Чужой среди своих: истории отмены

- 16:04Газета "Домой!", Новости

Вы когда-нибудь слышали про закон парных случаев? Он гласит, что редко повторяющееся событие, однажды случившись, повторится в самое ближайшее время. С проявлением закона парных случаев я сталкиваюсь в работе, да и в жизни тоже. Поступила информация о ребенке со статусом отказника и, скорее всего, в ближайшее время может поступить еще один такой же ребенок. Почему так? Логических объяснений нет. И хотя подобные поразительные совпадения человечество наблюдает давно, научно закон парных случаев пока так никем и не доказан. Но он существует.

Вот и в ситуации с отменой усыновления. Это всегда трагедия как для семьи, так и для специалистов. С разницей в несколько месяцев у нас в Витебской области произошли отмены, причем в обоих случаях усыновляли в 2009 и 2010 годах мальчиков одного 2006 года рождения одинокие женщины одного 1975 года рождения, которые и жили в одном городе. Что удивительно, мальчишки были брошены матерями практически с рождения. И отказались они от мальчишек почти одновременно. Вот так печально сработал закон парных случаев…

Специалисты по семейному устройству детей всегда уделяют особое внимание усыновлению одинокими женщинами. Нельзя недооценивать важность стабильного социального окружения, женщина не должна быть одинока. Взрослый нуждается в другом взрослом, чтобы поделиться, снять эмоциональное напряжение. В наших случаях одна женщина жила с пожилыми родителями, которые сначала поддержали решение дочери взять ребенка. Мать усыновительницы активно участвовала в воспитании и обучении мальчика, но ребенок не смог учиться в гимназии, в обучении не проявлял выдающихся результатов, что и стало полным разочарованием для бабушки.

А вторая сожительствовала с мужчиной и с близкими родственниками общалась время от времени. Правда, через полгода мужчина ушел.

И как-то не задалось у одной и другой с самого начала с материнством…

В этих историях можно было видеть излишнюю самонадеянность взрослых в отношении воспитания ребенка с особыми потребностями, разочарования и отчаяние, которые закончились полной беспомощностью.

У первой усыновительницы изначально преобладал попустительский стиль воспитания. На протяжении длительного времени она ничего не запрещала ребенку, не применяла к нему никаких дисциплинарных мер. Мальчик перестал выполнять требования взрослых: сначала бабушки и деда, потом матери и педагогов. За последний перед отменой усыновления год ситуация в семье стала невыносимой: подросток ни с кем не контактировал, школу не посещал и не учился, отказывался от психолого-педагогической и медицинской помощи, не соблюдал личную гигиену, много курил. Его образ жизни вредил его здоровью, пребывание в семье создавало угрозу как для него, так и для совместно проживающих. Общение членов семьи с подростком сводилось лишь к разрешению вопроса о еде.

К сожалению, с ролью матери усыновитель не справилась. Она самоустранилась от воспитания ребенка, ненадлежащим образом выполняла родительские обязанности, что и привело к полному разрыву отношений.

При изучении причин отмены второго усыновления было отмечено, что существует высокая взаимосвязь между успешностью усыновления и мотивацией усыновителя, а также подготовленностью кандидата к роли родителя-усыновителя.  Усыновитель не была готова к принятию мальчика 4—5 лет со всеми его особенностями и проблемами. К советам психолога по подбору пола и возраста ребенка женщина не прислушалась.

Порой специалисты, обсуждая с кандидатами всевозможные риски усыновления ребенка с серьезной депривацией и травматизацией, встречают полное игнорирование рекомендаций. В итоге это может привести к тому, что усыновители не смогут безусловно полюбить усыновленного ребенка и создать необходимую среду воспитания.

Также следует учитывать, что на возникновение асоциального поведения ребенка повлиял исходный уровень поражения его нервной системы в раннем детстве (материнская депривация ребенка в первые годы жизни и опыт проживания в интернатных учреждениях). К сожалению, усыновитель не смогла успешно его компенсировать, в результате чего перестала пользоваться авторитетом у ребенка.

Специалисты охраны детства, психологи называют гуманитарной катастрофой такого рода возвраты, так как от ребенка отрекаются дважды — сначала биологические родители, а потом усыновители. Ведь исследования показывают, что, если от ребенка отказались минимум дважды, это приводит к запуску иных механизмов формирования личности и его социализации.

Отмечу основные причины отмен усыновления.

