Сегодня, когда воспитательная составляющая образования вышла на передний план, нам нужно объединить усилия всех субъектов, кто непосредственно и опосредованно формирует наше национальное пространство воспитания.
На это нацелены все мероприятия информационно-образовательного проекта “ШАГ”. Не менее значимым воспитательным потенциалом обладают и единые уроки. На первом из них, “Беларусь и Я — диалог мира и созидания”, который традиционно проводится в День знаний, шла речь о суверенитете и независимости как о высших ценностях белорусского государства. Раскрыть понятие суверенитета страны без опоры на достижения современной Беларуси невозможно. Но самый действенный способ воспитания гордости за страну и ее достижения — предоставить возможность учащимся увидеть эти достижения собственными глазами. Поэтому сложившейся традицией гимназии стало проведение первых уроков не в привычной школьной аудитории, а в знаковых местах нашей столицы. Так, уже много лет несколько классов проводят свои первые уроки в Национальной библиотеке, а знакомство с современным производством проходит на предприятиях. Представьте впечатления учащихся, первый урок которых проходит на фабрике “Коммунарка”! Когда учащиеся видят современное автоматизированное производство, их не нужно убеждать в том, что наша страна не просто технологически идет в ногу со временем, но и опережает его.
Тематика единых уроков достаточно разнообразна. Но объединяющим началом выступают наши национальные идеалы и традиции, которые и формируют идеологию государства как систему ценностей и смыслов.
Эффективной практикой воспитания стало проведение первых уроков для гимназистов и в храме-памятнике в честь Всех Святых. Такая синергетика радости, восторга от красоты храма, уважения к памяти погибших за Отечество и разговора со священнослужителями о духовности и нравственности!..
В этом учебном году один из классов на первом уроке побывал и в Свято-Духовом соборе. Не мог не затронуть душу детей разговор со священнослужителями о жизни и служении людям и нашему Отечеству Героя Беларуси, первого Патриаршего Экзарха всея Беларуси, митрополита Филарета.
На урок, посвященный Дню народного единства, мы пригласили профессионала — старшего преподавателя кафедры источниковедения исторического факультета БГУ Сергея Кауна. Неопровержимые аргументы, факты, основанные на документах, конкретные примеры из жизни людей довоенного времени не оставляют у учащихся никаких сомнений в правильности сделанного страной выбора.
Интересный разговор в рамках проекта “ШАГ” по теме “Родина моя Беларусь. Славные имена в науке и образовании” состоялся с начальником управления по образованию администрации Ленинского района Минска депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва Натальей Кучинской. В фокусе обсуждения были проблемы качества образования и его ценности. А вопросы учащихся затрагивали самые разные аспекты: легко ли работать чиновником, интересна ли работа депутата, можно ли строить карьеру по горизонтали, какова роль и значимость общественной работы и др. На этой встрече учащиеся увидели Наталью Геннадьевну и в роли активного лидера общественного движения Белорусского союза женщин.
А с народным артистом Беларуси Эдуардом Ханком у гимназистов состоялся музыкальный диалог — о Родине, мире, любви, отношениях между людьми. Человек-легенда оказался необычайно интересным собеседником и знатоком современных музыкальных трендов.
Уверена, что нашим гимназистам на всю жизнь запомнится урок, посвященный Евфросинии Полоцкой. Это был не просто урок познания нового. Это был урок нравственности, потому что наставником на этом уроке выступил глава Белорусской Православной Церкви владыка Вениамин. Состоялся большой разговор о важных для каждого человека ценностях. Прошло почти девять столетий после смерти Евфросинии Полоцкой, но те вопросы, которые задавали гимназисты, убедили нас, взрослых, в том, что образ просветительницы для них не просто интересен, но и является примером духовной силы. Это, пожалуй, самый главный итог встречи. Несмотря на то, что урок завершился достаточно поздно, учащиеся долго не расходились и вместе с педагогами обсуждали эту встречу. А разговор был о самых простых вещах: как сделать правильный выбор в сложной жизненной ситуации, как выбрать профессию, есть ли место подвигу в нашем мире, служение Отечеству.
Фото с сайта гимназии
В рамках таких встреч, думаю, важно не только познакомить учащихся с их современниками, своего рода героями нашего времени, но и включать их в разработку содержания каждого такого события. Наши гимназисты, готовясь к встрече, изучают жизненный путь героя, этапы его личностного и профессионального становления. Неоценимую помощь в подготовке таких встреч, к слову, оказывает пособие С.Г.Мусиенко “Гордость за Беларусь”. Не могу не отметить, что в рамках проекта “ШАГ” Сергей Григорьевич встречался с нашими гимназистами дважды.
…Думаю, сегодня уже не стоит вопрос, кто должен нести нравственные ориентиры и гражданскую позицию нашим детям. Только вместе: и школа, и семья, и общество. Но определяющая роль все же принадлежит педагогу.