Настоятель Свято-Троицкого собора Хотимска отец Павел: «Нужно помочь детям сформировать духовный иммунитет»

- 15:10Духовность и патриотизм

Сложно ли отвечать на простые детские вопросы и какие нравственные посылы важно донести сегодня до подрастающего поколения. Об этом и многом другом корреспондент “Настаўніцкай газеты” побеседовала с настоятелем Свято­-Троицкого собора Хотимска священником Павлом Сыцевичем.

На добро и созидание

— Построенный в XIX веке Свято-Троицкий собор Хотимска — настоящая жемчужина региона. Часто ли звучат в нем сегодня детские голоса?

Вы правы, наш храм восхищает своим величием, у него долгая, богатая история — в прошлом году отметили его 150-летие. Известен собор и своим выдающимся пастырем архимандритом Кириллом, моим предшественником, который служил в Хотимске с 1958 года более 60 лет. Начинал он свое пастырское служение в простой кладбищенской часовне, затем вместе с прихожанами пристроили алтарь и храмовую часть — часовня стала Свято-Покровской церковью. А потом совместными усилиями был возрожден возвращенный верующим в 90-е годы Свято-Троицкий собор. За свои труды архимандрит Кирилл был удостоен премии Президента Республики Беларусь “За духовное возрождение”, различных церковных наград.

Сегодня, наряду со взрослыми, в числе наших прихожан, конечно, есть и дети. При храме действует воскресная школа. По большим праздникам организуем утренники, приглашаем ребят на Рождес­твенскую елку.

Всегда рады, когда в гости к нам приезжают группы школьников. К слову, это происходит не только в течение учебного года. На летних каникулах принимаем у себя ребят со школьных лагерей, из оздоровительного лагеря при районном центре творчества детей и молодежи. Стараюсь провести для юных гостей такую экскурсию, чтобы увиденное и услышанное обязательно запомнилось, отложилось в душе. Знакомим детей с историко-культурными ценностями нашего храма, их порядка 260. Это, к примеру, Богослужебное Евангелие 1786 года в металлическом окладе, украшенном тонкой, изящной чеканкой. Старинные иконы, в том числе с дарственной надписью от монастыря на святой горе Афон. Риза священника XIX века, которая, по преданию, принадлежала праведному отцу Иоанну Кронштадтскому. Напрестольные и наперстные крес­ты, серебряные лампады, чаши, плащаница с вышитыми золотыми херувимами ручной работы. Все это помогает детям постичь красоту православного мира, захотеть больше узнать о нем.  

— Как выстроено ваше сотрудничество с педагогами Хотимщины в непростом и очень важном деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения?

Район у нас небольшой, работают 2 городские и 6 сельских школ. И с каждой из них налажено взаимодействие. Проводим совместные уроки духовности, круглые столы, общешкольные мероприятия, культурно-образовательные встречи. Также меня приглашают на занятия факультатива “Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма”.

Давайте признаем честно: сегодня далеко не каждая семья дает детям хотя бы базовые знания о христианской вере, традициях предков. Раньше было такое выражение: “Ты должен это знать как “Отче наш”. Потому что каждый ребенок, даже никогда не ходивший в школу, с основами веры был знаком. Это шло от родителей, от бабушек и дедушек. В наше время эта присказка уже не работает. Когда сегодня я спрашиваю у детей, кто знает наизусть молитву “Отче наш” или хоть раз читал Библию, даже детскую, из 20—30 человек руку поднимают всего несколько. Мы ни в коем случае ничего детям не навязываем, но очень важно давать им знания, духовные ориентиры, посылы к размышлению, которые направлены на добро и созидание. Каждый в свое время сам выберет свой путь. Но, посеяв правильные ростки, мы поможем сделать этот выбор достойным.

Как есть правила дорожного движения, так есть и правила духовной жизни. Их тоже нужно знать и соблюдать.

Темы с учащимися обсуждаем самые разные — вредные привычки, подростковые суициды, сквернословие, суеверия и многое другое. Неважных вопросов в воспитании детей нет. Как отец двоих сыновей школьного возраста, я хорошо это знаю.

— Говорят, что сложнее всего отвечать на простые детские вопросы…

Это правда. Но я очень люб­лю, когда дети задают вопросы. Ведь это значит, что им не все равно, они слушают и слышат то, что до них стараются донести. Честно сказать, когда я только начинал работать в школьных аудиториях, шел не совсем верным путем. Приносил с собой книги, зачитывал из них заранее выбранные отрывки духовных текстов. Казалось бы, озвучиваю такие глубокие и важные вещи, а реакции от детей нет, сидят со скучающим видом. И я довольно быстро перестроился. Придерживаюсь правила, что общение должно проходить в виде живого диалога глаза в глаза, причем внимание детей обязательно нужно чем-то зацепить. Хорошо воспринимается информация через какие-то понятные подрастающему поколению аналогии, в том числе компьютерные технологии, функции гаджетов. Например, сравниваю влияние греха на душу человека с вредоносным вирусом, который поражает компьютер. Иногда предлагаю обсудить какой-то фильм или песню, с которыми молодежь хорошо знакома, проанализировать их с точки зрения духовно-нравственных посылов. И это дает хороший результат, дети включаются, идет эмоциональная отдача,
даже завязываются дискуссии.

