О мотивации к спорту, уроках в школе и жизни, игре в высшей педагогической лиге, о спортивном туризме рассказала нашему корреспонденту финалист республиканского конкурса “Учитель года-2023” Екатерина Романовская, учитель физической культуры и здоровья средней школы № 47 Витебска имени Е. Ф. Ивановского.
— Вы в спорте предпочитаете короткие или длинные дистанции?
— Больше нравится движение в своем спокойном темпе, я и сейчас в свободное время бегаю 10 км. Точно не спринтер, причем не только в спорте. Бывает, по обстоятельствам нельзя иначе — тогда принимаю решения и действую быстро. Но не люблю варианты, работающие на мгновенный успех — дальше нет планов, цель достигнута. Импровизация может быть хороша на практике в частных случаях, однако по-настоящему сильный результат дает лишь системная подготовка с расчетом на перспективу. Если образно говорить, например, о школе, то это всегда работа на длинной дистанции.
— Получить профессию спортивно-педагогической направленности, видимо, планировали со школьных лет?
— Скорее нет. Вот моя старшая сестра другие специальности, кроме педагогических, никогда всерьез не рассматривала. Между прочим, мы сейчас работаем в одной школе. А я в детстве очень любила спорт и музыку. Кстати, окончила музыкальную школу, только к старшим классам спорт в увлечениях перевесил. Еще углубленно учила химию и биологию: родители заметили способности и вместе с учителями усиленно настраивали меня на поступление в медицинский университет. Но одновременно про себя все чаще задумывалась о тренерской работе. Сложно было определиться, что важнее, нужнее мне и больше нравится. Хотя, думаю, решение почти сформировалось. Наверное, поэтому легко согласилась на предложение подруги-спортсменки, с которой вместе тренировались, и мы поехали поступать в Белорусский государственный университет физической культуры. Я вроде как попробовать, за компанию. Это был первый поток, а медуниверситет в родном Витебске шел вторым — почему бы и нет! Но так получилось, что поступила. Тщательно взвесила варианты. В очередной раз представила себя врачом в поликлинике — однозначно не мое, в спортивной медицине — капельку ближе, потом тренером… Не стала я забирать документы. Ни разу не пожалела о выборе, искренне благодарна своей альма-матер.
— Желания остаться в столице по окончании университета не было?
— Наоборот, всеми силами стремилась в Витебск. Здесь ждала семья. У меня сын на момент получения диплома уже в детский сад ходил. Большой спорт для себя не рассматривала, готовилась стать детским тренером. Но так сложилась жизнь, что пришлось пойти учителем в обычную среднюю школу, и даже не в городе, а агрогородке Новка Витебского района. Меня хорошо приняли, закрепили наставника, поддерживали всем коллективом. И все же большого энтузиазма я поначалу, признаюсь честно, не испытывала. Тем не менее пасовать перед трудностями — не мое. Снова взялась за учебу, загрузила себя по полной: уроки, методика, ведение документации… Легче всего давалась работа с детьми — сразу почувствовала обратную связь. Однажды утром вдруг поймала себя на мысли: ведь спешу в школу не по обязанности, а потому, что не просто устраивает — мне очень нравится моя работа учителя физической культуры и здоровья!
Коньки, велоспорт и… пешеходный туризм
— Какими видами спорта вы занимались?
— С 7 лет — конькобежным спортом под руководством тренера Евгения Петровича Богданова. Как обычно в детско-юношеской спортивной школе, были тренировки и много соревнований на роликах, коньках, где мы участвовали. Практически все областные и городские — успешные, мы занимали призовые места. Были победы и на республиканском уровне. До поступления в вуз я выполнила норматив кандидата в мастера спорта. В университете добавился велоспорт, в школе — спортивный туризм.
— Чем привлекал конькобежный спорт?
— Многие школьники занимаются футболом, другими популярными спортивными играми, легкой атлетикой. А тут коньки, сразу что-то заманчивое. Понравилась необычность, увлекли тренировки, соревнования, особенно скорость.
— Не страшно было на высокой скорости по трассе лететь?
— Страшно. Но это адреналин, преодоление себя, эмоции незабываемые. Один раз накроет — и хочется еще.
— Падения случались?
