Путешествие в Лондон на футбольный турнир Олимпийских игр 2012 г.: сценарий урока по физкультуре в 9-м классе

- 14:23Клуб «Хрустальный журавль», Портфолио

В сценарии урока по физической культуре и здоровью в 9 классе “Футбол” за основную идею был взят олимпизм и олимпийское движение, так как уже несколько лет в рамках изучения учебного предмета “Физическая культура и здоровье” проходит олимпиада.

Андрей БЕЗЛЕПКИН, учитель физической культуры и здоровья гимназии № 3 Могилева, учитель-методист, член клуба “Хрустальный журавль”. Фото Олега Игнатовича

Для того чтобы подготовить хорошо “олимпийца”, необходимы знания теоретических основ как физической культуры, так и различных видов спорта, как Олимпийских игр древности, так и современных игр. И, конечно же, особую роль для нас играет Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь, участие в Олимпийских играх атлетов из Беларуси, впервые поднявших флаг страны на самых прес­тижных спортивных соревнова­ниях в1994 году.

На отчетном уроке учащие­ся (для них были подготовлены бейджи с фамилиями и номерами футболистов олимпийской сборной Беларуси по футболу) совершают путешествие в Лондон на Олимпийские игры 2012 года, где собираются принять участие в футбольном турнире (тема урока “Футбол”). В процессе урока они разучивают и совершенствуют технику, углубляют и актуализируют свои знания в английском языке. Спортивный зал украшается олимпийской символикой. Для повышения мотивации учащихся было запланировано выступление — мотивационный ролик на интерактивной доске, в котором звезда спорта озвучивает напутственные слова. В связи с этим я обратился к футбольному клубу “БАТЭ”, где выступает капитан олимпийской сборной Беларуси по футболу Станислав Драгун. Это та самая фишка или изюминка, которая просто необходима в конкурсном уроке.

Руководствуясь педагогичес­ким опытом “Межпредметные связи”, в процессе урока я использовал разминку и строевые приемы на английском языке, звучали исторические справки. Во время проведения эстафет на полу размещались таблички под цвет флагов стран — участниц футбольного олимпийского турнира “нашей” группы: Беларусь, Новая Зеландия, Бразилия и Египет на английском и белорусском языках. В заключительной части урока выполнялись дыхательные упражнения для восстановления под современную музыку. Обращу внимание на то, что стоит использовать всю площадь спортивного зала.

Задачи урока:

образовательные: углубить знания учащихся об истории Олимпийских игр и достижениях белорусских футболистов на ОИ 1988 и 2012 годов; разучить технику ведения мяча внешней стороной подъема; разучить технику передачи мяча внутренней стороной стопы в парах; совершенствовать технику ведения мяча внешней стороной подъема, технику передачи мяча внутренней стороной стопы; актуализировать знания учащихся в английском языке;

воспитательные: содействовать гармоничному сочетанию нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности; способствовать привитию духовных ценностей олимпизма и олимпийского движения как культурных гуманистических феноменов современности; содействовать воспитанию коллективизма;

оздоровительные: способствовать повышению умственной работоспособности; способствовать укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем; содействовать развитию скоростных и координационных способностей.

Инвентарь, оборудование: мультимедиа; 18 мини-футбольных мячей; судейская карточка (желтая); бейджи-наклейки с информацией; скотч; раздаточный материал; дневники от НОК в цвете флага (на английском и белорусском языках): Беларусь, Новая Зеландия, Бразилия и Египет.

Подготовительная часть (13—15 минут).

По звонку на урок учитель называет фамилии 18 футболистов олимпийской сборной Беларуси. Учащиеся с бейджами-именами футболистов на груди слышат “свою” фамилию и по очереди занимают место в центре зала. Приветствуют друг друга и “болельщиков”, как спортсмены-олимпийцы. После того как последний учащийся становится в центр зала, учитель подает команду: “Класс, на месте построения в одну шеренгу становись!”

Учитель. Здравствуйте, ребята, кто-то из вас догадывается, кому принадлежат эти фамилии? (Олимпийской сборной Беларуси по футболу.)

Учитель сравнивает два мяча: мини-футбольный и футбольный. Спрашивает учащихся: в чем разница, чем будем сегодня заниматься, кто любит играть в футбол?

— А почему на мне такая форма и кому она принадлежит? (На учителе форма олимпийской сборной Великобритании.)