В числе сложных вопросов, на которые доводилось отвечать, назову, к примеру, такой: “Как Бог может одновременно слышать молитвы миллионов людей?”. Я обратился к аналогии с интернетом. Эта сеть способна одномоментно принимать миллионы запросов и давать на них ответы, а ведь ее создал человек. Так неужели тот, кто создал Вселенную, не сможет?!

Дерево без корней — бревно

— Наша встреча проходит в канун Дня памяти святых Петра и Февронии — православных покровителей семьи и брака, который отмечается 8 июля. Трудно ли говорить с современными детьми о таких понятиях, как любовь, брачные узы, родительство?

Из своего общения с детьми я сделал для себя вывод: у них на генетическом уровне пока еще заложено понимание важности брака и семьи. Когда задаю старшеклассницам вопрос, как бы они хотели прожить свою жизнь — вый­ти замуж один раз или пять, может, семь, все выбирают первый вариант, то есть создать семью раз и навсегда. Конечно, время сейчас непростое, из интернета в сознание детей проникает много негативных, чуждых нашему мировосприятию посылов, которые сбивают, путают молодежь. Но для этого и нужны мы, взрослые люди из их окружения — родители, педагоги, священники. Необходимо помочь детям сформировать духовный иммунитет, чтобы они могли противостоять пагубным влияниям.

Важная задача — донести до молодежи, что семейная жизнь предполагает беспрестанную духовную работу над собой. Это не то, что сегодня люблю, а завтра не люблю. Если два человека приняли
решение быть вместе, то нельзя разбегаться при первых же трудностях и искать новые отношения. Сложности неизбежны, но их нужно пройти вместе, поддерживая друг друга. Обсуждая с подростками вопросы родительства, касаюсь как их взаимоотношений со своими родителями, так и ожиданий от будущего собственного материнства и отцовства.     

Говоря со школьниками о семейных отношениях, очень важно не переступить тонкую грань, когда им покажется, что звучат какие-­то нравоучения. Потому что это сразу вызывает у подростков реакцию отторжения. Всегда помню об этом, стараюсь чувствовать свою аудиторию. Не скрою, мне было очень приятно, когда в одной из школ старшеклассники после нашей беседы попросили учителя позвать меня еще на одну встречу — именно в продолжение разговора о семье и браке. Конечно, я приехал. 

— У Свято-Троицкого собора есть особая реликвия — рукописный фолиант с именами погибших в годы Великой Оте­чественной войны жителей Хотимского района. И особая традиция — в дни поминовения и накануне Дня Победы поминать каждого из этого списка. Сегодня мы много говорим о том, как важно привить молодому поколению гордость за свою страну, народ-победитель, передать эстафету сохранения исторической памяти. Согласитесь, вот на таких конкретных делах это и нужно делать… 

Это так. Дети берут пример с нас, взрослых. Если мы 9 мая и в другие знаковые даты нашей истории идем к памятникам возлагать цветы — и они будут. Если мы не ленимся сделать что-то полезное для своего двора, деревни, города, по доброй воле, не ожидая за это денежного вознаграждения, — и они будут. Если мы как следует, на совесть, выполняем обязанности на месте своей работы, службы, служения — они тоже будут на это нацелены. Настоящий патриотизм складывается из дел, больших и малых. В его основе лежит небезразличие к тому миру, в котором мы живем, желание сделать лучше жизнь своей семьи, малой родины, страны. И во время встреч в детских аудиториях я всегда об этом говорю.

А что касается фолианта с именами погибших в годы войны хотимчан, то для нас это просто бесценные списки. В свое время по благословению отца Кирилла их составил и передал в храм местный краевед — школьный учитель математики Петр Тимофеевич Люсиков. Он проделал колоссальную работу, собрав воедино данные о более 4 тысячах наших земляков. И мы продолжаем вписывать в этот фолиант новые имена, которые удается вернуть из небытия в ходе поисковых работ. В том числе и благодаря исследовательским работам школьников. Мы рассказываем детям о нашей традиции поименного поминовения в храме героев и жертв той страшной войны. Считаю, это важный воспитательный момент. Ведь тем самым мы показываем, что, когда говорим: “Никто не забыт”, — это не просто слова.

— Чего не хватает сегодня в работе с подрастающим поколением? В каком направлении нужно двигаться дальше?

— Уверен, что мы движемся в правильном направлении. В пос­леднее время взаимодействие в этом вопросе местной власти, системы образования, общественных организаций, религиозных конфессий заметно улучшилось. Все понимают, что жизненно важно передать детям наши традиции, духовно-нравственные ценности, историческую память, только так мы сможем выстоять перед вызовами современности. Ведь не зря говорят, что дерево без корней — это бревно, которое не принесет плодов, у него нет будущего. Мы должны оставаться живым древом и, как сказано в одной из молитв, приносить плоды во славу Божию и на пользу Отечеству. Считаю, делается уже много и останавливаться нельзя.

Оксана МЫТЬКО
Фото Тамары ХАМИЦЕВИЧ