Об итогах работы Министерства образования за 2016 год и основных задачах на 2017 год

- 12:05Актуально, Апошнія запісы

Тезисы выступления министра образования Республики Беларусь И.В.Карпенко

Прошедший 2016 год, первый год пятилетки, для нашей отрасли был нацелен на решение задач совершенствования и развития системы образования, реализации молодежной политики, активизации процессов создания экономики знаний и перехода страны на инновационный путь развития.

Цифровая трансформация экономики, ускоренное формирование высокотехнологичного сектора, необходимость повышения конкурентоспособности традиционных отраслей промышленности за счет повышения технологического уровня формируют общественный запрос на современное и доступное образование, задают векторы развития нашей отрасли, такие как: актуальность и повышение качества содержания образования с опорой на государственную идеологию, конкурентноспособность специалистов и экономическая эффективность их профес­сиональной деятельности, социальная справедливость в реализации образовательной и молодежной политики, неразрывность процесса обучения и воспитания.

Несомненно, молодежь дол­жна сыграть решающую роль в переходе нашей страны к инновационному пути развития, а задача системы образования — создать оптимальные условия не только для получения знаний и профессионального становления молодых людей, но их социализиции, с целью обеспечения стабильности в обществе и развития государства, в основе которой заложены традиционные нравственные и семейные ценности, принципы коллективизма и социальной справедливости, приверженность здоровому образу жизни.

Безусловно, эффективность проводимой работы по развитию важнейшей, можно сказать, ключевой, отрасли — образования — напрямую зависит от понимания общности целей и задач, стоящих перед каждым субъектом системы, анализа каждой конкретной ситуации, выбора актуальных форм и методов деятельности, принятия выверенных управленческих решений.

Именно поэтому Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016—2020 годы, одобренной V Всебелорусским народным собранием, на систему образования возложены важнейшие функции в реализации основных приоритетов развития страны, включая молодежь, занятость, экспорт, информатизацию, инвестиции.

С учетом данных подходов, требований Главы государства и Правительства к развитию образования кратко остановлюсь на результатах нашей работы в прошедшем году, обозначу проблемы и пути их решения.

На финансирование отрасли “Образование” в 2016 году из бюджета и внебюджетных источников направлено 5 млрд 142,9 млн рублей, или 5,45% от ВВП, что в целом обеспечило ее стабильное функционирование. В полном объеме осуществлялись расходы по таким статьям, как заработная плата и взносы на социальное страхование, стипендии, питание, коммунальные услуги. Основные мероприятия, проводимые в отрасли, финансировались, как правило, своевременно и в полном объеме.

Здесь необходимо добавить, что государственные расходы на образование в Беларуси сопоставимы с такими странами, как Австрия, Чехия, Франция, Эстония, Нидерланды, Австралия, и превышают расходы России и Казахстана. Очевидно, что белорусское государство обеспечивает стабильное финансирование и поступательное развитие отрасли. А это и есть реализация на практике приоритетов социально ориентированного государства и его идеологии.

Несомненно, для системы образования идеологическая и воспитательная работа являются одним из важнейших направлений деятельности.

В 2016 году воспитательный, социальный и идеологический компоненты реализованы через новые проекты и традиционные республиканские акции и мероприятия.

Один из ярких примеров — волонтерское движение. Сегодня ряды волонтеров насчитывают более 54 тысяч человек. Показательно, что ведущий педагогический вуз страны — БГПУ имени Максима Танка — получил премию Президента Республики Беларусь “За духовное возрождение” именно за волонтерскую деятельность. Показательно и то, что данная премия направлена на нужды Кривичского специального лечебно-воспитательного профессионально-технического училища закрытого типа.

В истекшем году начата реализация гражданско-патриотического проекта “Собери Беларусь в своем сердце”, который направлен на изучение истории и культуры родного края, ее знаменитых людей, содействие развитию детско-юношеского туризма, формирование активной гражданской позиции учащейся и студенческой молодежи; по итогам года отмечается широкое вовлечение детей и учащейся молодежи в туристско-экскурсионную деятельность: более 70 тысяч учащихся приняли участие в туристских походах и более 230 тысяч — в экскурсиях по историческим местам и достопримечательностям нашей страны.

Проект “100 идей для Беларуси” вышел на международный уровень: в экспозицию международной выставки-презентации Международного молодежного конкурса “100 идей для СНГ” вошли 38 авторских разработок, в том числе 13 из них представлены Республикой Беларусь.

На базе учреждения образования “Белорусский государственный экономический университет” проведено стартап-мероприятие “Молодежь в предпринимательстве”, в рамках которого прошел конкурс бизнес-идей и проектов “Молодежь в предпринимательстве”.

