Урок на рабочем месте, тренинги, деловые игры — какие еще формы взаимодействия используют в «Родительском университете»

- 9:00Главная, Образование

Международная научно-практическая конференция «Социально-педагогические и психологические проблемы современной семьи: опыт и перспективы их решения» прошла в БГПУ, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

Участниками стали более 140 ученых, педагогов и представителей различных учреждений образования Беларуси, России, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана и Китая. Зарубежных гостей особенно заинтересовали республиканский проект «Родительский университет» и инновационные подходы в социальной работе с семьей.

Открывая мероприятие, декан факультета социально-педагогических технологий БГПУ Вера Мартынова подчеркнула, что формирование личности ребенка, гражданина и патриота начинается именно в семье:

— Государственная поддержка семьи является одним из важнейших национальных приоритетов Беларуси. Неудивительно, что семья как ценность прочно занимает первые строчки в шкале жизненных приоритетов белорусов. У нас 2,6 млн семей, 78,2 % из них проживают в городах и поселках городского типа. В 2024 г. увеличилось количество многодетных семей, сейчас их свыше 124 тыс. Каждый пятый ребенок в стране воспитывается в многодетной семье. Чуть больше половины семей воспитывает одного ребенка, 33,5 % — двоих детей и чуть выше 9 % — троих и более.

Накануне данной конференции был проведен республиканский мониторинг при поддержке Министерства образования. В нем приняли участие более 60 тыс. родителей, воспитывающих детей до 18 лет, порядка 5 тыс. учителей, свыше 1,5 тыс. руководителей «Родительских университетов» и порядка 1,3 тыс. директоров школ.

— Анализ семейного воспитания, развития семейных взаимоотношений, адаптации к изменениям современного мира основывается на результатах мониторинга. Они подтверждают, что белорусская семья является опорой, основой жизни ее членов, развития и воспитания новых поколений. Однако существует ряд проблем, в решении которых нашим семьям необходима психолого-педагогическая поддержка и помощь. Современные семьи часто сталкиваются с изменениями традиционной модели. Это связано с большим количеством разводов, неполных семей, повторных браков и так называемым сожительством. Эти изменения приводят к новым формам воспитания и взаимодействия внутри семьи, что требует адаптации педагогических подходов, — сказала В. Мартынова.

По ее словам, в числе проблем — информационная перегруженность и детей, и родителей, к тому же углубление в цифровое пространство сокращает время живого общения. Как показали исследования, 3 % респондентов общается с детьми меньше часа, 19 % — от одного до 2 и лишь четверть — от 2 до 3 часов в день.

Помимо проблем школьной успеваемости, здоровья, детской лени, самыми волнующими вопросами для родителей остаются: чрезмерное времяпровождение детей в интернете (так ответили 26 % респондентов) и увлечение онлайн-играми (11 %).

— По-прежнему возникают сложности в детско-родительских отношениях. С одной стороны, результаты опроса родителей нас радуют, потому что более 90 % из них считают свою семью дружным коллективом, а взаимоотношения внутри нее хорошими. Однако на вопрос «Бывают ли в вашей семье конфликтные ситуации?» положительно ответили более 40 % родителей. Это подчеркивает актуальность тем для занятий с родителями, заложенных в республиканской программе «Родительского университета», — добавила декан ФСПТ.

Напомним, для формирования родительской ответственности, повышения уровня психолого-педагогической грамотности родителей в Беларуси с 2021 г. по инициативе БГПУ и решению Минобразования реализуется республиканский проект «Родительский университет». За неполных 4 года он создан в каждой школе страны и помогает налаживать партнерские отношения между педагогами и родителями.

