Анализ результатов работы системы образования Щучинского района за 5 лет говорит о ее стабильном развитии по всем направлениям. О факторах, обеспечивающих успешность учреждений образования, педагогов и учащихся, корреспондент “Настаўніцкай газеты” поговорила с начальником отдела образования райисполкома Павлом Тарчинским.
Видеть перспективу
— Как известно, в обучении и воспитании детей значение имеет все. И это нацеливает на комплексное развитие учащихся и самой системы образования. Председатель райисполкома Алексей Валентинович Садовский придерживается мнения, что образование в районе должно отвечать самым высоким стандартам и готовить наших учащихся для своего региона, своей страны. Для этого создаем условия, в которых каждый ученик мог бы четко определять и удовлетворять свои образовательные запросы, а также видеть перспективы самореализации.
— Павел Викторович, какие условия вы считаете наиболее важными для выполнения этой задачи?
— В первую очередь речь идет о качественном усвоении учебных программ всеми учащимися. На мой взгляд, это удается. Средний балл наших выпускников в последние годы колеблется в пределах 7,4—7,5, а в прошлом году по итогам ЦЭ он составил 7,8 балла, что на 0,2 балла выше итогов года. Это показатель качества текущей учебной работы со всеми учениками.
Мы предоставляем детям равные возможности стать успешными. На это направлены районные школы “Интеллект” и по подготовке к тестированию, в которых задействованы самые эффективные педагоги района (интеллект-тренеры).
На развитие научно-исследовательских компетенций учащихся ориентирована работа районной исследовательской школы, которая сотрудничает с Гродненским зональным институтом растениеводства и ГрГУ. Участники летнего научно-исследовательского лагеря “Исследователь” делают свои открытия в высокотехнологичной лаборатории предприятия “Праймилк” (завод по выпуску сывороточно-жировых концентратов).
В последние годы мы сделали акцент на взаимодействии с учреждениями высшего образования. Как итог, на областном этапе республиканской олимпиады в этом году наши дети получили 14 дипломов (на 7 дипломов больше, чем в предыдущем году). На областном конкурсе научно-исследовательских работ нами получено 12 дипломов, на республиканском — 2. На ЦЭ семь выпускников показали 100-балльные результаты (русский, белорусский, английский языки, математика, биология, история Беларуси, обществоведение), один — на ЦТ по химии.
Успехи не остаются незамеченными как руководством райисполкома, так и социальными партнерами. Исполнительная власть премировала 243 успешных ученика, а директор ОАО “Демброво” Александр Викторович Туля каждый год лично вручает отличившимся школьникам денежные премии на торжественной линейке. Так, впрочем, поступают и многие другие руководители предприятий и организаций.
— При этом, знаю, в Щучинском районе много делается для развития творческих способностей ребят…
— Только в районном Дворце творчества детей и молодежи работают 175 объединений по интересам художественного, технического, туристско-краеведческого, общественно-гуманитарного, эколого-биологического, спортивно-технического и естественно-математического профилей. Кстати, дворец Друцких-Любецких, памятник культурного наследия, решением Щучинского райисполкома передан школьникам. Дворец во дворце — решение символичное, отражающее отношение исполнительной власти к детям, к их воспитанию и образованию. В школах района открыты филиалы дворца, и педагоги помогают каждому ребенку раскрыть свои таланты.
По целевым направлениям
— Павел Викторович, вы уже отметили, что позиция райисполкома состоит в том, чтобы ориентировать образовательную систему на подготовку учащихся к профессиональной деятельности именно на родине. А как, в связи с этой установкой, на практике реализуются профессиональные запросы школьников?
— В районе организована профессиональная подготовка учащихся 10—11 классов по восьми специальностям. Действуют классы (группы) аграрной, педагогической, военно-патриотической, инженерной направленности. Ориентируем ребят на востребованные экономикой специальности. Дорожные карты профориентационной работы реализуются во всех классах, что позволяет осуществлять этот процесс строго по графику и системно.
В вопросах профессиональной ориентации мы объединяем свои усилия с крупными промышленными и аграрными предприятиями, расположенными на территории района.
Взаимодействие, считаю, получается эффективным.
При поддержке райисполкома были организованы производственные экскурсии и совместные профориентационные проекты для старшеклассников. Ребята попробовали себя в качестве инженеров-программистов, технологов, маркетологов в условиях инновационного производства ООО “Праймилк”. По такому же принципу налажено сотрудничество с другими предприятиями.