Впервые проведены республиканские конкурсы “Лидер года” и “Волонтер года”, направленные на поддержку молодежных общественных объединений.

Концепция и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи направлены на совершенствование гражданско-патриотического, трудового, духовно-нравственного, эстетического и экологического воспитания. Однако с учетом современных реалий необходимо искать новые подходы к воспитательной и идеологической работе, внедряя новые формы и методы работы с учащейся и студенческой молодежью. Не случайно Глава государства подчеркнул, что в идеологической работе не должно быть формальных и ненужных мероприятий. Необходимо уделить особое внимание научно-методическому сопровождению процесса воспитания. Ведь наука, как сказал Президент Республики Беларусь, должна служить опорой государственной идеологии.

Именно об этом пойдет речь на республиканском семинаре-совещании педагогических работников в марте текущего года, проведение которого запланировано в гродненском регионе.

Сегодня очевидны проблемы: ненормально, когда несовершеннолетние совершают преступления. Несмотря на то, что в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 18,1% снизилось количество таких случаев, зачастую мы не знаем причин, приведших к совершению преступлений и правонарушений, “бьем по хвостам”. И здесь прослеживается явная недоработка социально-педагогической и психологической служб учреждения образования. Особенно это касается таких служб в вузах. Работа только по запросу клиента — это анахронизм, который должен быть изжит из практики работы педагогов-психологов и социальных педагогов. Работать нужно в первую очередь на упреждение. Здесь важна диагностика и системный анализ проблем, на основе которых выстраивается вся воспитательная и идеологическая работа.

В этой связи заслуживает внимания эксперимент по профилактике работы с несовершеннолетними, допускающими немедицинское употребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, проводимый в Минске на базе одного из социально-педагогических центров.

На воспитание конкуренто­способной самостоятельной личности направлены наши шаги по организации профориентационной работы, допрофес­сиональной подготовки и профессионального обучения в шестой школьный день. И к этому надо отнестись со всей серьезностью.

Ориентиры дальнейшего совершенствования организации шестого школьного дня и ра­ционального использования рабочего времени педагогическими работниками закреплены в приказе министра образования, который предусматривает работу учителей-предметников в шестой школьный день, разработку и реализацию совместных планов, программ по проведению мероприятий трудовой направленности для учащихся учреждений общего среднего образования на базе учреждений профес­сионально-технического и среднего специального образования.

Важно сохранить положительную динамику вовлечения школьников в систематические занятия в кружках и секциях. В национальной системе образования страны функционируют 297 учреждений дополнительного образования детей и молодежи, в которых занимаются более 388 тысяч детей, или каждый третий учащийся системы общего среднего образования.

Хочу особо подчеркнуть роль республиканских учреждений дополнительного образования детей и молодежи, деятельность которых не должна дублировать функции, а обеспечивать качественное организационно-методическое сопровождение всей системы дополнительного образования детей и молодежи в стране. Особое внимание — развитию технического, инновационного творчества учащейся молодежи, налаживанию дейст­венного взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями и организациями туристско-экскурсионной направленности.

Совместно с Министерством спорта и туризма будем уточнять требования к туристическим организациям и экскурсоводам, которые осуществляют экскурсионную деятельность со школьниками и учащейся молодежью.

Совершенствуется система школьного и студенческого спорта.

Нельзя не отметить успешное участие белорусских студентов-спортсменов и школьников в международных спортивных мероприятиях, проходивших под эгидой Международной федерации студенческого спорта (FISU), Европейской ассоциации университетского спорта (EUSA) и Международной федерации школьного спорта (ISF): в чемпионатах мира завоевана 21 медаль, в III Европейских университетских играх — 14 медалей, в XVI Всемирной гимназиаде — 14 медалей, XXVIII Всемирной зимней универсиаде в Казахстане — 6 медалей и 9-е общекомандное место из 57 стран-участниц.

В то же время необходимо популяризировать и активно внедрять Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь, расширять взаимодействие учреждений образования со спортивными общественными объе­динениями по организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в шестой школьный день.