Учитель поднимает вверх желтую карточку (это означает “историческая справка”), перед тем как планирует довести какой-то теоретический материал, таким образом акцентируя внимание учащихся.

— Мы отправляемся в 2012 год в Лондон, в столицу ХХХ ОИ, где сборной Беларуси по футболу, единственной из стран бывшего СССР, предстоит сыграть с командами Новой Зеландии, Египта и Бразилии. Но для этого нам нужно потренироваться и выучить некоторые английские слова.

Not only are we going to play and have fun, but also learn the new vocabulary and practice using it. (Сегодня мы не только проведем интересный урок, но и узнаем новые английские слова и попробуем использовать их во время урока.)

А для начала напутственное слово вам хочет сказать капитан сборной Беларуси Станислав Драгун (учитель разворачивает детей и направляет их к месту, где будет установлен экран (видеофрагмент). Слова С.Драгуна: “Здравствуйте, ребята! Меня зовут Станислав Драгун, я капитан олимпийской сборной Беларуси по футболу, которая выступала на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне. Вам предстоит непростой путь, но, если вы будете много тренироваться и стремиться к победе, у вас обязательно все получится. И, возможно, кто-то из вас в скором времени представит нашу страну на Олимпиаде. Лю­бите футбол, играйте в футбол. Всего вам самого хорошего, в добрый путь!”

Учитель. Класс, в одну шеренгу становись!

Желтая карточка. Сборная СССР дважды становилась победителем ОИ — в 1956 и 1988 годах. В столице Южной Кореи Сеуле победителем стал и наш соотечественник. Возможно, вы знаете кто это? (Могилевчанин Сергей Горлукович.) За активную работу каждый из вас в конце урока получит приз от Олимпийского комитета. Но сначала нужно узнать о нашем самочувствии.

ЧСС-1 (у всех). Учитель выборочно измеряет пульс у одного учащегося.

Учитель. Равняйсь! (Dress!) Смирно! (Attention!) Направо! (Right face!) Налево! (Left face!) Кругом! (About facе!) Направо! (Right face!) Шагом марш! (Quick march!) Бегом марш! (Double march!)

Специальные беговые упражнения: приставным шагом правым/левым боком; выбрасывание прямых ног вперед; захлест голени, высоко поднимая бедро.

— На месте стой! (Halt!) В связи с тем, что сейчас наблюдаются проблемы с осанкой не только у взрослых, но и у детей, ознакомимся с некоторыми упраж­нениями, которые позволят вам в будущем избежать проблем с позвоночником.

Учащиеся выполняют упражнения на осанку возле стены (подходят вплотную и прикасаются к стене лопатками, ладонями, затылком и пятками).

Разминка (warm up).

Учащиеся во время разминки становятся в круг, повторяют за учителем упражнения и слова на английском языке.

Make a circle // Stretch your arms to make some space around you // Bend а head // Roll your shoulders // Roll your elbows // Clasp your hands // Roll your wrists // Other side // Stretch your arms // Stretch your fingers // Feet apart // Hands on waist // Bend to sides Turn // Enough // Stretch to one foot twice, twice in the middle and twice to the other foot // Enough // Roll your Knees // Roll your Ankle // Jump // Hop // Change leg // Hop // Enough.

ЧСС-2 (у всех). Учитель выборочно измеряет пульс у одного учащегося.

Основная часть (25—27 минут). Ведение мяча (lead the ball).

Учитель. Обратите внимание, что на ваших бейджах есть числа. Возле скамеек с мячами на полу наклеены такие же числа, найдите и станьте на них лицом к стене. Задание понятно? К своим номерам — шагом марш! На гимнастической скамейке лежат футбольные мячи. Вам нужно взять мяч и с ним в руках стать у своего номера ко мне лицом. Выполнять!

Учитель просит кого-то из детей показать ведение и выводит учащихся на первую задачу урока: разучить технику ведения мяча внешней стороной подъема. Демонстрирует ведение мяча сам. Дети повторяют и ведут мяч в одну сторону, после останавливаются, разворачиваются лицом к учителю. Педагог указывает на ошибки и снова дает команду о начале ведения.

Передачи мяча в парах.

