Советы священника и психолога: как правильно выстраивать отношения в семье, чтобы ее сохранить

- 17:34Духовность и патриотизм, Образование

Диалоговая площадка «Партнерство государства и семьи в интересах поколений» прошла в столичной школе № 3 имени Героя Советского Союза К.А. Шабана, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

Гостями мероприятия для школьников и их родителей стали представители управления по образованию администрации Московского района Минска, Белорусской Православной Церкви и Института психологии БГПУ.

Семья — то место, где человек всегда хочет чувствовать себя защищенным. Если в семье начинаются проблемы, неприятности, ссоры, в первую очередь это отражается на детях, которые оказываются самыми уязвимыми в подобной ситуации. Как же правильно выстраивать отношения в семье, чтобы суметь ее сохранить? Чаще всего за подсказкой в этом вопросе люди обращаются в цекровь или к психологом. Ведь если грамматику, математику, физику или историю нам преподают со школьной скамьи, то тому, как быть мужем или женой, папой или мамой, не учат нигде.

— В прошлом учебном году в рамках взаимодействия Министерства образования с Белорусской Православной Церковью в школах начал реализовываться проект «Диалоги с родителями». Пожалуй, самые популярные вопросы, который задают мамы и папы: «Как воспитать достойного человека, гражданина?», «Как найти общий язык со своими детьми?», «Как достичь взаимопонимания в семье?». По моему мнению, ответ на эти вопросы един — начинать нужно с воспитания себя, — уверен иерей Николай Повный, клирик прихода храма-памятника в честь Всех Святых. — Я, будучи отцом по статусу священника и родителем собственного ребенка, могу сказать, что мне приходится многое в себе корректировать, расти духовно, чтобы найти общий язык с ребенком и достичь взаимопонимания. Важно помнить, что наши дети нам не принадлежат. Уже с пеленок это личности со своим темпераментом, своими привычками и характером. Родителям важно быть для своего ребенка ориентиром и авторитетом. А чтобы им стать, нужно быть целостной личностью, стремиться к отсутствию внутренних противоречий. Главный же мотиватор для создания семьи — любовь. Любовь во всех религиях мира называется главной добродетелью. В православии любовь отождествляется с Богом, мы так и говорим: «Бог есть любовь».

Как отметила начальник отдела воспитательной и идеологической работы, охраны детства управления по образованию администрации Московского района Минска Наталья Машук, к сожалению, дети зачастую становятся инструментом манипуляций в ходе развода мам и пап, каждый из которых преследует свои цели. Думая в первую очередь о себе, а не о ребенке, родители ставят его в условия выбора между двумя любимыми людьми из-за своих обид, комплексов, амбиций. Бывает, доводят ситуацию до критической.

— А в переходном возрасте, который сегодня наступает не в 14 или 16 лет, как было раньше, а уже в 11, у подростков зачастую выявляется груз психологических проблем, — добавляет специалист. — Дети, увы, оказываются в сложных жизненных ситуациях, которые кажутся им безвыходными. И когда случается что-то страшное, родители начинают винить всех вокруг, но не себя. Важно подобного не допускать. Важно сохранять теплые отношения. В идеале дети и родители должны доверительно общаться, делиться друг с другом радостями и горестями.

С точки зрения психологии такое общение возможно в гармоничных семьях. Гармония есть тогда, когда каждый родитель, любя и уважая себя, заботясь о себе, проявляет такое же отношение к остальным членам семьи.

— Совершенствуясь и развиваясь, мамы и папы становятся хорошим примером для детей, которые, вырастая в благополучной атмосфере, тоже будут любить и себя, и других. И церковь этому не противоречит, а утверждает: «Возлюби ближнего, как самого себя», — говорит старший преподаватель кафедры социальной и семейной психологии Института психологии БГПУ Ирина Ворошилина.

Как же правильно строить отношения в семье? При возникновении конфликтов психологи советуют не замалчивать свое недовольство, а проговаривать проблемные вопросы, обсуждать возможные пути их решения, находить компромиссы с учетом потребностей и интересов друг друга, не забывая при этом про свои. Если же развод неизбежен, специалисты настоятельно рекомендуют не заканчивать отношения незавершенным эмоциональным конфликтом, а сохранить уважительное отношение друг к другу и приложить максимум усилий для сохранения общения.

— Унижая друг друга, родители в первую очередь унижают себя в глазах ребенка. В мире детей папа и мама — это важнейшая составляющая их жизни, в большей или меньшей степени каждый ребенок идентифицирует себя с родителями. Получается, оскорбляя друг друга, взрослые наносят обиду своим детям, которые весь негатив принимают на свой счет, — предостерегает Ирина Васильевна. — Важно после развода не дискредитировать друг друга в глазах младших членов семьи, не ставить их в условия выбора между мамой и папой, не манипулировать ими. Разводятся взрослые, а не дети с родителями. После разрыва отношений важно, чтобы сохранилась возможность нормального общения ребенка с обоими родителями.

Завершая встречу, директор столичной школы № 3 Наталья Хомякова еще раз акцентировала внимание на том, что укрепление института семьи, пропаганда семейных ценностей, защита материнства и детства — важнейшие задачи государственной политики:

— Мы продолжим в этом году сотрудничать со специалистами института психологии БГПУ в рамках проекта «Родительский университет». С их помощью будем совершенствоваться в умении слушать и слышать детей, быть для них авторитетом, выстаивать доверительные, дружеские отношения в семье и школьном коллективе. В формате лекций, тренингов, семинаров, вебинаров запланировано обсуждение таких актуальных тем, как «Положительные эмоции в жизни школьника», «Адаптация ребенка в новом коллективе», «Ребенок среди сверстников», «Профилактика суицидальных рисков», «Как уберечь подростка от интернет-зависимости», «Первая любовь в жизни вашего ребенка».

Марина КУНЯВСКАЯ
Фото из архива школы