О задачах по развитию уровней образования

В системе дошкольного образования:

выросла численность детей, посещающих учреждения дошкольного образования в 2016 году, до 418,1 тысячи человек;

укреплены лидирующие позиции среди государств — участ­ников СНГ по охвату детей в возрасте от 1 года до 5 лет учреждениями дошкольного образования (2016 год — 75,0%, 2015 год — 73,5%). Охват детей в возрастной группе от 3 до 6 лет еще выше и составляет 93,9%;

сохраняется достигнутый в предыдущие годы полный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению в начальной школе, что обеспечивает равные стартовые возможности для получения образования представителями всех социальных групп белорусского общества;

с учетом потребностей родителей развивается многофункциональная сеть учреждений дошкольного образования (в 2016 году по сравнению с 2015 годом более чем на 22% выросло количество групп кратковременного пребывания (от 2 до 7 часов).

В то же время в системе дошкольного образования остается нерешенным ряд проблем:

не всегда есть возможность предоставления места в учреждениях дошкольного образования при первом обращении в местные исполнительные и распорядительные органы. Актуальна эта проблема для Брестской и Минской областей и Минска;

нехватка мест в учреждениях дошкольного образования шаговой доступности. По состоянию на начало учебного года более чем на 40% превышена наполняемость в 196 учреждениях дошкольного образования, почти половина из которых — в Минске.

В 2017 и последующие годы необходимо обеспечить выполнение Плана мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования, предусматривающего строительство в 2017—2020 годах 57 учреждений дошкольного образования на 10 900 мест, внедрение альтернативных форм: размещение детских садов на первых этажах жилых зданий, открытие групп кратковременного пребывания, семейных детских садов в пристроенных к жилым домам помещениях, создание учреждений дошкольного образования частной формы собственности.

Безусловно, решение данного вопроса находится в компетенции облисполкомов и Мингорисполкома. Местные органы власти должны предметно и своевременно решать вопрос обеспечения доступности дошкольного образования.

Необходимо помнить и о том, что в 2017 году в целях совершенствования бюджетного финансирования в 98 учреждениях дошкольного образования Могилева будет осуществляться апробация механизма нормативного финансирования.

К сожалению, выросло количество случаев травмирования детей во время их пребывания в учреждениях дошкольного образования. Как показывает анализ, основными причинами травматизма детей являются нарушение педагогическими работниками своих должностных обязанностей, слабое владение методиками дошкольного образования, наличие травмоопасного, неисправного оборудования в групповых помещениях и на игровых площадках.

Вопросы безопасности обучающихся должны находиться на постоянном контроле руководителей, педагогических работников на всех уровнях образования. Облисполкомам, Мингорисполкому необходимо принять исчерпывающие меры по обеспечению здоровье­сберегающего процесса в учреждениях образования всех уровней.

Необходимо реализовать мероприятия по межведомственному сотрудничеству со всеми заинтересованными министерст­вами (МВД, Минздрав, МЧС), направленные на профилактику детского травматизма и любых факторов, угрожающих жизни и здоровью ребенка.

Главная задача системы общего среднего образования — комплексное личностное и социальное развитие ученика, позволяющее ему быть успешным в жизни, а не только и не столько подготовка к централизованному тестированию. При этом важно подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обеспечить качественную жизнь всем, помочь осуществить свое жизненное и профессиональное самоопределение, обеспечить социальную и профессиональную мобильность личности, которая может быть конкурентоспособной в современном мире.

В системе общего среднего образования более чем на 13 тысяч человек увеличился контингент школьников (2016/2017 учебный год — 982,3 тысячи учащихся, 2015/2016 учебный год — 969,1 тысячи учащихся).

Обеспечивается разработка и поэтапное введение по всем учебным предметам обновленных учебных программ, в которых учтены межпредметные связи и практико-ориентированная направленность образовательного процесса (в 2016/2017 учебном году — 1, 2, 5, 6, 10, 11 классы). После массовой апробации учебных программ в течение учебного года по предложениям учителей-практиков в учебные программы вносятся изменения и дополнения. Работа по данному направлению должна быть непрерывной.

На национальном образовательном портале организована работа открытой интернет-площадки, где представлены новые учебные программы. Все заинтересованные имеют возможность обратиться на портал с вопросами, предложениями, замечаниями.

Повышенный уровень подготовки учащихся обеспечивается за счет профильного обучения на III ступени общего среднего образования (10—11 классы), в рамках которого учащимся предоставлена возможность выбора предметов. При этом главным является не количество профилей, а формирование осознанного отношения к выбору будущей профессии. И в этом значительная роль отводится педагогу, способному не только увлечь своим предметом, но и обеспечить личностное развитие каждого из учеников.

В 2016 году издано 46 учебных пособий; 14 из них — учебники нового поколения, яркие, написанные простым, доступным языком, имеющие современную электронную версию. В разработку каждого учебника вовлечены учителя-практики.