— Да, конечно. После одних таких соревнований сестра отказалась ходить за меня болеть: получила больший стресс, чем я сама. Это было на асфальте, на роликовых коньках. На повороте неожиданно на трассу выбежал ребенок, и в маневре, чтобы его не задеть, я упала. Хорошо на скорости приложилась, хотя обошлось сравнительно легко. Врач потом посмотрела внимательно, ссадины обработала — и все. Неприятная ситуация, но спортсмену к подобным рискам тоже нужно быть готовым. Серьезных травм на тренировках и соревнованиях, к счастью, у меня не случалось.
— Велоспорт в университете: насколько это было серьезно?
— Как студенческий спорт. На 1-м месте у меня стояла учеба. В нашей группе учились спортсмены-велосипедисты, ну и остальные ближе познакомились с велоспортом. Конечно, вид для меня был не новый. В детстве мало кто из нас на велосипеде, лыжах не катался. Когда я занималась конькобежным спортом, мы тоже выезжали на шоссе — и вперед на велосипедах. Надо сказать, увлечение по сей день осталось: дома в сезон велосипед не скучает без дела, и в школе мы с детьми активно практикуем велотуризм.
— Откуда появился интерес к спортивному туризму?
— Привезла как-то ребят из нашей школы на соревнования и столкнулась с проблемой: некоторые боялись высоты. А я не знала, как им помочь! Могла только поддержать. Научить можно тому, что сама умеешь. Пришлось срочно осваивать скалолазание, пешеходный туризм и спортивное ориентирование. Увлеклась до такой степени, что лично начала участвовать в соревнованиях. Дальше стали с детьми оставаться после уроков на тренировки — по желанию. Глядя на наш основной состав, многие захотели присоединиться. В школе понаблюдали, сделали выводы и предложили мне вести объединение по интересам “Туризм и спортивное ориентирование”. На то время в Витебском районе проводилась, помимо спартакиады, еще и туриада педагогических работников и учащихся. То есть турслет плюс спортивное ориентирование и пешеходный туризм. Пока я работала в Новкинской школе, мы в туриаде были лучшими.
Из Новки — в новую школу
— Почему сменили место работы?
— В Витебске 3 года назад открылась новая красивая школа. Меня пригласили перейти в ее коллектив. Главный аргумент “за” был транспортный. Из города в течение 9 лет ездила в Новку и обратно. Я за рулем, но все равно далековато, иногда даже сложно добираться, особенно зимой. Когда с машиной неполадки — вообще проблема. На самом деле, в Новкинской школе я тоже сейчас еще работаю. Там мои ученики — не смогла их оставить. Но приехать после основной работы, провести кружок — проще.
— После сельской школы адаптироваться к городской было сложно?
— Если сравнивать количество детей в классах, то в обеих школах оно примерно одинаковое. Только в Новке на 9-й параллели у меня обычно было 2 класса, а в средней школе № 47 Витебска имени Е. Ф. Ивановского в прошлом году, к примеру, уже 8. Заметный плюс — стало больше командной педагогической работы, мы с коллегами очень эффективно контактируем. Например, вместе готовили учащихся выпускного класса к участию во внутренней олимпиаде ВГУ имени П. М. Машерова. В итоге трое ребят поступили на факультет физической культуры и спорта. Говорить о результативности на соревнованиях, возможно, пока рановато, тем не менее систему работы выстроили и определенные успехи есть. Одно из моих направлений в школе — лыжный спорт, в том числе я готовила учащихся к “Снежному снайперу”. На районном этапе мы 2 года поряд в лидерах, и один наш ученик стал участником республиканских соревнований. В городских соревнованиях по стрельбе заняли 1-е место, в “Школиаде” моя ученица дошла до областного этапа. Постепенно растем. По-моему, главные сложности мы пережили в первый год работы. Возникли они не оттого, что школа большая, детей и педагогов много. Каждый класс был еще не коллектив, а просто дети, которых собрали в одну группу. Ты их не знаешь, они друг друга не знают. Чтобы поближе познакомиться, на уроках я делала акцент на командных играх. Надежный метод, что и на этот раз подтвердилось.
— Вопрос к вам как финалисту республиканского конкурса “Учитель года-2023”. Что дает участие в соревнованиях высшей педагогической лиги?
