Как уберечь ребенка от киберзависимости: семинар-практикум для родителей

- 17:19Журнал "Народная асвета", Новости

Компьютер прочно вошел в жизнь современных детей и подростков не только как техническое средство, но и как собеседник, товарищ по парте, в каком-то смысле учитель и даже психотерапевт, помогающий преодолевать одиночество, неумение общаться, неуверенность в себе, застенчивость.

А.Л.ДЕНИСЕНКО, педагог социальный высшей квалификационной категории СШ № 2 г. Борисова

Пора, видимо, признать: многие дети рвутся занять место у компьютера не только потому, что с его помощью надеются реализовать свои познавательные интересы, но и потому, что он помогает им компенсировать отсутствие полноценного общения с близкими людьми.

Предлагаем вашему вниманию семинар-практикум для родителей «Киберзависимость: причины, признаки, профилактика».

Цель: профилактика компьютерной зависимости у детей и подростков.

Ход семинара-практикума

I. Вступительная часть

Ведущий приветствует участников и предлагает им выполнить упражнение.

  • Упражнение «Ассоциации»

Ведущий предлагает каждому участнику написать на листе бумаги по вертикали слово «Компьютер», а рядом с этим словом – ассоциации к нему. После выполнения задания организуется обсуждение: авторы списков аргументируют предложенные ими образы.

Ведущий объявляет тему семинара-практикума.

II. Основная часть

Ведущий. Слово «аддикция» (зависимость) означает патологическое пристрастие субъекта к чему-либо. Специалисты насчитывают несколько сотен различных аддикций, определяемых предметом пристрастия (еда, рыбалка, азартные игры, игры на бирже, аукцион, химические вещества (токсикомания, наркомания, алкоголизм), компьютерные игры, общение в соцсетях). Причина такого многообразия объектов патологического влечения в одном и том же – неумении людей, оказавшихся в психотравмирующей ситуации,
выйти из нее конструктивным способом, требующим определенных волевых, интеллектуальных, физических, моральных затрат.

  • Упражнение «За и против»

Ведущий предлагает участникам разделиться на две группы.

Задание для группы 1. Сформулировать причины, почему подросток не может обойтись без компьютера.

Задание для группы 2. Перечислить потребности, которые подросток не может реализовать в виртуальном пространстве.

После короткого совещания в группах организуется общее обсуждение. Участники высказывают свои мнения. Ведущий просит подкреплять их конкретными примерами.

Ведущий. Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе (проведению значительного времени) за компьютером. Родственные виды зависимости: интернет-зависимость, игромания, зависимость от пользования сотовым телефоном. Поэтому сегодня специалисты предпочитают говорить о «кибераддикции» в широком смысле, т.е. о зависимости от виртуальной среды, созданной благодаря компьютерным технологиям.

  • Тест «Как часто?..» (на наличие интернет-зависимости у ребенка)

Ведущий предлагает участникам ответить на вопросы теста. Ответы оцениваются по пятибалльной шкале: очень редко – 1 балл, иногда – 2 балла, часто – 3 балла, очень часто – 4 балла, всегда – 5 баллов.

Вопросы теста

  1. Как часто ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования компьютером?
  2. Как часто ваш ребенок пренебрегает своими обязанностями по дому для того, чтобы провести больше времени в Сети?
  3. Как часто ваш ребенок предпочитает проводить время за компьютером вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
  4. Как часто ваш ребенок устанавливает новые отношения с помощью социальных сетей?
  5. Как часто вас беспокоит количество времени, проводимом вашим ребенком в Сети?
  6. Как часто учеба вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенного им за компьютером?
  7. Как часто ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться любым другим делом?
  8. Как часто ваш ребенок предпочитает общение в Сети общению с окружающими людьми?
  9. Как часто ваш ребенок отказывается отвечать на вопрос, чем он занят в интернете?
  10. Как часто вы заставали своего ребенка «пробивающимся» в Сеть против вашей воли?
  11. Как часто ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя на компьютере?
  12. Как часто ваш ребенок получает странные для вас звонки от его новых сетевых «друзей»?
  13. Как часто ваш ребенок отвечает грубостью или раздражением на то, что его побеспокоили во время пребывания в Сети?
  14. Как часто ваш ребенок выглядит уставшим после своих занятий за компьютером?
  15. Как часто ваш ребенок погружается в мысли о возвращении в Сеть, находясь вне ее?
  16. Как часто ваш ребенок сердится, если вы указываете ему, что он слишком много времени проводит за компьютером?
  17. Как часто ваш ребенок предпочитает своим прежде любимым занятиям пребывание в Сети?
  18. Как часто ваш ребенок злится, становится агрессивным, когда вы ограничиваете время, которое он проводит за компьютером?
  19. Как часто ваш ребенок предпочитает прогулкам с друзьями сидение за компьютером?
  20. Как часто вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервозность у своего ребенка в ситуации, когда он находится вне Сети?

Интерпретация результатов

50–79 баллов – влияние интернета на жизнь вашего ребенка достаточно серьезно. Вам следует подумать об альтернативных, но обязательно интересных для него способах организовать досуг.

80 и выше – у вашего ребенка с высокой долей вероятности уже сформировалась интернет-зависимость. Ему необходима помощь специалиста.