Важным является создание учебника вместе с комплексом учебно-методических материалов к нему — это целостный учебно-методический комплекс, включающий в себя учебник, учебно-методическое пособие для учителя, при необходимости рабочую тетрадь или иное пособие для учащихся. При этом все комплексы должны быть как на русском, так и на белорусском языке.

Работа по совершенствованию учебных программ, созданию современных учебников будет идти и дальше в активном режиме, поиске новых интересных решений.

Реализованы мероприятия по централизованной поставке оборудования для 30 кабинетов физики и 131 кабинета химии.

Оптимизируется сеть учреждений общего среднего образования, при этом решение по закрытию школ принимается местными исполнительными и распорядительными органами только после всестороннего изучения вопроса.

В 2017 году значительно расширена реализация пилотного проекта по нормативному финансированию учреждений общего среднего образования. В нем принимают участие 642 учреждения общего среднего образования 14-и административно-территориальных единиц республики.

В целях более четкого разграничения функций родительского и попечительского советов внесены изменения и дополнения в соответствующие положения.

Отдельно хочется отметить успешные выступления белорусских школьников на международных олимпиадах, завоевавших в 2016 году 42 медали (5 золотых, 17 серебряных, 20 бронзовых) и достойно представивших нашу страну и нашу систему образования.

Ряд вопросов в системе общего среднего образования требует дальнейшего решения.

Это:

реализация воспитывающего потенциала каждого урока как через содержание учебного материала, так и средствами организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся;

совершенствование нацио­нальной системы оценки качества общего среднего образования путем введения так называемых министерских контрольных работ;

повышение требований к деятельности гимназий и лицеев (обеспечение конкурса при поступлении в эти учреждения, формирование рациональной сети гимназий и средних школ, обоснованные контрольные цифры приема);

совершенствование нормативного правового обеспечения вступительных испытаний в гимназии и лицеи с целью искоренения коррупционных рисков;

широкое включение во взаимодействие со школой учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в том числе в шестой школьный день. Ученикам школ должна быть предоставлена возможность получить определенные профессиональные навыки еще в годы учебы в школе;

более полное использование неучебных суббот для развития учащихся в рамках неформального общения;

активное развитие информационной образовательной среды учреждений образования, реализация проекта “Электронная школа”, усиление взаимодействия с родителями учеников посредством проведения консультаций учителями-предметниками, активизации работы родительских комитетов, оказания психолого-педагогической поддержки.

По многим из этих направлений сформирован задел в прошлом году. Начиная с 2017 года их реализация должна быть переведена в максимально активную фазу. Поддержка этих направлений — задача подчиненных Министерству образования организаций.

В системе специального образования решаются вопросы:

развития инклюзивного образования. В 2016 году утвержден и реализуется План мероприятий по реализации в 2016—2020 годах Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь;

обеспечения специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью всех нуждающихся в этом детей;

интеграции детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательные учреждения по месту житель­ства;

обновления содержания специального образования.

В то же время необходимо работать над решением следующих актуальных задач:

ликвидация дефицита квалифицированных педагогических кадров;

повышение качества коррекционной работы, которая является неотъемлемой частью специального и инклюзивного образования;

создание более быстрыми темпами в учреждениях образования безбарьерной среды.

В 2017 году работу в области образования лиц с особенностями психофизического развития необходимо направить на совершенствование качества образовательного процесса через внедрение современного учебно-методического обеспечения, на дальнейшее развитие инклюзивного образования.

При этом хочу отметить, что понятие инклюзии выходит за рамки системы специального образования.

В новой редакции Кодекса об образовании инклюзивное образование определено как элемент образовательной политики, методологический принцип, относящийся ко всем уровням основного и дополнительного образования, а не только к лицам с особенностями развития, системе специального образования.

Переходя к вопросам подготовки кадров, необходимо отметить, что в 2016 году для реального сектора экономики и социальной сферы учреждениями профессионально-технического, среднего специального и высшего образования подготовлено свыше 147 тысяч специалистов.

В целом успешно решены вопросы распределения выпускников, обучавшихся на бюджетной форме получения образования;

на всех уровнях образования решаются задачи подготовки квалифицированных кадров для наукоемких и высокотехнологичных производств.

Вместе с тем в вопросах заказа, трудоустройства и формирования содержания образования необходимо повысить ответственность заказчиков кадров — начиная от руководителя конкретной организации, заключающего договор с учреждением образования, и заканчивая облисполкомами и министерствами. Реализовать это можно путем разработки отраслевых и региональных программ “Кадры”, внесения изменений в типовые договоры.

