Сегодня большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности, что является важнейшим условием реализации воспитательного потенциала современного урока.
Воспитательный компонент обучения иностранному языку можно представить в единстве трех аспектов: онтологического, социального, культурологического.
Онтологический аспект направлен на осознание:
- ценности семьи, домашнего очага, личного пространства, своих интересов, здорового образа жизни;
- себя гражданином белорусского государства и общества;
- значимости обучения для личностного развития и самоопределения;
- устойчивого интереса к самостоятельной деятельности, саморазвитию, самопознанию;
- ответственного отношения к охране окружающей среды.
Социальный аспект направлен на:
- воспитание культуры общения;
- формирование потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
- принятие нравственных ценностей и формирование целостной системы взглядов на мир;
- осознание значимости социально ответственного поведения;
- участие в общественно полезном труде.
Культурологический аспект направлен на:
- эстетическое восприятие окружающего мира;
- формирование у учеников уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка;
- проявление уважения к национальному культурному наследию;
- овладение родной культурой и культурой народа страны (стран) изучаемого иностранного языка;
- толерантное отношение к проявлениям иной культуры;
- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Воспитательные возможности учебного предмета “Иностранный язык” заключены в трех компонентах урока.
Первый компонент включает в себя содержание используемых материалов. Сложно сказать, что не является предметом обсуждения на учебном занятии — история и культура страны, деятели, прославившие ее, события, национальная кухня, праздники и традиции.
Вторым компонентом является личность учителя, так как невозможно воспитать то или иное качество личности учащегося только в процессе чтения или беседы. Именно учитель является своеобразным скульптором тех ценностных установок и убеждений, которые формируются у ребенка в процессе обучения.
Третий компонент представляет собой методы обучения, каждый из которых по-своему влияет на воспитание и развитие личности учащегося:
поисковые и исследовательские методы формируют у обучающегося ценности научного познания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и критичность мышления, умения принимать решения;
репродуктивные методы воспитывают трудолюбие, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, стремление доводить работу до конца, развивают произвольность, умение следовать инструкции;
творческие методы формируют ценности творчества и созидания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, способствуют самопознанию;
метод проектов развивает субъективность мышления, воспитывает самостоятельность, инициативность, организованность, ответственность, развивает рефлексию, самоконтроль, способствует адекватности самооценки;
интерактивные методы воспитывают у учащегося, прежде всего, коммуникативные навыки и навыки социального взаимодействия.
Таким образом, система языка, речевые навыки и умения, правила функционирования языковых средств в речи, знания о национально-культурной специфике родной страны и страны изучаемого языка являются слагаемыми обучения и развития, а содержание предмета, система обучения и учитель как личность — слагаемыми воспитания.
Примером того, как эти тезисы реализовать на уроке, могут служить материалы урока английского языка в 10 классе (повышенный уровень), который был проведен в незнакомом классе в рамках проекта “Открытый урок”, реализованного членами клуба “Хрустальный журавль” в октябре 2024 года на базе НДЦ “Зубренок”.
Образование в Беларуси
План-конспект урока английского языка по теме “Система образования в Республике Беларусь” (10 класс).
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Основная цель: совершенствование речевых навыков обучающихся на ситуативной основе в рамках обозначенной темы.
Сопутствующие задачи:
– учить школьников полноценно пользоваться английским языком во всех видах речевой деятельности в разных сферах его применения (аудирование, говорение, письмо);
– способствовать формированию умений планировать свое коммуникативное поведение;
– создать условия для активного взаимодействия, развития аналитического и критического мышления;
– совершенствовать навыки чтения и восприятия иноязычной речи на слух;
– активизировать использование лексического материала в устной и письменной речи.
Прогнозируемый результат:
Обучающиеся знают:
- принципы государственной политики в сфере образования;
- структуру системы образования в Республике Беларусь;
- задачи обучения и воспитания.
Обучающиеся могут:
- назвать цель системы образования в Республике Беларусь;
- охарактеризовать каждый элемент структуры системы образования в Республике Беларусь;
- озвучить видеосюжет, посвященный системе образования в Республике Беларусь.
Развивающие цели:
– способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной сферы обучающихся;
– способствовать овладению учащимися основными способами мыслительной деятельности (сравнение, анализ, обобщение);
Воспитательные цели:
– совершенствование навыков сотрудничества в ходе работы;
– формирование уважительного отношения к мнению других;
– содействие пониманию ценности образования на протяжении всей жизни.
Методы: коммуникативный, интерактивный, проблемный.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал (Appendix 1, 2), мультимедийная презентация (Appendix 3).
С ходом урока можно ознакомиться, кликнув по этой ссылке.
Инесса ЗУБРИЛИНА,
начальник Координационного центра “Образование в интересах устойчивого развития” БГПУ,
кандидат педагогических наук, доцент, учитель английского языка
квалификационной категории “учитель-методист”,
член клуба “Хрустальный журавль”