Работу ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию учащихся обсудили в Гомеле

- 13:13Духовность и патриотизм, Образование

Масштабный форум прошел на базе областного Дворца творчества детей и молодежи и объединил представителей духовенства и педагогической общественности. Подробности — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

Участие в форуме приняли заместитель министра образования Беларуси Екатерина Петруцкая, председатель Синодального отдела БПЦ по сотрудничеству со светскими учреждениями образования Федор Повный, ректор Академии образования Ирина Старовойтова, заместитель начальника главного управления образования Гомельского облисполкома Елена Ковалева.

На диалоговой площадке была заявлена актуальная тема — “Ресурсные центры по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в пятилетку качества: проблемы и перспективы деятельности”. Спикеры подчеркивали значимость работы ресурсных центров, определяли проблемное поле, требующее дальнейшего детального изучения, а также говорили о перспективных направлениях реализации важнейшей задачи по воспитанию подрастающего поколения. К обсуждению подключились начальники и заместители начальников управления и отделов образования, спорта и туризма администраций районов Гомеля, райисполкомов, руководители учреждений общего среднего образования, специалисты, курирующие воспитательную работу учреждений профессионального и общего среднего образования, руководители областных и районных ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию, священнослужители Белорусской Православной Церкви.

Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси, направил участникам диалоговой площадки приветственное ­письмо, ­в котором отметил, что духовно-нравственное воспитание должно сопровождать все сферы жизни ребенка, деликатно, с заботой и вниманием затрагивать струны его души, формируя творческие способности и правильное отношение к общественно полезному труду, основанное на добром примере.

Батлейку — на каждую парту

Тон беседе задала Екатерина Петруцкая, подчеркнув, что работа ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию молодежи должна вестись на высоком уровне. Необходимо продумать, как направить детей к правильной и конструктивной деятельности, чтобы они росли физически здоровыми, духовно обогащенными и счастливыми. Вся работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения в учреждениях образования, в ресурсных центрах направлена на воспитание настоящих патриотов Беларуси.

Был отмечен положительный опыт Гомельской епархии в духовно-нравственном воспитании, а также подчеркивалось, что школа служит центром социо­культурной жизни района. Вместе с тем было сказано, что мощь духовно-нравственного воспитания ресурсных центров нужно направлять в том числе на работу с детьми, которые нуждаются в помощи и поддержке.

Екатерина Петруцкая отметила значительный ­потенциал батлейки для духовно-нравственного воспитания. Через народные спектакли дети знакомятся с национальными ценностями и традициями, что способствует формированию духовности, развитию речи, мышления и воображения, а также помогает детям понять моральные нормы через образы и сюжеты представлений.

— Бесконечно восхищена мудростью и тем потенциалом, который несет в себе батлейка, — сказала замминистра образования. — Результат труда дорогого стоит: нужно смастерить батлейку, придумать увлекательный сюжет, сделать и раскрасить героев, вложить душу, чтобы это все заработало. А потом пригласить зрителей на представление и даже отправиться с батлейкой в другую школу.

Екатерина Александровна также обозначила важный шаг Министерства образования — ограничение пользования мобильными телефонами в школах:

— Тем самым мы говорим детям: побудьте с педагогами, пообщайтесь со сверстниками! И как же хорошо, что освободилось время для живого общения!.. А почему ту же батлейку не поставить на перерыве, чтобы все желающие могли ее посмотреть. Отец Федор сказал замечательные слова: “Батлейку — на каждую парту”. Поддерживаю! Так можно буквально достучаться до каждого ребенка, а потом и до каждого родителя. Нужно искать новые формы работы, которые сегодня актуальны и востребованы. Это поможет воспитать настоящих патриотов — тех, кто не словом, а делом за свою страну.

В работе ресурсных центров еще много возможностей для роста. Каждый такой центр должен определить, какие направления стоит реализовать и как организовать деятельность не только внутри учреждения, но и на региональном уровне. Важно создавать среду, где задействованы все, включая директора, а также священнослужители, чтобы достичь главной цели — формирования у детей духовно-нравственных ценностей и патриотического сознания.

Укрепляя духовные ориентиры

Как сообщил Архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан, на территории области успешно функционируют 13 ресурсных центров, проводятся Покровские образовательные чтения, реализуются инновационные проекты, просветительско-воспитательные инициативы. Все это возможно благодаря плодотворному сотрудничеству Министерства образования и Белорусской Православной Церкви. Особое внимание он обратил на задачу ресурсных центров — сохранять духовную идентичность белорусского народа, которая на протяжении веков развивалась на прочных православных основах.

Кроме того, священнослужитель акцентировал внимание на преодолении разрыва преемственности, подчеркнув, что христианское воспитание должно начинаться с первых дней жизни детей, продолжаться в дошкольных учреждениях, начальной школе и вплоть до выпускного класса, чтобы ребенок мог укреп­лять свои главные духовные ориентиры на каждом этапе образования. Владыка Стефан говорил о факультативной деятельности, эффективной воспитательной стратегии и плодотворном сотрудничестве педагогов и представителей Церкви, а еще поблагодарил ГОИРО, который много лет проводит курсы по подготовке преподавателей по духовно-нравственному направлению:

— Усилия плодотворны, когда педагог и священник чувствуют себя сотрудниками в деле воспитания душ подрастающего поколения.

