Видеть доброту: как школьный проект стал факультативом «Азбука нравственности», рассказала его автор Светлана Калевич

- 9:00Главная, Образование

Факультатив “Азбука нравственности” разработан Светланой Калевич, учителем начальных классов копыльской средней школы № 2 имени Тишки Гартного, для учащихся 2­-х и 3­-х классов. В чем его уникальность, педагог рассказала в интервью корреспонденту “Настаўніцкай газеты”.

Добрыми делами мы наполним мир

— Светлана Владимировна, что подтолкнуло вас обратить столь пристальное внимание на проблемы нравственного воспитания?

Сама жизнь. (Улыбается.) Набрала очередной 1 класс и столкнулась с тревожными моментами: часто дети вели себя эгоистично, недружелюбно, могли навредить друг другу, особенно мальчишки. Они вживались в образы героев компьютерных игр, порой жестоких, и переносили эту модель поведения в реальность. А ведь необходимо сформировать сплоченный классный коллектив, чтобы всем учащимся было комфортно в нем жить. Стало ясно: нужно срочно что-то делать.

Мой 30-летний опыт работы в начальной школе показал: детям сложно по-настоящему понять, что скрывается за словами “доброта”, “справедливость”, “сопереживание”, “милосердие”. Они слышат их, но часто воспринимают поверхностно. Назидания и нотации не работают. Нужны другие инструменты, которые откроют детям мир настоящих чувств и поступков.

— И как вы стали “спасать” класс от недоброжелательности?

— Начала с малого. Обратилась к тому, что проверено временем и действительно трогает душу — к добрым советским мульт­фильмам: “Крошка Енот”, “Тимка и Димка”, “Цветик-семицветик”, “По дороге с облаками”… Параллельно подключала литературу. Оказалось, на каждую ссору ребят, которая часто начинается из-за пустяка, есть поучительный рассказ. Эти произведения написаны замечательными детскими писателями В.Сухомлинским, Е.Пермяком, В.Осеевой… Мы их стали читать, обсуждать. Я нашла много прекрасных детских песен прошлых лет: “Если добрый ты…”, “Настоящий друг”, “Все на свете можешь ты…” и других, которые актуальны и сегодня. Так родился наш первый классный проект — исследовательская работа по нравственному воспитанию “Добрыми делами мы наполним мир”. Мы даже проводили анкетирование, чтобы выяснить, какие произведения и форматы лучше всего воспринимаются ребятами, трогают их душу.

— Что помогло реализовать проект?

Системная работа. Наш день начинался с утренней встречи, во время которой каждый ребенок мог рассказать о самом важном своем поступке.

Очень яркой частью проекта стало “Дерево добрых дел”. Это был не просто стенд. На его ветвях появились именные кармашки. Каждый день первоклассники клали туда карточки, на которых изображали добрые дела, совершенные за день в школе, дома, на улице. Ребята с огромным интересом включались в работу! Позже появился “Дневничок добрых дел”, где дети уже могли не только рисовать, но и записывать свои маленькие подвиги милосердия и помощи. Этот простой, но гениальный инструмент позволил визуализировать добро, сделать его реальным и значимым для самого ребенка. Дома дети вместе с родителями смотрели поучительные мультфильмы, слушали добрые песни, учили стихи. Это негласное “домашнее задание” переросло в потребность. Как педагог я видела потрясающие результаты. У детей повышался уровень воспитанности, появлялось искреннее желание совершать хорошие поступки, они активнее интересовались добрыми книгами, учились анализировать свои действия и чувства других, участвовали в многочисленных акциях: “Собери макулатуру — сохрани дерево”, “Помоги пернатым зимой”, “Новая жизнь в обмен на крышечки”. Делать добро, поступать красиво стало для них нормой жизни. Проект жил и развивался два года. Его эффективность была настолько очевидна, что исследовательская работа Виолетты Кажуро, посвященная этому проекту, в 2022 году стала победителем районного этапа конкурса “Я — исследователь”.

— Как проект превратился в официальный факультатив?

— Увидев такой результат, я начала делиться своим опытом на районных и областных мероприятиях. Потом рискнула подать материал на международный конкурс профессионального мастерства педагогов “Познание в сотворчестве”, который ежегодно проходит в Академии образования. И члены жюри сказали фразу, которая меня окрылила: “Светлана Владимировна, у вас уже не просто опыт работы, а готовый проект программы факультативных занятий!” Действительно, к тому моменту был детально прописан проект программы, структурированный в 8 содержательных модулей, подобран богатейший материал для каждого из них, разработан “Дневничок добрых дел”. После конкурса мы подали документы в Минский областной институт развития образования, затем — ходатайство в Национальный институт образования (сейчас ГУ “Академия образования”). Отклик пришел поразительно быстро — была отмечена актуальность разработки. Год ушел на апробацию и изучение программы, и она была официально утверждена для 2—3-х классов в 2024 году.