  • Непонимание усыновителями особых потребностей принятого ребенка, пережившего сильную травму и расставание с родными родителями. В дальнейшем это может привести к нарушениям в эмоциональной сфере ребенка, что впоследствии гасит его интеллект, познавательную активность. Многие усыновители воспринимают приемного ребенка по принципу “он такой же, как и все дети его возраста”.
  • Ложный мотив принятия ребенка в семью. Некоторые усыновители с помощью ребенка стремятся разрешить собственные проблемы, самоутвердиться или спастись от скуки. Кто-то хочет быть не хуже других, обеспечить себя под старость заботой или даже поправить свое материальное положение. А ведь успех воспитания приемного ребенка и его дальнейшее благополучие напрямую зависят от истинной причины принятия этого ребенка в семью.
  • Непростой период адаптации. Любое изменение жизненных обстоятельств — это стресс, даже если эти изменения к лучшему. Любовь не появляется сразу, она вырастает постепенно. Душу переполняют неуверенность, сомнения, страхи. Жизнь становится намного труднее — ведь как ни готовься заранее, а с приходом ребенка родительские заботы обрушиваются как лавина.
  • Неготовность родителя к жизни с приемным ребенком. Например, усыновителей, не имеющих собственных детей, приводит в негодование самое обычное детское поведение.

“Она отказывается есть кашу и все время плачет”, — жаловалась на трехлетнюю девчушку незадачливая мама, готовая вернуть малышку обратно в дом ребенка.

  • Изменение состава принимающей семьи. Десятилетний Павлик прожил в семье усыновителей четыре года, когда усыновившие его мама и папа развелись. Оказалось, что Павлик вполне устраивал обоих как ребенок в семье, но поодиночке никто из них не хотел брать на себя ответственность за воспитание мальчика.
  • Когда один из усыновителей не желает усыновлять, но, желая сохранить семью, идет на поводу у партнера и соглашается. С пятилетней Викой у усыновительницы не заладилось с первых дней совместной жизни, а вот папа в обретенной дочери души не чаял. Со временем отношения матери и дочери разладились окончательно, и женщина призналась, что никогда не хотела усыновлять ребенка, муж уговорил. Она так и не смогла принять и полюбить девочку. Итог — онкология усыновителя, отмена усыновления.
  • Феномен подростковых возвратов. Усыновив ребенка в раннем возрасте, семья живет вполне благополучно, не испытывая особых затруднений в воспитании. Но когда наступает подростковый возраст — период, когда даже самые благополучные, свои дети порой становятся грубыми, дерзкими, неуправляемыми, не всем родителям-усыновителям удается с пониманием отнестись к такому превращению. Для многих семей период взросления ребенка становится настоящим испытанием. Ведь усыновители, кроме обычной родительской растерянности, могут испытывать отчуждение, непонимание и даже страх. В душе усыновителей всплывают страхи дурной наследственности, забытые и задавленные когда-то давно.
  • Усыновленный ребенок, чаще подросток, говорит усыновителям, что не хочет с ними жить, и даже настаивает на том, чтобы его вернули в детский дом. Как правило, это связано с тем, что не сложился детско-родительский союз, в семье царит напряжение, и ребенок, чувствуя себя нежеланным гостем, просто опережает события, озвучивая то, что витает в воздухе.

Отмечу, что неудавшимся родителям-усыновителям редко удается забыть приемного ребенка. Можно отдать ребенка, но невозможно отдать ни душевную боль, ни чувство вины, ни воспоминания о лучших и худших моментах совместной жизни.

Для ребенка же, которого вернули, это становится очередной травмой, очередным подтверждением того, что никому нельзя верить. Один разрыв с близкими, другой, третий — и душа постепенно черствеет, теряет способность любить. Становясь взрослыми, отданные дети боятся вступать в близкие, доверительные отношения, боятся создавать семью, не хотят иметь детей — зачем, ведь ребенком быть так больно и страшно.

Можно ли предотвратить отмены усыновления? У меня нет однозначного ответа, но считаю, что каждый человек, который решил принять в семью ребенка, обязан пройти подготовку к родительской роли усыновителя, чтобы узнать много нового и важного и взвесить собственные силы.

Также рекомендую пройти обязательно личную психотерапию, чтобы разобраться в себе, исцелить себя и в ресурсе идти в усыновление, четко осознавая, зачем это нужно. Всегда относилась с уважением и благодарностью к людям, прошедшим подготовку и принявшим решение отказаться от усыновления. Ведь лучше честно сказать себе “нет” до того, как ребенок придет в семью, чем потом мучительно сожалеть о сделанном.

Думаю, лучшее, что можно сделать для себя в такие моменты — это подумать о своих ценностях. Что есть такого в вашей жизни, что вы никогда не бросите. Ваших любимых людей, ваши любимые занятия, ваши интересы. Чему вы останетесь преданы, несмотря ни на что. И это будет значить, что вы не бросите самого себя. А закон парных случаев будет срабатывать только в положительных историях.

 Наталья ЗАНДАРОВИЧ,
старший инспектор по охране детства
учреждения Национальный центр усыновления
Министерства образования Республики Беларусь
Фото с сайта culture.ru носит иллюстративный характер