В свою очередь проректор по учебной работе Гомельского областного института развития образования Ольга Блажко отметила, что более 10 лет на базе института проводится повышение квалификации педагогов, ведущих факультативные занятия духовно-нравственной направленности. До 110 человек каждый год осваивают содержание соответствующих учебных программ, педагоги также проходят обучение в Академии образования.

Все мероприятия реализуются в тесном взаимодействии с Гомельской епархией Белорусской Православной Церкви, что отражено в региональной программе сотрудничества с главным управлением образования Гомельского облисполкома и Гомельской, Туровской епархиями. В рамках областных Покровских образовательных чтений подписана программа сотрудничества на 2026—2030 годы.

Педагоги области используют материалы факультатива по основам духовно-нравственной культуры и патриотизма в воспитательной работе во внеучебное время. Например, в школах № 15 Мозыря, № 9 Светлогорска, Урицкой средней школе Гомельского района, Ельской районной гимназии проведены летние оздоровительные лагеря духовной направленности. В гимназии № 71 Гомеля работает музей православия: экспозиция знакомит с духовной историей Гомельщины, судьбами православных священников в годы Великой Отечественной войны.

Традиционной для области стала олимпиада по основам православной культуры для учащихся 5—8 классов, а имиджевым мероприятием — открытый международный турнир по интеллектуальным играм “Фавор” для школьников — знатоков православной культуры. В нем приняли участие более 20 команд из Беларуси и России.

Большое внимание уделялось проведению мероприятий, посвященных 80-летию освобождения Беларуси и Великой Победы. Так, прошли уроки памяти, конференции и акция “Кораблик надежды”, стартовавшая во время областного урока памяти “Судьбы детей войны”, проведенного на территории мемориального комплекса “Детям — жертвам войны” в Красном Береге. Учащиеся посещали мемориалы, читали стихи о войне, создавали статьи о судьбах детей войны. В результате был издан сборник “Судьбы детей Великой Отечественной войны”.

Не словом, а делом

Ректор Академии образования, кандидат педагогических наук, доцент Ирина Старовойтова выделила ключевые ­направления и образовательные продукты для эффективной организации образовательного процесса на местах.

— В центре внимания — ресурсные центры, их в стране 105. Задача не в увеличении их числа, а в эффективной реализации функций каждым центром, — убеждена Ирина Анатольевна. — В Академии образования работает Республиканский ресурсный центр по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, он был создан совместно с Синодальным отделом БПЦ по сотрудничеству со светскими учреждениями образования. Этот центр — важное звено в системе воспитания, он организовывает и патронирует ресурсные центры, созданные в каждой области. Разработаны программа повышения квалификации и стажировки, методические материалы по организации сотрудничества.

Доктор педагогических наук профессор Галина Николаенко отметила, что разрабатывается шестая по счету программа сотрудничества Министерства образования с БПЦ:

— Работаем над тем, чтобы создать как можно более перспективную, учитывающую наши задачи и возможности программу. Получено более 600 предложений. Значительное их количество поступило от Гомельского региона, в том числе заявлен конкурс “Фавор”, который будет включен в общую программу, планируется его проведение на республиканском уровне. Наметили 7 основных направлений, включая раздел “Информационное воспитание: профилактика негативного информационного воздействия”.

Галина Ивановна согласилась с тем, что батлеечный театр имеет колоссальные возможности. Несколько недель назад был проведен тематический фестиваль, где демонстрировалось, как можно использовать батлейку для детей с особенностями психофизического развития.

Галина Николаенко назвала работу ресурсных центров по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию служением добру, истине и будущему.

Жить офлайн

Председатель Синодального отдела БПЦ по сотрудничеству со светскими учреждениями образования Федор Повный ориентировал педагогическую общественность на способы противостояния вызовам современности и назвал стратегии, которые помогут молодежи расти достойными людьми. Суть обращения в том, что нужно отказаться от виртуального и вернуться к реальности, задача педагогов — воспитать личность на основе ценностей, которые позволяют сохранить человеческий облик, а задача священнослужителей — раскрыть высокое значение человека:

— Мы живем в мире, где дофамин зашкаливает, а нами умело манипулируют, надавливая на различные рецепторы. Как же жить? Духом! Нужно отказываться от лишнего, от того, что вредит. Если проанализируем различные факторы, то выделим две основные причины проблем: отсутствие реального понимания бытия человека и ценностных ориентиров, а также чрезмерная увлеченность виртуальностью. И то, и другое поправимо. Реальный мир оцифровывают в виртуальный, и чтобы противостоять этому явлению, нужно жить офлайн. Зачем играть в футбол виртуально, когда есть ноги и мяч? Зачем рисовать на экране планшета, когда есть бумага и краски? Зачем общаться в сетях, когда можно прийти в гости? Виртуальность приучает к безнаказанности, травле, шок-контенту, унижению личности, разврату и даже наркотикам. Человек привыкает решать проблемы одним нажатием кнопки, забывая о реальном выстраивании отношений. Что делать? Жить полноценной человеческой жизнью. На уроках литературы давайте подросткам высказать свои мысли — так вы услышите, что у них в голове. Пусть пишут сочинения. Меньше пустой информации, больше реальных действий. Вместе мы сможем направить молодежь к истинным ценностям. Считайте всех детей своими: на уроках воспитывайте их, а не давайте молчаливые тесты. Чуткий педагог даже по интонации ответа может определить проблему ребенка.

Елена КАСЬЯН-ПАВЛЕНКОВА
Фото автора