Более 330 педагогов, директоров учреждений образования, руководителей управлений (отделов) образования из всех регионов страны приняли участие в научно-практической конференции «Образование Беларуси: тенденции и направления развития», передает корреспондент «Настаўніцкай газеты».
— Президент на прошедшем Республиканском педагогическом совете сказал, что сфера образования является государствообразующей отраслью. Мы понимаем всю ответственность по подготовке высококвалифицированных кадров, воспитанию патриотов Беларуси. Сегодня здесь собрались ученые, педагоги-практики, чтобы выработать новые решения, наметить ориентиры в развитии образовательной сферы, — отметил первый заместитель министра образования Александр Баханович.
В свою очередь ректор БГПУ Александр Жук высказал мнение, что главной фигурой в решении стратегических задач системы образования является педагог.
— Высокая социокультурная значимость педагогического образования объясняет пристальное внимание к качеству профессиональной подготовки педагогов в нашей стране. Современным учреждениям образования нужны не просто воспитатели, учителя, преподаватели — ретрансляторы знаний, а педагоги, способные быстро реагировать на изменения в обществе, осваивать новое, менять стереотипы педагогической деятельности. В условиях глобализации культурных и образовательных процессов педагогические работники должны быть готовы к формированию личностных и метапредметных компетенций обучающихся, к организации воспитательной деятельности с современными детьми, к работе в цифровой образовательной среде, реализации принципов инклюзии, творческому сотрудничеству и эффективному взаимодействию в поликультурной среде, — отметил руководитель вуза.
Также Александр Жук напомнил об успешной системе непрерывного педагогического образования, которая включает профильное обучение школьников в педклассах и педгруппах (их количество с 2015 г. выросло в 8 (!) раз), среднее специальное и высшее педагогическое образование и дополнительное образование взрослых. При этом обратил внимание на усиление практикоориентированности подготовки студентов:
— При разработке новой учебно-программной документации педагогических специальностей мы руководствовались идеей опережающего характера образования. В новых учебных планах оптимизирована модель педагогической практики, которая реализуется с 1-го по 4-й курс. На первом курсе это ознакомительная практика в волонтерском формате, на втором — учебно-поисковая (один школьный день в неделю), на третьем — педагогическая в учреждениях образования и летняя в детских лагерях, на четвертом — преддипломная. Такой подход обеспечивает максимально раннее погружение в профессиональную среду.
Также обновленные учебные планы, как ожидается, обеспечат подготовку будущих педагогов к реализации принципа инклюзии в образовании, формирование исследовательских компетенций студентов.
Работа конференции продолжилась в пяти секциях: «Дошкольное образование: современные тенденции воспитания, обучения и развития»; «Общее среднее образование: инновационные практики обучения и воспитания»; «Профессионально-техническое и среднее специальное образование: актуальные направления совершенствования»; «Высшее образование в эпоху трансформаций: национальные приоритеты» и «Дополнительное образование взрослых: достижения и перспективы». Они проходили на площадках БГПУ, РИПО, РИВШ и Академии образования.
Справочно
В Беларуси около 7,3 тыс. учреждений образования всех уровней. В общей сложности там обучаются 2,2 млн человек и трудятся 422 тыс. работников.
Марина КУНЯВСКАЯ
Фото: Telegram-канал БГПУ