Маэстро Этикет

— В чем уникальность, изюминка факультатива?

— Во-первых, это комплексный подход к нравственному воспитанию через разные каналы восприятия: не просто поговорили с детьми о доброте, а прочитали рассказ или стихотворение, посмотрели мультфильм, прослушали и обсудили песню, записали доброе дело в “Дневничок”, совершили это дело. Во-вторых, система мотивации. Это то самое “Дерево добрых дел” с кармашками (а позже — “Дневничок”), где дети фиксируют свои хорошие поступки и с гордостью о них рассказывают. В-третьих, наш волшебный помощник — Маэстро Этикет. Он образец для подражания, эталон воспитанности и знаний. Это белорус в элегантной льняной шляпе, жакете небесно-голубого цвета, украшенном васильками, с зонтиком в цветах национального флага. Образ создала учитель изобразительного искусства нашей школы Ирина Ведерко. Маэстро знает все о нравственности, он появляется на занятиях (иногда в виде фигурки в классе), что-то рассказывает, направляет. Детям с ним очень интересно! И, конечно, важно активное вовлечение родителей: без этой единой цепочки (дети — учитель — родители) достигнутый результат был бы невозможен.

— Что собой представляет программа факультатива?

— Это не просто набор занятий, а продуманное путешествие младшего школьника по миру важнейших нравственных понятий. Она структурирована в 8 содержательных модулей, выстроенных логично, от общего к частному. Начинаем с “Введения” и модуля “С чего начинается Родина”: воспитываем патриотизм, уважение к истории и памяти (изучаем мемориальный комплекс “Хатынь”, Брестскую крепость, подвиги юных героев). Затем идут “Нравственные основы общения. Культура общения”, ключевой модуль “Добрыми делами мы наполним мир”, “Азбука нравственности в семье”, “Азбука нравственности в школе”, “Экологическая культура человека”, а завершаем модулем “Человек трудом славится”.

Факультатив “Азбука нравственности” — это не про оценки и не про заучивание правил. Это про то, как помочь маленькому человеку открыть в себе доброту, научиться ее видеть в мире и воплощать в конкретных поступках.

Программа не просто рассказывает, что такое хорошо. Она учит мыслить и делать нравственный выбор. Психологами доказано, что весьма продуктивным в нравственном воспитании является использование проблемных ситуаций. Поэтому ребятам предлагается поразмышлять, найти выход из сложной ситуации, найти свое решение моральной дилеммы. Это развивает у них критическое мышление, эмпатию и ответственность за свои решения.

— В чем, по-вашему, главная ценность этого факультатива? Зачем он современным детям?

— Нравственное воспитание — это не абстракция, а фундамент личности, который закладывается с детства. И факультатив создан для того, чтобы помочь детям стать настоящими людьми. Не просто усвоить правила поведения, а сформировать внутренний стержень: быть добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, уважать себя и других, любить свою семью и Родину, беречь природу, уметь общаться. Мир сегодня непрост, детям часто не хватает именно этих ориентиров. Факультатив дает их не скучными нотациями, а через увлекательные истории, музыку, творчество и практику добрых дел. Доказано: детям это интересно, они впитывают ценности, что меняет их к лучшему.

Мой класс — наглядный тому пример. Через четыре года целенаправленной и системной работы он стал классом идеальной культуры и высоких нравственных качеств. А это и есть главное доказательство эффективности методики.

— Над чем вы работаете сейчас, Светлана Владимировна?

— Программа для 2—3-х классов утверждена и уже используется, в том числе в нашей школе. Но работа не останавливается. Сейчас я активно пишу методические разработки занятий для учителей и пособие для учащихся для работы в 3 классе. Мои материалы для работы во 2 классе уже публиковались в научно-методическом журнале “Пачатковая школа” в минувшем году. Главная задача на ближайшее время — создание полноценного учебно-методического комплекса для 2 класса. Он будет включать в себя саму программу, подробное пособие для учителя, рабочую тетрадь для учащегося и, конечно, “Дневничок добрых дел”. Рукописи представлены в издательство. Параллельно веду разработку программы факультативных занятий для 4 класса.

 Марина ЖДАНОВА
Фото из архива собеседницы