Обращаю внимание, что предоставление первого рабочего места (распределение) молодым специалистам в условиях высокой конкуренции на рынке труда является дополнительным элементом социальной защиты выпускника и не противоречит принципам Болонского процесса при подготовке специалистов в рамках государственного заказа. Более того, дополнительные социальные гарантии, которые дает статус молодого специалиста, должны распространяться, на наш взгляд, и на выпускников платной формы обучения, направленных на работу, что предусматривается изменениями в Кодекс об образовании.

Формирование цифр приема по уровням образования обеспечивается с учетом потребностей социально-экономического развития регионов и общества, на основании заявок органов государственного управления, облисполкомов и организаций. Актуальной в долгосрочном периоде является задача создания эффективной системы прогнозирования потребности отраслей экономики и социальной сферы в кадрах, основанной на использовании новых моделей взаимодействия системы образования и рынка труда.

На хорошем организационном уровне проведена вступительная кампания, государст­венной комиссией существенных нарушений не выявлено. На все уровни профессионального образования принято более 141 тысячи человек, в том числе 84 тысячи человек для обучения за счет бюджетных средств (2015 год — 85,1 тысячи человек). Высокий уровень организации необходимо обеспечить и в текущем году, особенно с учетом принятых изменений в Правила приема в высшие и средние специальные учебные заведения, своевременно и качественно провести корректировку локальных нормативных документов и информационно-разъяснительную работу.

В соответствии с поручением Главы государства начата работа по совершенствованию системы централизованного тестирования и механизма проведения вступительной кампании в целом. Главное в этом вопросе — сохранив достоинства и позитивный опыт действующей схемы (например, в части минимальных коррупционных рисков), не упустить профессиональную мотивацию и оценку личностных способностей абитуриента. Полагаю, что такие предложения должны вырабатываться с привлечением экспертного сообщества совета ректоров и совета директоров учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, и жду от них инициативных предложений.

Приоритетными задачами в системе профессионально-технического и среднего специального образования также являются:

совершенствование содержания профессионального образования. Ежегодно перерабатывается до 20% содержания учебных планов и программ;

оптимизация сроков подготовки. На уровне профессионально-технического образования сроки уже сокращены в среднем на полгода без ущерба производственному обучению в 79 учреждениях образования по 74 специальностям. Также проведена соответствующая работа по минимизации и дифференциации сроков получения среднего специального образования. Из 170 специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов, по 22 специальностям установлены минимально допустимые сроки, по 54 специальностям они варьируются в зависимости от сложности специальности.

Республиканскому институту профессионального образования необходимо совместно с заинтересованными в ближайшее время выработать конкретные предложения по оптимизации и пересмотру соответствующих образовательных стандартов и типовых учебных планов.

Также будет продолжена работа в секторальных советах, сформированных совместно с отраслевыми министерствами и Минтруда, по апробации новых методологических подходов в системе квалификаций на рынке труда.

Задача дальнейшей оптимизации сети профессиональных лицеев и колледжей будет решена в соответствии с разработанными по согласованию с Минобразования и утвержденными облисполкомами в 2016 году планами.

Сегодня необходимо совершенствование системы проф­ориентационной работы, ее научно-методического сопровождения с целью повышения привлекательности у молодежи профессионального образования. Значимым элементом такой работы становится проведение конкурсов профессионального мастерства. В 2016 году проведен ІІ Республиканский конкурс профессионального мастерства WorldSkills Belarus — 2016, а в настоящее время ведется подготовка национальной команды к участию в 44-м Международном чемпионате профессионального мастерства.

В системе высшего образования основное внимание было уделено практической составляющей подготовки кадров, обновлению содержания образования, принимались меры по укреплению взаимодействия учреждений образования с организациями-заказчиками. На предприятиях и в организациях работает более тысячи филиалов кафедр вузов, из них 59 создано в 2016 году.

Вместе с тем остаются актуальными вопросы дальнейшей оптимизации сроков подготовки.

Министерство образования Республики Беларусь предлагает сокращение сроков подготовки до 4—4,5 года еще по 56 специальностям и с 4,5 года до 4 лет по 42 специальностям.

Необходимо устранить дублирование подготовки кадров на уровнях среднего специального и высшего образования посредством совершенствования научно-методического обеспечения профессионального образования на основе проекта новой редакции общегосударственного классификатора “Специальности и квалификации”.

Следует обеспечить развитие магистратуры как самостоятельной ступени высшего образования с более четким определением модели выпускника и его места на рынке труда.