Учитель. Давайте снова обратимся к бейджам. На них есть геометрические фигуры, отмеченные разными цветами. Вам необходимо найти свою пару в соответствии с геометрической фигурой. Например: два квадрата — руки поднять! (Два ученика поднимают руки.) Подойдите ко мне. (Учитель сам ставит первую пару на место, где на полу наклеены такие же фигуры.) Те, кто нашел свою пару, занимают положение на указанных точках (учащиеся становятся на свои места в соответствии с фигурами). Левая колонна, мячи положить!

Учитель просит кого-то из учащихся сделать передачу внутренней стороной подъема и подводит учащихся под вторую задачу: закрепить технику передачи мяча внут­ренней стороной стопы в парах.

1. Учащийся делает передачу внутренней стороной подъема, другой останавливает мяч также внутренней стороной подъема и по свистку снова делает передачу внутренней стороной подъема.

2. Учащиеся без остановки делают передачу друг другу внут­ренней стороной подъема.

3. Учащиеся разворачиваются на 360° и делают передачу партнеру внутренней стороной подъема, партнер останавливает мяч внутренней стороной подъема, разворачивается на 360° и делает передачу внутренней стороной подъема.

— Положите, пожалуйста, мячи на место! Снова посмотрите на свои бейджи. На них написаны страны: Бразилия (Brazil), Египет (Egypt), Беларусь и Новая Зеландия.

Учитель подходит и становится возле таблички с надписью Brazil, подает команду: “Бразильцы, руки поднять”. Учащиеся поднимают руки. Учитель подает команду: “За мной в колонну по одному становись!” Учащиеся-“бразильцы” выстраиваются за учителем. Педагог продолжает: “Египтяне”, руку поднять, за мной в колонну по одному становись!” В зале наклеены на полу указатели этих стран. Команды выстраиваются в четыре колонны.

Желтая карточка. Сборной Беларуси на ОИ-2012 противостояли команды Бразилии, Египта и Новой Зеландии.

Учитель. Давайте сейчас представим себя на месте этих команд, проведя эстафету.

Эстафета (relay race).

Четыре команды выстраиваются напротив друг друга (попарно).

1. Учащиеся ведут мяч до партнера напротив и отдают ему пас в метре от него, партнер принимает мяч внутренней стороной подъема, ведет внешней стороной подъема и отдает передачу внут­ренней стороной подъема. При этом становится в конец противоположной колонны.

2. Учащиеся отдают пас внут­ренней стороной подъема, парт­нер принимает мяч и также отдает пас внутренней стороной, при этом становится в конец противоположной колонны.

3. Учащийся принимает мяч внутренней стороной подъема, разворачивается на 360° и отдает пас противоположной колонне, затем становится в ее конец.

Желтая карточка. По окончании эстафеты учитель озвучивает результат матчей Беларуси с Бразилией, Египтом и Новой Зеландией.

— Вы знаете, кто тогда забил голы? Назовите известных сейчас на весь мир бразильского и египетского футболистов? (По одному голу тогда провели Неймар и Мухаммед Cалах.)

ЧСС-3 (у всех). Учитель выборочно измеряет пульс у одного учащегося.

Заключительная часть (4—5 минут).

Заминка. После окончания игры учащиеся становятся в одну колонну и пробегают по залу 1—1,5 круга. Выполняют дыхательные упражнения для восстановления под музыку. По окончании выстраиваются на месте построения.

Рефлексия.

— Потопайте ногами те, кто узнал сегодня новые английские слова. (Учитель поднимает несколько табличек (right face, left face, lead the ball, shoulders, fingers), проговаривает сам, учащиеся повторяют новые слова.) Поднимите руки вверх те, кто узнал о достижениях сборной белорусской команды на Олимпийских играх. Похлопайте в ладоши те, кто научился ведению мяча. Кто научился сегодня правильно бить по мячу, погладьте себя по голове.

Кто-то не поднял руку или не потопал, но мне кажется, что сегодня каждый из вас стал немного лучше и сильнее. Молодцы!

ЧСС-4 (у всех). Учитель выборочно измеряет пульс у одного учащегося.

— Сборной Беларуси не удалось одержать победу на ОИ, но, может быть, кто-то из вас напомнит мне главный олимпийский принцип? (Главное не победа, а участие.) За сегодняшний урок каждый из вас получит подарок от олимпийского комитета. (Учитель выборочно выставляет отметки.) Класс, равняйсь, смирно! До свидания! Направо! В раздевалку — шагом марш!