Руководители школ и гимназий Гродненщины обсудили актуальные вопросы профориентации учащихся

- 14:00Новости

В областном институте развития образования состоялся форум Ассоциации руководителей учреждений общего среднего образования Гродненщины, передает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

— Ассоциация директоров школ и гимназий области создана шесть лет назад. Она является центром концентрации лучшего педагогического опыта, — отметил председатель ассоциации директор средней школы № 1 Лиды Сергей Фонасов.

На этот раз тема двухдневных заседаний — «Профориентационная работа в учреждении образования: эффективные формы и методы».

— Одно из самых важных решений каждого человека — это выбор профессии. К сожалению, часто подобный шаг совершается на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений. Профориентация помогает выбрать направление, в котором есть смысл развиваться, отталкиваясь от личных особенностей. Важность и обязательность профориентационной работы очевидна, в ней заинтересованы и родители, мечтающие видеть своих детей состоявшимися людьми, и работодатели, которым нужны сотрудники, мотивированные на успешную самореализацию, — обратила внимание заместитель начальника методического управления менеджмента образования, сопровождения научной, инновационной деятельности, выполнения информационно-аналитических, экспертных, прогнозирующих функций в сфере образования ГрОИРО Янина Гнездовская.

Со слов Сергея Фонасова, работа руководства школы сегодня заключается в выстраивании грамотного подхода к профессиональной ориентации учащихся. Важно, чтобы школьнику были понятны все направления возможной самореализации, а выбор его был осознанным.

Из первых уст

Нынешний форум Ассоциации руководителей учреждений общего среднего образования примечателен тем, что его участникам предоставили возможность увидеть актуальные предложения учреждений профессионально-технического и среднего специального образования области. Собравшиеся смогли ознакомиться с опытом работы центра компетенций сварочных технологий и санитарно-технических работ Гродненского государственного колледжа строительных технологий, а также со спецификой деятельности центра профориентационного консультирования Гродненского областного института развития образования.

— С 2018 года наш центр эффективно работает на базе ГрОИРО. Только в прошлом году комплексную и развернутую консультацию мы предложили более чем 50 выпускникам. Это не только учащиеся из Гродно. Приезжали за помощью вместе с родителями школьники из района. Были случаи, когда такие консультации давали и жителям столицы, — отметила старший преподаватель кафедры психолого-педагогического сопровождения образования факультета профессиональной самореализации ГрОИРО Ольга Власенкова.

Участники встречи получили полное представление о том, в каких случаях учащемуся будет наиболее полезна такая консультация, как на нее попасть и что она собой представляет.

— Индивидуальная работа со школьником, как правило, занимает более двух часов. Развернутый ответ о возможных профессиональных направлениях строим на основе различных методик диагностики. Причем процедура выстроена не только на основе стандартного классического инструментария. Мы разработали модификацию классической типологии Юнга под профессионограмму современности, — добавила О. Власенкова.

Интересный опыт

Среди участников форума — директор лидской СШ № 6 имени Н.Б. Куконенко Ирина Трембач. Опыт этого учреждения — один из показательных примеров качественной профессиональной ориентации школьников. Уже 27 лет здесь действуют военно-патриотические классы. И одна из задач руководства — поиск новых форм работы с детьми.

— Между нашим учреждением образования и Военной академией Республики Беларусь еще в 1997 году был заключен договор. И тогда же в школе создали военно-патриотические классы. На данный момент больше 200 выпускников нашего учреждения образования стали работниками военной сферы. Но это для нас не самоцель. Главное — воспитать патриотов и профессионалов в той сфере деятельности, которую они выбрали. Сегодня с этой задачей мы справляемся уже хотя бы потому, что 100 % наших учащихся продолжают обучение в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, — поделилась И. Трембач.

Директор Жирмунской средней школы Вороновского района Сергей Корда обратил внимание, что задача педагога любой школы — целенаправленная профориентационная работа с восьми- и девятиклассниками. И здесь ключевая роль принадлежит классному руководителю.

— Выбор в пользу перехода в десятый класс должен быть осознанным. К этому времени школьнику необходимо хорошо представлять возможные пути профессионального становления, — добавил С. Корда.

В средней школе № 1 имени В.Г. Пешко Скиделя беседы о профессиях организуют уже в начальной школе. Как это делается, опытом с участниками форума поделилась учитель начальных классов Ольга Пугач. О формировании профессионального самоопределения учащихся через использование интерактивных форм работы во внеурочной деятельности рассказала учитель русского языка и литературы этого же учреждения образования Ольга Царева, а ее коллега Наталья Черкес акцентировала внимание на деятельности клуба «Твой формат» как эффективной форме профориентации учащихся. Кроме того, учитель технического труда Людмила Оленич подчеркнула, что в подготовке будущих инженеров важную роль играет в том числе участие в олимпиадном движении по трудовому обучению.

Екатерина МОТЕВИЧ
Фото автора