— Вначале, на районном этапе, я воспринимала конкурс как соревнование между педагогами. Поставила цель победить, по крайней мере стать лучшей среди учителей физической культуры и здоровья. Удалось взять планку, поставленную гораздо выше. И получила от конкурса на несколько порядков больше запланированного на старте. Это новая ступень профессионального роста, испытание на прочность, творчество и огромный труд, знакомство и общение с талантливыми и опытными коллегами, у которых узнала много полезного для своей дальнейшей работы. Возможность испытать и изменить себя. Колоссальный опыт.
— Какая ваша главная цель на каждом уроке?
— Здоровые и успешные ученики. Чтобы дети увлеклись спортом, вне и после школы самостоятельно применяли знания и умения, которым я их научила. Чтобы здоровый образ жизни стал для них обязательной нормой. В основе, конечно, система, но ключами к ней являются неожиданные приемы и индивидуальный подход. Когда применяю на занятиях координационную лестницу — это моя методическая “фишка”, то обязательно рассказываю, как упражнения на ней помогают опорно-двигательному аппарату. Заодно, чтобы заинтриговать, делаю экскурс в историю — похожую лестницу применяли для физического совершенствования еще древние греки.
— Мотивировать заниматься физкультурой можно каждого?
— Уверена, что это так. В подростковом возрасте, например, школьники особенно пристально начинают следить за внешностью. Отличный повод “зацепить” в подходящий момент: “Хочешь быть красивым — занимайся спортом”. И подсказать комплекс упражнений для начала. Маленькие дети любят играть, и здесь сама игра — действенный инструментарий для учителя. Еще на уроке нужно помочь ребятам активно отдохнуть от умственных нагрузок. То есть ученикам должно быть интересно, комфортно и в большинстве случаев нетяжело. Остальное — в рамках программы, воспитания и межличностного общения.
Соревноваться и выигрывать
— Вы азартный человек? Нравится соревноваться и выигрывать?
— Очень азартно болею за своих учеников, когда они участвуют в соревнованиях. У меня ощущение, что сама с ними вместе — так переживаю. На эмоциях кричать, руками хлопать, ногами топать — запросто! Для детей поддержка педагога имеет огромное значение, в том числе на эмоциональном уровне. Вообще, нравятся эмоции, которые получаю от соревнований. Лучшая награда — чувство триумфа, когда сама или в команде, вместе с учениками, готовились и у нас получилось. Обратная сторона медали: лично мне в детстве перед соревнованиями было тяжело совладать именно с эмоциями, когда руки дрожали от переживаний. Зато научилась с этим справляться и знаю, на какие моменты обратить внимание на занятиях с учениками. Если соревнуются примерно равные по силе соперники, то решающими становятся удача и воля к победе. Необходима настройка на позитив, а для этого учителю нужно быть хорошим психологом. Я сама, как правило, заранее мысленно прокручиваю возможные варианты событий. Хочется победить, но спортсмену и не только важно понимать, что на соревнованиях он выдал максимальный результат из возможных, благодаря этому вырос над собой, стал сильнее. Это стимул развиваться дальше.
— Исходя из вашей личной практики, скажите: когда ребенок успешно занимается спортом, это влияет на его характер, успеваемость в школе, отношения с людьми?
— Спорт приучает работать и отдыхать активно. У меня, например, до сих пор нет такого: ай, выходной сегодня, можно весь день лежать с телефоном. В свободное время бегаю, катаюсь на велосипеде — мне нужно. И дети точно так же привыкают. Им потом в жизни проще. Спорт формирует навыки общения и командной работы, выносливость, устойчивость к стрессовым нагрузкам. Дети-спортсмены очень часто успешны в учебе, инициативны и ответственны в общественной деятельности, многие увлекаются творчеством. Спорт учит дисциплине, правильному распределению времени. Что всегда отличает спортсменов в любом возрасте: если появляется новая цель, они четко планируют, как это можно организовать, чтобы успеть, где есть резервы. Спортивные победы, а главное, соревновательный опыт очень важны. После соревнований ты всегда вместе с тренером, командой и самостоятельно анализируешь, что сделано правильно и где допущены ошибки, над чем нужно поработать и что тебе лично стоит изменить в себе для достижения более высокого результата. Согласитесь, ценные для любого человека качества и умения.
— Но и подхватить звездную болезнь после первых значимых побед — реальная опасность. Как справляетесь с профилактикой?