— Известен эффективный опыт деятельности многих «Родительских университетов». Однако существует и ряд проблем в их работе. К примеру, недостаточный уровень заинтересованности родителей, хотя более 65 % респондентов считают необходимым обучение в таком университете. С другой стороны, свыше 50 % руководителей школ оценили уровень активности родителей как средний и довольно низкий. Сегодня каждой школе важно понимать запросы своих родителей и находить приемлемые, в первую очередь, активные формы занятий, и, в частности, в дистанционном формате. Проведенный нами опрос показал, что наиболее эффективными формами помощи в семейном воспитании родители считают: индивидуальные консультации специалистов в формате непосредственного общения (68 %), групповые консультации (14 %) и онлайн-встречи (10 %), — проинформировала В. Мартынова.

Стирая границы

Сегодня в числе актуальных проблем семейного воспитания — вопросы профилактики суицидальных тенденций, половой неприкосновенности несовершеннолетних, насилия, жестокого обращения, адаптации к учебному процессу, эффективного общения родителей с детьми разного возраста, воспитания ребенка в современном технологическом мире.

— Школа может помочь родителям в решении этих и других вопросов, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка. Взаимодействие учреждения образования с родителями требует объединения усилий. Причем оно может стать успешным, только если будет выстроена четкая система, которую и предлагает «Родительский университет», — отметила директор средней школы № 3 Борисова Наталья Грищенко.

По ее наблюдениям, наиболее эффективны занятия «Родительского университета» с элементами тренинга. Они позволяют родителям не только прослушать теоретическую часть, но и поработать с материалом, помогающим закрепить изученное на практике. Родители активно рисуют, участвуют в викторинах и играх, получают памятки и буклеты с краткими итогами встречи и рекомендациями по взаимодействию с детьми.

В борисовской школе эффективно используется «Родительский урок». Это когда ребенок сидит в классе, а перед ним не привычный учитель, а его родитель, который проводит занятие, делится своими знаниями, увлечениями, профессиональными навыками. Родители могут на практике продемонстрировать, чем занимаются в своей сфере деятельности, какие навыки важны и с какими трудностями они сталкиваются. И именно здесь стираются границы, формируется единое образовательное пространство.

Еще одна интересная формы работы — «Урок на рабочем месте». Это уже профориентационное мероприятие, проводимое мамами и папами на своем предприятии или в организации с классом, в котором учится их ребенок. Благодаря такому формату учащиеся знакомятся с миром профессий, больше осознают ценность труда, расширяют кругозор и даже определяются с будущей профессией.

— Данный формат — настоящая профориентационная лаборатория. Родители приглашают класс на свое рабочее место, чтобы показать детям, как выглядит их профессия изнутри, — пояснила Н. Грищенко. — Одно из занятий проекта в прошлом году было посвящено взаимодействию детей с особенностями психофизического развития со сверстниками. Во время него родители рисовали, отвечали на вопросы и даже плакали. Встреча позволила им поделиться собственным опытом воспитания с другими родителями, чьи дети с ОПФР только поступили в школу. Многие родители чувствовали себя неуверенно и скованно, боялись задавать вопросы. И в этот момент пришла идея создать средство обратной связи, которое помогло бы мамам и папам более раскованно и открыто задавать вопросы психологу. Так возник анонимный чат-бот в Telegram. Кроме того, сейчас мы работаем над созданием аналогичного чат-бота для школьников по примеру «Почты доверия».

Не вызывает сомнения, что мамы и папы охотно посещают занятия такого «Родительского университета». Но для того, чтобы аналогичные встречи в других школах родители ждали с нетерпением, учреждениям необходимо отказаться от устаревших форматов и перейти к модели, основанной на диалоге, взаимном уважении, практической пользе и интерактивности.

Новая модель отношений

В средней школе № 161 Минска занятия «Родительского университета» также включают в себя практические элементы.

— Мы всегда вовлекаем родителей в диалог. Даже когда представляем официальную правовую информацию, размещенную на Национальном образовательном портале, сайтах Министерства образования и Академии образования, потом всегда предлагаем обсудить нововведения с родителями, — сказала заместитель директора по воспитательной работе Елена Гилько.