Поддержка партнеров мотивирует учащихся брать целевые направления на получение профессии. Например, ОАО “Демброво” и “Щучинагропродукт” выплачивают стипендии своим целевикам — студентам аграрных вузов. В ОАО “Щучинагропродукт” сегодня трудятся 14 молодых специалистов. Среди них есть аграрии с академической степенью магистра.
Все наши выпускники к окончанию обучения определяются со своим профессиональным будущим, а многие — и с местом работы на своей малой родине. В прошлом году в учреждения высшего образования поступили 138 выпускников, из них 22 целевика. Ребята выбрали военный, педагогический, медицинский, сельскохозяйственный, энергетический профили. Отмечу, что наш опыт организации профориентационной работы внедрен в учреждениях образования Гурьевска (Калининградская область, Россия).
Эффективное социальное партнерство позволило нам на более высоком уровне организовать не только профориентационную, но и воспитательную работу. Речь идет прежде всего о физическом воспитании ребят, повышении качества допризывной подготовки. Благодаря поддержке райисполкома и наших социальных партнеров открыт межшкольный центр допризывной подготовки, отремонтирован стадион “Олимп”. При содействии ООО “Праймилк” подготовлены чемпионы мира среди молодежи по тайскому боксу, оборудован стрелковый тир, приобретаются реквизиты для воспитанников ДТДиМ.
При поддержке отдела внутренних дел райисполкома, РОЧС, военного комиссариата и командования 116-й гвардейской штурмовой авиационной Радомской Краснознаменной базы мы смогли в минувшем году включить в деятельность 15 военно-патриотических клубов еще большее число школьников.
— Успехи образовательной отрасли в значительной степени зависят от педагогического потенциала. Как работаете с молодыми специалистами?
— К нам их прибыло 20, из них 15 — по целевым направлениям. Благодаря материальной и социальной поддержке, эффективному наставничеству процент закрепления молодых специалистов в учреждениях образования за 2 года увеличился на 14,4 процента. Нашим выпускникам-целевикам, считаю, важно вовремя определиться с выбором, отучиться, вернуться домой и не разочароваться. Ну а наша задача — максимально в этом помочь.
Учительский менталитет
— Закономерно поинтересоваться, как вы прошли все этапы на пути в профессию. Кем или чем был определен ваш профессиональный выбор?
— В нашей семье был культ книги. Как бы ни уставали родители (мама Ирина Антоновна работала агрономом, отец Виктор Вацлавович — водителем), они всегда находили время для чтения. Уже в 5-летнем возрасте чтение было моим увлечением — и осталось на всю жизнь. Мне нравилось узнавать из книг что-то новое, осмысливать и оценивать действия литературных героев. И рассказывать об этом другим. Думаю, именно это предопределило мой выбор.
В школе у меня не было нелюбимых учителей. Но ключевую роль в выборе профессии сыграла директор Новиянковской школы Вороновского района учитель физики и математики Чеслава Константиновна Буйко, которая научила меня находить решения в различных ситуациях, руководствуясь не эмоциями, а логикой, знаниями и целесообразностью. К 8 классу я уже точно знал, какую профессию выберу. Темп профессионального становления и роста, безусловно, задали преподаватели Лидского педагогического колледжа, особенно Тадеуш Казимирович Валюкевич, с которым мы и сегодня поддерживаем теплые отношения. Его мнение и советы для меня важны. Для меня он образец замечательного человека и педагога.
Учебу на историческом факультете Гродненского государственного университета имени Янки Купалы я совмещал с работой в школе. И в профессиональном плане от этого только выиграл, поскольку у меня, в отличие от студентов-очников, была возможность сразу же проверять теорию практикой.
Мне нравится не только постоянно учиться и развиваться самому, но и создавать для других такие возможности. Нравится чувствовать себя причастным к успешности своих коллег по учительскому и управленческому цеху, радоваться их профессиональным достижениям, в которых есть, надеюсь, и доля моих усилий.
При этом отмечу, что, работая директором Переганцевской школы и заместителем начальника отдела образования Вороновского райисполкома (а теперь и начальником отдела образования Щучинского райисполкома), я всегда ощущал и ощущаю себя прежде всего учителем. На все мои управленческие решения влиял и влияет мой учительский менталитет.
— Какими управленческими установками руководствуетесь в практической деятельности?
— Прежде всего нужно ставить ясные, измеримые, конкретные цели. Без них нет прогнозируемого пути. Работать важно в команде, без этого сложно получить результат. Необходимы требовательность и принципиальность, но в основе всего — справедливость.
В плане мотивации коллег мой рецепт прост: если вы хотите иметь то, что никогда не имели, начните делать то, что никогда не делали.
Людмила КУРИЛЬЧИК