я пишу всегда сам и много. Хотя, безусловно, мы не можем отказываться и отрицать технологию, которая стремительно развивается во всем мире.

Стоит отметить, что белорусы достаточно серьезно продвинулись в работе с нейросетью. У нас создана платформа ИИ — (https://belai.by) веб-сайт для профессионалов в области искусственного интеллекта и всех, кто интересуется исследованиями и разработками. Поэтому можно сказать, что и Беларусь в авангарде работы с ИИ. К тому же и на государственном уровне есть понимание, что эта технология обладает серьезным ресурсом по ускорению выполнения тех или иных процессов без потери качества.

Не вместо, а вместе

— Андрей Эдуардович, как применять технологии ИИ в образовательном процессе и какие риски возникают?

— Сегодня ИИ может помочь создавать учебные планы, учитывающие особенности и потребности каждого студента, а также эффективно мониторить успехи учащихся и выявлять их проблемные области. Однако возникает вопрос конфиденциальности собранных данных (какие данные использует ИИ и как обеспечить защиту личной информации), а также соблюдения этических норм (как гарантировать, что использование ИИ в образовании соответствует этическим стандартам). Поэтому сейчас нам необходимы регулирующие документы по использовании ИИ и рекомендации Министерства образования, где будет четко указано, какие ресурсы можно использовать в образовательном процессе и кто будет заниматься их экспертизой. Первые шаги уже сделаны. Академия образования согласовала с Главным информационно-аналитическим центром Минобразования и опубликовало на своем сайте Перечень сетевых сервисов, использующих технологии искусственного интеллекта.

Кроме того, все задаются вопросом, нужно ли указывать использование ИИ при создании какого-то контента. Я убежден, что нужно, но тогда есть вероятность, что люди решат, будто все за вас сделала нейросеть. Хотя при написании научной работы мы ведь опираемся на разработки коллег и указываем это. Однако пока не понятно, как оформить помощь ИИ. К слову, нейросеть может обнаружить плагиат и в собственном тексте, если ей задать вопрос, были ли использованы технологии ИИ.

А еще при помощи технологии ИИ нейросеть может составить лекцию и создать аватара преподавателя, который затем и прочтет этот текст для учащихся. Однако педагог взаи­модействует с учениками на эмоциональном уровне, а аватар этого не умеет. Поэтому я считаю, что ИИ не сможет заменить учителя, ведь робот работает без учета человеческого фактора и по строго выстроенному алгоритму. К тому же стоит помнить, что если отключат интернет даже на секунду, то произойдет сбой и машина перестанет функционировать. Ведь она работает настолько качественно, насколько этому поспособствовал человек.

— Какие шаги предприняты в решении этического вопроса использования искусственного интеллекта?

— Ключевым документом сегодня остается рекомендация ЮНЕСКО об этических аспектах ИИ, принятая на Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры в ходе 41-й сессии в 2021 году. Согласно ей, главная цель — использовать ИИ на благо всего человечества.

В России разработан Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта. Его авторы — Альянс в сфере ИИ, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации и Минэкономразвития. Этот документ базируется на 6 принципах. Среди них — защита интересов людей, ответственность за последствия применения ИИ, максимальная прозрачность и правдивость в информировании об уровне развития технологий ИИ, их возможностях и рисках.

В СНГ в 2025 году планируют завершить разработку модельного закона о технологиях ИИ, и всем придется следовать ему.

К слову, одним из первых правило использования ИИ в учебном процессе составил Московский городской университет. Оно включает в себя два пункта. Первый: системы генерации текста и нейросети использовать можно, но в таком случае обязательно надо сослаться на то, что работал в тандеме с ИИ. Второй: при обосновании сгенерированных утверждений использовать и другие, более достоверные источники — статьи, публикации, исследования. Важно то, что сгенерированный текст сам по себе нельзя считать достоверным, он должен подтверждаться иными источниками. Поэтому здесь важно всегда помнить главное правило использования ИИ: не вместо, а вместе!

(На этом наш разговор с А.Э.Саликовым не завершается. В следующий раз мы обсудим использование технологий ИИ в контексте цифрового творчества молодежи.)

 Ольга АНТОНЕНКОВА
Фото Олега ИГНАТОВИЧА