— В индивидуальном порядке. Но есть в активе универсальный подход. Когда вижу, что у младшего по возрасту ученика закружилась голова от успехов, немножко провоцирую: “Ты молодец, так держать! Но ведь лучше, чем я, пока что сделать не можешь? Значит, тренируемся дальше”. Старшие школьники, с которыми за несколько лет хорошо сработались, звездной болезнью не страдают — у нас другие приоритеты. Между прочим, как раз в это время ребята начинают понемногу превосходить меня в результатах. Предсказуемо, потому что я не могу столько времени уделять собственным тренировкам, сколько уделяю ученикам. Когда мы проводим школьные предновогодние соревнования в технике пешеходного туризма в закрытом помещении, они у меня периодически выигрывают. Будь это чужие ученики, наверное, расстроилась бы сильно. А здесь в эмоциях чистые радость и гордость. Значит, я их хорошо научила.
— Бывает, что у своих учеников учитесь?
— Постоянно. Дети умеют удивить неожиданным вопросом, который буквально заставляет учителя осваивать новое. Допустим, выполняют парни подтягивание на перекладине и тут же у меня интересуются: “А вы умеете?” Признаюсь, когда впервые услышала этот вопрос, у меня с подтягиванием было грустно. Пришлось выделить дополнительное время на тренажерный зал. Сейчас вместо слов в ответ продемонстрирую упражнение — красиво и чисто.
— Случается встречаться со своими выпускниками на соревнованиях среди взрослых? Какие ощущения испытывает учитель при этом?
— Приятно, что большинство моих туристов после школы продолжают заниматься спортом. По возможности даже присоединяются к школьным походам. Когда встречаемся в одной команде — отлично, потому что уверена в своих, могу на них положиться. В личном первенстве с ребятами честное соперничество — это тоже здорово. В итоге моя победа или выпускника — радость будет нашей общей, поэтому особенно яркой.
За школьными кадрами
— Ваше увлечение музыкой не прошло с годами?
— Музыка — это на всю жизнь. Мне, допустим, после музыкальной школы легко было сдавать экзамены в университете, потому что на экзамене по музыке нет права на ошибку. Если ошибешься, ты уже не сдал. По-моему, очень созвучно с работой учителя.
— Есть любимое музыкальное произведение среди тех, которые сами можете сыграть?
— Знаменитый «Ветер…» Эннио Морриконе из кинофильма «Профессионал».
— Какой пройденный туристский маршрут был самым продолжительным?
— Если по расстоянию, то в рекордсменах — комбинированные маршруты, где сочетаются велосипедный и водный туризм — на байдарках. Взять хотя бы наш школьный поход по Витебской области: на велосипедах — Лиозненский и Оршанский районы, богушевское направление. А на воде мы уже шли по Лучесе и потом по Западной Двине. Получилась велосипедная часть 150 километров и водная еще 50. Основной состав участников — ребята из 7–8 классов.
— В свободное время чем предпочтете заняться?
— Под настроение. Поеду на дачу отдохнуть, когда надо побыть в тишине. Рыбалку люблю. Здесь тоже главное — не поймать рыбу, а посидеть и подумать. Нравится путешествовать по Беларуси. Животных люблю. В детстве очень хотела собаку, и сейчас у меня их 2.
— На пробежках вы вместе?
— Обычно нет. Проверено: мои питомцы не могут за мной угнаться. Устают и протестуют. Могут, например, демонстративно улечься под куст.
— Насколько сильны спортивные традиции в вашей семье?
— Дружим со спортом. Но не буду ради красивой картинки говорить, что вместе каждое утро выходим делать зарядку — у нас разные графики. У сына сейчас главная цель — образование. Он учится в колледже электротехники. Тем не менее у него есть награды за призовые места на республиканских соревнованиях по туристско-прикладному многоборью в технике пешеходного туризма. А вместе мы участвовали в областных соревнованиях: на байдарке в смешанном экипаже заняли 4-е место. С сестрой обычно занимаемся с моей подачи. То есть я на пробежку и ее зову присоединиться. Или на велосипеде уговариваю: “Ну давай со мной, мы чуть-чуть с тобой проедем!” А через 1,5 часа у нас уже 20 километров за плечами… Личный пример — сила! В школе, кстати, это тоже отлично срабатывает.
Татьяна БОНДОРЕВА
Фото из архива Екатерины РОМАНОВСКОЙ