Ведущий. Компьютер – это средство коммуникации, как автомобиль – средство передвижения. Несмотря на тысячи жертв транспортных аварий, еще никому не приходила в голову идея обвинять само транспортное средство, тем более запрещать его. Не стоит этого делать и в отношении компьютера. Но как же быть с нашими вполне обоснованными опасениями за физическое и психическое здоровье современных детей и подростков, непропорционально много времени проводящих за компьютером? Прежде всего провести границу между нормальной увлеченностью и ненормальным влечением. Иными словами, склонность к определенному занятию может быть здоровой или патологической, а иногда совмещать оба эти понятия. Задача родителей – четко осознать, что движет их ребенком в его стремлении к компьютеру: увлеченность, желание приобрести новые знания, реализовать творческий потенциал, найти эффективный способ самовыражения или необходимость убить время, убежать от навалившихся проблем, уклониться от трудоемких обязанностей, неумение справиться с той или иной жизненной ситуацией.

Фото pixabay.com

  • Дискуссия «Причины киберзависимости у детей и подростков»

Вопросы для обсуждения

  • По каким признакам можно понять, что у подростка зависимость от компьютера, мобильного телефона?
  • Какие свои потребности ребенок, подросток стремится удовлетворить, проводя много времени за компьютером, в телефоне?
  • Могли бы вы дать психологическую характеристику ребенку, подростку, склонному к киберзависимости?
  • Существует ли связь между обстановкой в семье и пристрастием ребенка к общению в Сети?

Ведущий. Обобщим ваши высказывания и сформулируем основные причины возникновения киберзависимости у детей и подростков: отсутствие навыков самоконтроля, неумение анализировать свои эмоции, дефицит общения в семье, незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером, стремление уйти от трудностей реального мира в мир виртуальный, низкая самооценка, неуверенность в своих силах, зависимость от мнения окружающих.

Родителям необходимо четко осознавать последствия неограниченного пребывания их сына или дочери за компьютером. Ведь общением с компьютером взрослеющий человек подменяет общение с живыми людьми, нанося серьезный урон развитию собственной личности. Таким образом он лишает себя возможности научиться читать эмоции, улавливать смысловой подтекст, сопереживать, вести диалог. Сделав интернет основным источником информации, подросток ограничивается простым просматриванием текстов или прослушиванием подкастов, не поднимаясь до уровня самостоятельного анализа, и тем самым формирует у себя поверхностное отношение к процессу познания мира.

Отдельно следует остановиться на рисках, заключающихся в чрезмерном пристрастии детей и подростков к компьютерным играм. Многие из них содержат не только определенные логические задачи, но и эмоциональную нагрузку, а значит при постоянном обращении к ним влияют на формирование личности игрока. Наименее опасны для психического здоровья ребенка так называемые аркадные игры с простой графикой. Они, как правило, не вызывают длительной привязанности. Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок перевоплощается в управляемого им героя и погружается в его мир. И если ребенок играет в них подолгу и постоянно, то неизбежно проникается моралью и жизненными ценностями предлагаемого персонажа. Поэтому специалисты подчеркивают наибольшую опасность так называемых стрелялок с их примитивными сюжетами, основанными на насилии и формирующими у юных участников чрезмерную агрессию и толерантность к жестокости.

Ну и конечно, чрезмерное пребывание за компьютером далеко не безвредно для физического здоровья юного пользователя. Естественный итог такого времяпрепровождения – ослабление зрения, ухудшение кровообращения в области таза, проблемы с позвоночником, накопление излишнего веса как результат гиподинамии.

Что же делать, если вы подозреваете у своего ребенка компьютерную зависимость? Прежде всего не пытайтесь давить на него, не вводите срочных и строгих запретов и ограничений. Это может подтолкнуть вашего сына или дочь к опрометчивым, а подчас и необратимым поступкам. Попробуйте вызвать его (ее) на откровенный разговор. Постарайтесь доступно и убедительно обозначить пользу и вред, которые можно получить от взаимодействия с компьютером. Поговорите о личной свободе и праве выбора, границах и ответственности за свои решения. Попробуйте немного ограничить режим пребывания ребенка в виртуальном мире и проследите реакцию на новые условия и, самое главное, точность их выполнения. Если ребенок обещает выполнить новые условия, но не справляется со своим обещанием, родителям необходимо обратиться к специалисту.

Профилактика киберзависимости у детей и подростков должна начинаться с четкого установления в семье времени пребывания сына или дочери за компьютером: 7–12 лет – 30 минут в день, 12–14 лет – до 1 часа в день, 14–17 лет – до 1,5 часа. Таковы компьютерные нормы, научно обоснованные специалистами.

III. Заключительная часть

Ведущий благодарит участников за работу на семинаре-практикуме и раздает им памятки.

 Памятка для родителей «Как уберечь ребенка от киберзависимости?»

  • Ознакомьте своего сына(дочь) с временными нормами работы за компьютером. 
  • Контролируйте внеучебную занятость школьника (кружки, секции, студии и т.д.).
  • Определите круг домашних обязанностей ребенка(подростка).
  • Найдите интересные для вашего ребенка формы семейного общения, старайтесь быть в курсе его дел. 
  • Контролируйте и цензурируйте компьютерные игры, программы, которые предпочитает ваш сын или дочь.
  • Следите, чтобы за компьютер ваш ребенок садился только после выполнения школьных домашних заданий и обязанностей по дому. 
  • Помните: родители для ребенка – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правил работы за компьютером.

ЛИТЕРАТУРА
1. Бурова, В. А. Социально-психологические аспекты интернет-зависимости / В. А. Бурова. – М., 2019.
2. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер / В. И. Ковалько. – М., 2018.
3. Рязанцева, И. А. Компьютер – окно в мир или путь к одиночеству / И. А. Рязанцева. – М., 2018.