Изъятие ребенка из семьи… Обзор августовского номера газеты «Домой!»

- 13:40Газета "Домой!", Новости

 Вышел в свет августовский номер газеты “Домой!”.

Самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка, — это утрата родителей: когда родители умирают, их лишают родительских прав, производится отобрание ребенка у родителей без лишения родительских прав. В ряде исследований специалисты утверждают, что изъятие ребенка из семьи по шкале стресса сравнимо со смертью родителей. И традиционные представления о том, что дети ничего не понимают, быстро все забудут, ошибочны. Как и взрослые, дети чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться. Им трудно адекватно оценить причины изъятия их из семьи, они могут воспринимать это как насилие, а представителей органов опеки как агрессоров.

Даже несмотря на ситуации голода, жестокого обращения, отвержения, день изъятия ярким пятном остается в памяти ребенка. И общее во многих историях: никто ничего не объяснил.

Между тем последствия детской травмы во многом зависят от реакций взрослых во время и после болезненного изъятия. Та самая реакция существенно влияет на итог как в положительную, так и в отрицательную сторону. Физические и эмоциональные последствия травмы для ребенка зависят от того, смогут ли окружающие ребенка люди, особенно взрослые, которым он может довериться, поддержать его, создать постоянную среду и сформировать чувство безопасности.

Во французском психоанализе есть чуть ли не установка: ребенок может пережить любое самое драматичное событие в жизни, если близкий человек объяснит ему, что происходит. Для этого надо говорить не про ребенка, а с ребенком. Только тогда можно говорить об эффективной помощи детям, которые столкнулись с травмой, связанной с изъятием их семьи.

Анастасия Захожая, заведующий отделом поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, Гомельского районного социально-педагогического центра, в материале “Трудный разговор, или Как помочь ребенку, переживающему изъятие из семьи” пишет о том, как часто приходится слышать, в том числе, к сожалению, и от специалистов, что не стоит напоминать ребенку, возвращать в травмирующее событие, так как лучше, чтобы он вычеркнул его из памяти и забыл. Но это ошибочное мнение и проигрышная позиция. Люди, которые окружают ребенка, должны четко понимать, что, когда ребенок не может переработать информацию на уровне чувств, начинает подключаться тело (психосоматика). Непроговоренные чувства начинают жить своей жизнью, находятся внутри в виде тревоги, беспокойства, напряжения. Анастасия Захожая дает советы специалистам и замещающим родителям, как сообщить ребенку о смерти родителя, как рассказать ему о нахождении родителя в исправительном учреждении, как говорить с ним после отобрания у родителей без лишения родительских прав. Кроме того, Анастасия Захожая является специалистом в области арт-терапии и приводит примеры, как с помощью серии рисунков, картинок в движении, коллажирования может вестись работа с ребенком на этапе его изъятия из семьи.

О том, как часто психологические травмы, которые получает ребенок даже в первые годы жизни, к сожалению, недооцениваются и игнорируются, в материале “Проработка травм на ранних этапах” рассуждает и Мария Статкевич, педагог-психолог Гродненского районного социально-педагогического центра. А Ольга Свороб, педагог-психолог Новогрудского районного социально-педагогического центра, в материале “Сказки, помогающие справиться с травмой” рассказывает о значимости сказкотерапии в оказании помощи в трудных жизненных ситуациях детям и представляет читателям подборку сказок для использования в работе.

Замещающие родители зачастую сталкиваются с такими поведенческими проявлениями детей, как покачивания взад-вперед, влево-вправо, туда-сюда. Педагог-психолог Климовичского районного социально-педагогического центра Ксения Титова в материале “Дети-маятники, или Что такое яктация?” рассказывает об этом психологическом явлении и дает советы родителям, как поступать в данной ситуации.

Дети, утратившие семью, переживают социальную и личностную дезориентацию. Упорядочивание событий прошлого, поиск позитива, восстановление утраченных сведений — целый пласт реабилитационной работы по преодолению внутреннего хаоса у таких детей. И его возможно осуществить посредством составления “Книги жизни”. Что это такое, надо ли ее оформлять, как это правильно делать, какая информация должна в нее входить и как получить от оформления книги максимальную пользу, рассказывает в материале “Книга жизни”: вопросы-ответы” педагог-психолог Мозырского социально-педагогического центра Виктория Гульчик.

Впечатляет история “Из-под кровати в новый мир” приемного родителя управления образования Сморгонского райисполкома Натальи Коноплевой. Она рассказывает, как одна из ее воспитанниц, попав в семью, не шла на контакт, плакала, кричала и почти сразу заползла под кровать. Никакие уговоры, игрушки, сладости не могли заставить девочку вылезти оттуда. Сожаление, горечь и обида за маленького человечка, которому пришлось переживать такой стресс, подтолкнули приемного родителя к тому, что она взяла игрушки, интересные книжки и… тоже полезла под кровать.

“Так продолжалось некоторое время: мы играли, рассматривали картинки в книжках, ели — и все это сидя под кроватью! — пишет Наталья Коноплева. — И вот наступил долгожданный момент. Дианка дала мне ручонку, и мы вместе вылезли из нашего укрытия. Робко, с настороженностью, взявшись за руки, мы пошли обследовать дом, знакомиться с детьми…”

На первой полосе — приемная семья Марии Смирновой из Гомеля. Ее “Письмо приемному сыну”, единственному в семье, который в этом году уже окончил школу, никого не оставит равнодушным.

Тема следующего номера газеты “Домой!” — “Чему не учат в школе. Важные жизненные навыки приемного ребенка”. Ждем ваших писем!

Ольга БАРТАЛЕВИЧ,
главный редактор