Обращаю особое внимание на эф­фективность использования инструментов внутривузовского контроля организации образовательного процесса и качества образования (на уровне кафедры, факультета, ректората). Не секрет, что есть случаи, когда профессорско-препода­вательский состав не всегда использует учебное время по предусмотренному учебной программой назначению. Задача системы контроля — исключить такие случаи.

Требуется разработка нормативной базы для расширения сетевого взаимодействия учреждений образования, использования современных образовательных технологий.

Есть возможности и для оптимизации как самих учреждений, так и форм организации обучения. Пришло время отказаться от имеющегося количества филиалов учреждений высшего образования, тем более что в ряде случаев учебный процесс организуется в основном за счет командируемых преподавателей, а подготовка идет по тем же специальностям, что и в региональных вузах. Считаю, что заочная форма обучения не должна доминировать над дневной, как это наблюдается в отдельных учреждениях образования и преимущественно частной формы собственности.

В текущем году планируется и существенная модернизация деятельности учебно-методических объединений — основные подходы для проведения этой работы были обсуждены на совете ректоров. Одна из ключевых задач — повысить представительство и роль заказчика кадров в формировании содержания образования, обеспечить необходимый уровень практической подготовки специалистов.

В системе дополнительного образования взрослых:

в 2016 году обучение по образовательным программам прошли более 450 тысяч человек;

разработаны программы повышения квалификации руководителей и специалистов, работающих в различных сферах (внешнеэкономической деятельности, бизнес-планирования, биржевой торговли, зарубежных финансовых рынков, контрольно-ревизионной деятельности, информационной безопасности, обучения иностранным языкам, освоения информационных технологий);

в рамках реализации поручений Главы государства приняты меры, направленные на увеличение практической составляющей образовательной программы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов;

при пересмотре учебно-программной документации по специальностям переподготовки в типовые учебные планы по 46 специальностям включена стажировка;

постановлением Правительства максимальный срок стажировки в рамках переподготовки увеличен с трех недель до двух месяцев, для повышения квалификации — с одной до двух недель. При этом с целью обеспечения качества и эффективности образования определено, что в организациях образовательная программа стажировки может реализовываться только в соответствии с видами деятельности, осуществляемыми данными организациями.

В 2017 году и на перспективу необходимо обеспечить:

оптимальную структуру и усиление практической составляющей в системе повышения квалификации и переподготовки кадров. Особенно это касается курсов, реализуемых в рамках госзаказа для педагогических кадров. Это должны быть самые передовые научно-методические разработки, наиболее востребованные в практической деятельности педагогов;

повышение эффективности программ дополнительного образования взрослых за счет развития дистанционной формы обучения;

повышение роли учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в вопросах непрерывного профессионального обучения кадров, реализации программ повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки;

также следует изучить практику реализации программ профессионального обучения в различных организациях и продумать механизмы контроля качества, определив целесообразность такой деятельности.

Наука и инновационная деятельность

Следует отметить, что решение задач качественного и современного образования невозможно без фундаментальных и прикладных исследований, научной базы и методических разработок. Важность этого направления деятельности еще раз подтверждает принятое Президентом нашей страны решение об объявлении 2017 года Годом науки.

Этот год ставит особые задачи перед университетами, которые в современных условиях приобретают черты не только центров научной мысли, но и инновационного развития.

В 2016 вузами министерства выполнялось 818 (около 40%) заданий 12 государственных программ научных исследований, более 16% из них — совместно с научными организациями других органов госуправления, в том числе 14% с организациями НАН Беларуси.

Однако, как показывает практика, следует корректировать схему формирования заказа на прикладные научные исследования по отраслевой тематике со стороны Министерства: прежде всего “сверху” определять актуальные направления с конкретным практическим выходом, а не принимать к рассмотрению все заявки, которые подаются вузами. Соответствующие решения уже приняты.

Укрепляется связь вузов с производством. Белорусским государственным технологическим университетом созданы и функционируют 8 отраслевых лабораторий, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы в интересах конкретных отраслей. Ведется работа по созданию 4 отраслевых лабораторий в Гродненском университете, по одной — в Гомельском техническом и Витебском технологическом университетах.

Министерство образования также является государственным заказчиком по заданиям двух государственных научно-технических программ, нацеленых на доведение разработок ученых до практического результата.

Развивается международное научное сотрудничество, в этих целях заключено более 1700 договоров с организациями-партнерами из 65 стран мира. Созданы и успешно работают 12 совместных центров международного научно-технического сотрудничества с Россией, Казахстаном, Латвией, Китаем, Кореей, Венесуэлой.