В школе регулярно проводят опрос среди родителей, какую тему они хотели бы рассмотреть в рамках университета. Так, на одной из ближайших встреч обсудят, как помочь ребенку учиться, взаимоотношения учеников и учителей, причем на всех уровнях — в начальной школе, средней, а затем и в старшей. Главное — грамотно выбрать время для «Родительского университета».

— Мы убедились, что вечером после работы такие занятия абсолютно неэффективны. А вот по субботам — есть результат, родители приходят более охотно. Для меня очень важна и обратная связь, ведь когда понимаешь, что такая работа нужна родителям, то хочется искать и придумывать всё новые и новые формы взаимодействия. Например, мы проводим круглые столы, когда в нетрадиционной обстановке специалисты обсуждают с родителями актуальные проблемы воспитания и обучения. Дни открытых дверей дают родителям возможность увидеть стиль общения педагога, индивидуально побеседовать. Клубы по интересам помогают установить доверительные отношения, осознать педагогам значимость семьи в воспитании ребенка, а родителям — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей в воспитании. Деловые и ролевые игры позволяют сконструировать новую модель отношений. А тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, — рассказала Е. Гилько.

И это далеко не все формы работы с родителями в столичной школе № 161. К слову, там готовы делиться своими наработками выстраивания дружеских отношений между школой и родителями.

Пространство возможностей

Действительно, современная образовательная реальность требует пересмотра устоявшихся форматов взаимодействия с родителями. И именно «Родительский университет» в силах стать платформой для осознанного партнерства, где педагог будет выступать модератором образовательного альянса.

— Преобразование работы с родителями из обязательной рутины в увлекательный профессиональный вызов — задача сегодняшнего дня. Поэтому нынешний классный руководитель должен стремиться быть компетентным и плодотворным в своей профессиональной деятельности. В этом ему обязаны помогать методисты школы. Ведь именно грамотно организованная методическая поддержка в учреждении образования мотивирует педагогов к творческой и продуктивной работе, задает направление педагогического роста, стимулирует к саморазвитию, — считает заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 11 имени генерала армии А.И. Антонова Гродно Елена Боголейша.

В этой школе с педагогами проводят методическую работу. На семинарах-практикумах, мастер-классах рассматриваются вопросы воспитательной работы и повышения педагогического мастерства классных руководителей, которые затем и организовывают встречи «Родительского университета».

— Нестандартные формы проведения методических мероприятий помогают в формировании заинтересованного как в личностном росте, так и в развитии коллектива педагога. Например, во время подготовки к тематическому педсовету «О деятельности педагогического коллектива по развитию педагогической культуры законных представителей учащихся: актуальные проблемы взаимодействия школы и семьи» мы провели встречу с учителями в формате методического кафе. Оно представляло собой имитацию встречи в кафе, что позволило в благоприятной обстановке актуализировать знания по формам, методам и приемам, используемым при организации университета, а также создать дидактический материал для проведения очередной встречи в каждой параллели классов, — рассказала Е. Боголейша.

Она убеждена, что современный «Родительский университет» — это пространство возможностей для профессионального роста педагога и изменения образовательной реальности:

— Это шанс перейти от роли транслятора знаний к позиции архитектора образовательных возможностей. Хочется призвать коллег создавать будущее образования вместе — через партнерство, доверие и совместное творчество. Ведь каждый из нас может стать агентом изменений, начинать можно с малого — с одного класса, одной темы, одного формата. Главное — сделать первый шаг в направлении осознанного партнерства.

В свою очередь председатель Синодального отдела по сотрудничеству со светскими учреждениями образования Белорусской Православной Церкви протоиерей Федор Повный подчеркнул, что школа может поддержать современные семьи лишь одним способом — настоящими наставниками и педагогами, которые будут учить детей вечному, доброму, чистому, истинному, учить любить родителей и уважать стариков.

— И отвечая на вопрос «Кто же должен заниматься воспитанием подрастающего поколения — родитель, учитель, общество или государство?» — все вместе, и никак иначе! — подытожил отец Федор.

Ольга АНТОНЕНКОВА
Фото автора и предоставлены БГПУ