Андрей Иванец на форуме «Формируя будущее» рассказал о доступности и инновациях образования Беларуси

- 15:00Актуально

В Беларуси особое внимание уделяется обеспечению доступности и повышению качества образования. Об этом заявил Андрей Иванец во время II Международного форума министров образования «Формируя будущее», который в эти дни проходит в Казани на площадке технопарка «IT-парк им. Башира Рамеева», сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

В мероприятии участвуют министры общего и высшего образования Беларуси, Китая, Ирана, Индии, Бразилии, Мексики, Кыргызстана и других стран.

На форуме обсуждают актуальные вопросы международной образовательной среды, воспитательной работы с опорой на сохранение духовно-нравственных традиционных ценностей, особенности организации детского отдыха и работы с молодежью.

Сегодня состоялась церемония открытия форума и пленарное заседание с участием министра образования Беларуси Андрея Иванца. Рассказывая об отечественной системе образования, он подчеркнул, что для нашей страны последовательное развитие человеческого потенциала является стратегическим приоритетом.

— Государственная политика в области образования находит особую поддержку руководства страны. Как отметил Александр Лукашенко, образование — фундамент общества, пропуск для государства и всей нации в завтрашний день. Именно поэтому основные направления совершенствования национальной системы образования ежегодно рассматриваются на Республиканском педагогическом совете с участием Главы государства. Основные приоритеты отечественной системы образования — доступность, повышение качества, практико-ориентированность, внедрение инновационных технологий и методик, а также распространение принципа инклюзии, — добавил А. Иванец.

По его словам, выбор курса на создание социального государства позволило определить верную стратегию функционирования и развития национальной системы образования. По показателям расчета индекса развития человеческого потенциала, Беларусь относится к категории стран с очень высоким уровнем человеческого развития и занимает 47-е место среди 189 государств, а по показателям «Доступа к базовым знаниям» — 16-е место из 170 стран. Об этом свидетельствуют такие макропоказатели, как уровень грамотности взрослого населения — 99,7 %, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения — более 98 %.

Беларусь устойчиво занимает лидирующую позицию по охвату детей от 1 года до 6 лет дошкольным образованием — 89,5 %, охват детей 5-летнего возраста подготовкой к обучению в школе — 100 %. Каждому ребенку вне зависимости от гражданства предоставлена возможность получать качественное бесплатное дошкольное образование за счет развитой сети дошкольных учреждений.

— Система общего среднего образования нашей страны последовательно развивается и совершенствуется. В контексте Целей устойчивого развития основное внимание обращено на обеспечение доступности образования и повышение качества общего среднего образования. Особое значение также придается работе с одаренной молодежью, постоянно совершенствуется система поиска и поддержки талантливых детей, развивается школьное олимпиадное движение. О качестве образования говорят и убедительные победы наших ребят на международных предметных олимпиадах. 80 % учащихся, ставших участниками международных олимпиад, получили награды различного достоинства, — сообщил министр образования.

Он напомнил, что в нашей стране функционирует 3750 учреждений дошкольного образования, в которых занимается более 350 тыс. воспитанников, и 2872 УОСО, где учится более 1 млн детей. Для 57 тыс. ребят организован бесплатный подвоз к месту обучения.

В Беларуси функционирует развитая сеть учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования: 49 вузов и 293 колледжа, где проходят обучение свыше 400 тыс. человек. В целях расширения доступа подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена функционирует 52 центра компетенций, оснащенные современным оборудованием. Там используются методики, направленные на опережающую подготовку кадров для реального сектора экономики.

— Сегодня университеты призваны не только генерировать идеи, готовить высококвалифицированные кадры, но и воплощать эти идеи в жизнь. Именно поэтому в стенах наших вузов работает 7 научно-технологических парков, 34 отраслевые лаборатории и 25 аккредитованных лабораторий. Кроме того, выпускникам гарантированно предоставляется первое рабочее место, — констатировал А. Иванец. — По праву уникальным мы можем назвать опыт Беларуси в подготовке инженерных кадров, которая реализована через интеграцию общего среднего и профессионального образования и реального сектора экономики. Начиная с создания профильных классов инженерной направленности в УОСО, выпускники которых имеют право без экзаменов поступать в УВО, и заканчивая предоставлением гарантированного рабочего места на предприятиях страны.

Он подчеркнул, что отечественная система образования открыта и доступна для людей любого возраста. В стране созданы институты дополнительного образования взрослых, в том числе «университеты третьего возраста», внедрены современные методики и инструменты обучения по программам допобразования, включая цифровые образовательные средства и форматы удаленного образования.

Все данные преобразования, стабильность и отсутствие каких-либо конфликтов на этнической основе привлекают зарубежных студентов в нашу страну. Если в 2010 г. в Беларуси обучалось около 10 тыс. иностранных граждан, то в этом учебном году — уже более 30 тыс. иностранных граждан из 110 государств.

Кроме того, сегодня на полях образовательного форума участники рассмотрели опыт России в сфере продвижения русского языка. Также прошла встреча министров образования стран — участниц БРИКС, на которой подвели итоги развития межгосударственного объединения в области просветительских проектов.

Завтра белорусская делегация планирует провести переговоры с руководством Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева — КАИ. На встрече обсудят вопросы подготовки специалистов по проектированию беспилотных летательных аппаратов, открытия подготовки по производству энергоемких материалов, а также участие в первом заседании рабочей группы по креативным профессиям, применению искусственного интеллекта в сфере образования и созданию инженерных школ.

Ожидается, что результатом форума будут новые идеи по улучшению качества образования и воспитания, способствующие социальному, экономическому и культурному развитию.

Ольга АНТОНЕНКОВА
Фото предоставлены Минобразования