Как результат — выполнен в полном объеме доведенный на 2016 год показатель по экспорту наукоемкой и высокотехнологичной продукции на сумму более 3,7 млн долларов США (наиболее активно в этом направлении работали БГУИР, БГУ, БНТУ (в том числе Технопарк БНТУ “Политехник”).

В сфере подготовки научных работников высшей квалификации полностью выполнен план приема в аспирантуру и докторантуру, однако актуальной остается проблема подготовки и защиты диссертаций.

Выросло количество студентов, занимающихся научными исследованиями (с 50 тысяч в 2010 году до 65 тысяч в 2016 году). В университетах функционирует около 200 студенческих научно-исследовательских лабораторий, за пятилетку их количество выросло в 1,5 раза (в 2012 году — 130 СНИЛ).

Обеспечивается грантовая поддержка молодых исследователей: студентов, магистрантов, аспирантов.

В Год науки для системы образования наиболее приоритетными являются задачи:

привлечения в науку одаренной молодежи, создания условий для воспроизводства кадрового потенциала учреждений высшего образования, развития научных школ, которые необходимо решать, активно привлекая студентов и магистрантов к выполнению финансируемых научно-исследовательских работ в составы ВНК. Необходимо отработать концептуальные подходы по закреплению молодежи в науке — это основной источник развития кадрового потенциала;

необходимо активизировать внедрение и обеспечить коммерциализацию результатов научных исследований, развитие новых форм инновационной деятельности вузов как учебно-научно-производственных комплексов, университетских технопарков и молодежных стартапов.

Полагаю, что Министерство образования совместно с советом ректоров может выступить с конкретными инициативами по корректировке действующих и разработке необходимых нормативных актов и созданию условий для развития данных направлений.

Международное сотрудничество в сфере образования

Развитие и совершенствование договорно-правовой базы сотрудничества с зарубежными странами реализуется на межправительственном, межведомственном и межуниверситетском уровнях.

В настоящее время в республике действуют 105 международных договоров в сфере образования, науки и молодежной политики; более 3000 прямых договоров учреждений образования с зарубежными организациями системы образования из 82 стран.

В 2016 году подписаны межправительственные соглашения о сотрудничестве в сфере образования с Польшей, о взаимном признании документов об образовании с Пакистаном, а также межведомственные соглашения с Арменией, Азербайджаном, Саудовской Аравией, Китаем, Пакистаном, Турцией, Молдовой по вопросам сотрудничества в сфере образования, науки и молодежной политики.

На стадии согласования находятся проекты межправительственных соглашений с Индонезией, Эквадором, Сербией (в области признания документов об образовании), Малайзией, межведомственные соглашения с Индией, Кореей, Таджикистаном, Сингапуром, Таиландом.

В 2016 году количество ино­странных граждан, обучающихся в учреждениях образования Республики Беларусь, увеличилось на 1111 человек и составило 20 170 человек из 107 стран мира, или 105,8% к уровню прошлого года (19 059). Принято на учебу в белорусские учреждения образования 6 814 человек из числа иностранных граждан (в 2015 году — 5 807 человек).

Основными экспортными рынками услуг образования стали страны СНГ (Туркменистан, Азербайджан, Таджикистан), Южной и Юго-Восточной Азии (Бангладеш, Вьетнам, Пакистан, Шри-Ланка), Ближнего Востока (Ирак, Ливан, Иран, Турция), Африки и Латинской Америки (Нигерия, Эквадор, Венесуэла). Сохранены объемы экспорта услуг образования на рынки Китая и России.

В целях обеспечения большей сбалансированности структуры и географии экспорта услуг необходимо обеспечить многовекторность международной деятельности, дальнейшее развитие договорно-правовой базы международного сотрудничества со странами, представляющими интерес с точки зрения развития экспорта. Крепкие и долгосрочные политические связи с Китайской Народной Республикой и странами Евросоюза открывают новые возможности для реализации международных образовательных, культурных и научных проектов.

Важнейшим целевым показателем работы Министерства образования, определенным Указом Президента Республики Беларусь, является рост экспорта услуг.

Внимание следует обратить на эффективность зарубежных командировок. Выезд не должен превращаться в ознакомительную поездку, пора от изучения зарубежного опыта переходить к конкретным контрактам и соглашениям, и это касается всех — от специалистов до руководителей.

Кадровая политика

Успех в решении масштабных задач, стоящих перед системой образования, будет и впредь определяться уровнем профессионализма и ответственности работников системы: от воспитателя и учителя до руководителя учреждения, отдела управления, министерства. Учитель, преподаватель — основное звено в реализации государственной политики в образовании. Даже самая совершенная учебная программа, талантливо написанный учебник не дадут нужного результата, если не окажутся в руках профессионала.

