За навыками — на передовые предприятия: практика для будущих аграриев организуется в 739 базовых хозяйствах

- 13:00Образование

В Беларуси специалистов для агропромышленного комплекса готовят 4 вуза и 37 колледжей. Об особенностях практико-ориентированной подготовки будущих кадров рассказал начальник Главного управления образования, науки и кадровой политики Министерства сельского хозяйства и продовольствия Владимир Самсонович, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

Ежегодно ГГАУ, БГАТУ, ВГАВМ и БГСХА набирают более 3 тыс. абитуриентов, в колледжи на уровень ССО поступает около 3 тыс., а на уровень ПТО –– порядка 2,8 тыс. ребят. Выпускаются же из УВО порядка 1,5—1,8 тыс. специалистов, из учреждений среднего специального образования — 2—2,5 тыс. и примерно столько же молодых людей заканчивает уровень профтехобразования. Этого потенциала в целом хватает для того, чтобы обеспечить АПК квалифицированными специалистами. Там, где ведется работа по их закреплению на должном уровне, острых кадровых вопросов не существует, — проинформировал В. Самсонович.

Напомним, что согласно правилам приема до 70 % мест от контрольных цифр приема на сельскохозяйственные специальности могут быть отведены под целевую подготовку.

— Наниматель подбирает себе абитуриента и заключает с ним и учреждением образования трехсторонний договор. Затем будущий специалист проходит обучение с прохождением практик на базе конкретного предприятия. Таким образом, молодой человек уже на этапе получения образования вникает в тонкости и специфику хозяйства, где собирается работать впоследствии, — пояснил начальник Главного управления.

Он добавил, что наниматель может поспособствовать тому, чтобы будущий специалист получил некоторые дополнительные знания. Например, если вуз готовит врачей ветеринарной медицины общей практики, то упор может быть сделан на акушерско-гинекологическую или ортопедическую проблематику при подготовке конкретного студента.

Безусловно, важным элементом является практическая составляющая подготовки. На ее долю по сельхозспециальностям приходится 60—70 % от общего объема учебных часов с учетом лабораторно-практических занятий и всех видов практик. Именно здесь студенты и учащиеся отрабатывают навыки и умения, которые они потом смогут применить в своей профессиональной деятельности.

— Сегодня прохождение производственных практик организуется в 739 базовых хозяйствах. Эти сельскохозяйственные предприятия определены облисполкомами. Как правило, они являются передовыми экономически устойчивыми хозяйствами, где имеются все виды современных технологий, — подчеркнул В. Самсонович.

Он сообщил, что с 2018 г. Минобразования совместно с облисполкомами начали открывать классы аграрной направленности. На данный момент они функционируют уже в 521 учреждении образования. И с каждым годом их количество увеличивается. Сегодня в 728 агроклассах обучается 5090 учащихся. Около 20 % таких выпускников поступают на сельскохозяйственные специальности в вузы и колледжи.

Начальник Главного управления образования, науки и кадровой политики Минсельхозпрода убежден: для того, чтобы молодые специалисты оставались в агропромышленном комплексе, на уровне государства сделано многое:

— Сельское хозяйство остается одной из приоритетных отраслей экономики страны. Ей уделяется большое внимание со стороны государства, реализуется ряд программ, ориентированных на укрепление материально-технической базы, производственного потенциала АПК, создание новых производств в сельском хозяйстве. Кроме того, немалые средства вкладываются в развитие социальной сферы села, совершенствуются технологии, существенно сокращается доля ручного труда в производстве. Всё это требует высококвалифицированных специалистов.

В сельскохозяйственных организациях страны сейчас трудятся 224 тыс. специалистов и рабочих. Для сравнения: в 1990—1994 гг. в агропромышленном комплексе было занято чуть более 1 млн человек, однако продукции производилось в два раза меньше, чем сегодня.

Ольга АНТОНЕНКОВА
Фото из архива редакции