В 2016 году осуществлялась работа с резервом на руководящие должности, входящие в кадровый реестр Главы государства, кадровый реестр Совета Министров Республики Беларусь и Министерства образования. Резерв руководящих кадров, формируемый Министерством образования, составляет 72 человека, и он должен быть обновленным и реально работающим.

Остаются актуальными воп­росы:

профессионального развития педагогических кадров;

укрепления кадрового потенциала учреждений образования с учетом современных требований к их отбору и подготовке, оплате труда.

Определяя направления развития кадрового потенциала, надо прежде всего учитывать демографические особенности системы: рост численности детсадовцев и школьников с одной стороны, а с другой — сокращение количества студентов (в 1,5 раза за 5 лет) и повышение среднего возраста и доли ППС, имеющих степени и звания, которые уже достигли пенсионного возраста. В этой ситуации особое внимание необходимо уделить системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, а также содержанию образовательного компонента в аспирантуре. Ученый, работающий преподавателем в системе высшего образования, кроме высокого уровня специальных знаний, также должен владеть современными методиками преподавания дисциплин, обладать психолого-педагогическими умениями и навыками.

Задачами 2017 года ставим:

уточнение квалификационных требований к работникам системы и корректировку процедуры их аттестации (разрешить досрочное получение категорий, решение о присвоении высшей категории отдать на места; экзамены нацелить на оценку способности решать конкретные практические задачи, исключив все лишнее; расширить возможности по работе в системе способных выпускников естественнонаучных и иных специальностей с дополнительной переподготовкой при необходимости);

обсуждение, апробацию и принятие профессионального стандарта педагога;

повышение заработной платы педагогов как задачу для управленцев местных органов власти, руководителей учреждений образования.

Хотел бы акцентировать внимание всех присутствующих на безусловном выполнении поставленной Президентом Республики Беларусь задачи по доведению уровня средней заработной платы в 2017 году до 1000 рублей.

Конечно, Правительство, Министерство образования примут определенные меры, однако решающее слово — за руководителями учреждений и организаций. Оптимизация, рациональное использование бюджетных средств и материально-технических ресурсов, активизация внебюджетной деятельности, инициатива на местах будут способствовать реализации данной задачи. Необходимая правовая база имеется.

Помимо совершенствования форм оплаты труда и мер материального стимулирования педагогических кадров, не менее важной задачей является повышение престижа педагогической професии, создание имиджа современного педагога. Мы часто встречаем в СМИ попытки противопоставления родителей и школы, педагогов и учеников, в то время как все они взаимосвязанные участники образовательного процесса, работающие на одну цель. Поэтому задача формирования имиджа педагога — задача общества, а не только Министерства образования. Этому будет способствовать реализация социальных гарантий на местах, мер морального стимулирования и расширение возможностей профессионального роста. Именно поэтому в 2016 году впервые в истории суверенной Беларуси присвоено звание “Народный учитель” Валерию Васильевичу Барашкову.

Совершенствование нормативной базы системы образования

Реализация задач развития системы образования, несомненно, требует и соответствующего совершенствования нормативной правовой базы.

В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь, Министерством образования с учетом правоприменительной практики, анализа международного опыта и перспектив развития системы образования осуществлена комплексная подготовка изменений в Кодекс Республики Беларусь об образовании.

В настоящее время проект закона, предполагающий принятие Кодекса об образовании в новой редакции, доработан по результатам юридической экспертизы и размещен на сайте министерства. Проводится его обсуждение в педагогических коллективах и с депутатами Национального собрания Республики Беларусь.

Изменения, вносимые в Кодекс, позволят, на наш взгляд, с учетом современных требований обеспечить необходимое совершенствование общественных отношений в сфере образования.

Для обсуждения многих проблемных вопросов развития системы предлагаем шире использовать общественные механизмы: сформировать общественный совет при Министерстве образования, куда будут приглашены ученые, общественные деятели, родители и специалисты-практики, опыт которых позволит более детально оценивать возможные риски в системе образования.

2016 год положил достойное начало реализации Государственной программы “Образование и молодежная политика”. Система образования работала целенаправленно и слажено, решая задачи обучения, воспитания молодого поколения, подготовки кадров… Основные целевые показатели Программы системой выполнены.

Позвольте выразить слова благодарности работникам системы. Ваш добросовестный труд — во благо нашей страны, наших детей и молодежи.

Перспективы развития обозначены. Разрешите выразить уверенность, что наша слаженная работа позволит успешно решать масштабные и ответственные задачи, стоящие перед системой образования.