О белорусском танце на современном этапе порассуждали эксперты с педагогами дополнительного образования во время Международного хореографического форума. Подробности — у корреспондента «Настаўніцкай газеты».
Площадкой для диалога стал Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. Светлану Гутковскую, профессора Белорусского государственного университета культуры и искусств, доцента, заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь, хорошо знают педагоги-хореографы, особенно те, кто руководит коллективами народного танца. У некоторых участников форума Светлана Вячеславовна была преподавателем, но для всех коллег без исключения она — пример для подражания.
Ведь знаменитый ансамбль кафедры хореографии, которым руководит профессор, уже почти 30 лет доказывает на сценах нашей и других стран, что белорусский народный танец может быть аутентичным и современным одновременно. Выступления коллектива — это не просто постановки. Каждая из них — результат масштабного исследования конкретного танца, который был распространен в конкретной местности Беларуси.
— Наш танец должен существовать в художественных реалиях сегодняшнего дня и с теми эстетическими критериями, которые есть сейчас и которые интересуют детей и молодежь. Хореографическое искусство должно развиваться, но при этом основываться на народных традициях. Белорусский танец деликатный. В нем есть своя тонкая стилистика, поэтика, и ее нужно обязательно поддерживать. Если говорить художественными терминами, то белорусский танец прорисован карандашом, а не яркими масляными красками, которые видны издалека. Это у закавказских коллективов яркая музыка, мужская лексика, танцоры встают на пальцы, делают сложные, на уровне цирковых, трюки. Девушки из России узнаваемы «дробушками», яркими вращениями. У нас другой арсенал выразительных средств, но это не должно позволять постановщикам отходить от стиля белорусского танца. Это мое главное пожелание для хореографов, — подчеркнула Светлана Гутковская.
Педагог отмечает: часто хореографы подсматривают работы друг у друга и их тиражируют. Это путь в никуда. Чтобы поставить белорусский танец, сначала нужно провести большую исследовательскую работу. Для этого надо изучать различные источники. В первую очередь профессор советует книгу Ю.М. Чурко «Белорусский хореографический фольклор: традиции и современность», которая задает основные векторы для руководителей коллективов.
— Часто хореографы не очень бережно относятся к развитию выразительных средств, отсюда однообразие рисунков. Так, в народном танце есть пространственный мотив (например, круговой), и только он может развиваться в конкретном номере. А мы часто видим в одном танце всё: и диагонали, и квадраты, и круги, и линии, потому все номера похожи друг на друга, как братья-близнецы. Часто хореографы игнорируют и переходы между рисунками. Это неумелое и скупое использование сценического пространства, неумение его организовать многопланово и объемно. Да, выстраивание переходов — целое искусство. Но именно этого ждут сегодня зрители. Они уже не хотят простого, хотят интересного и оригинального, — говорит Светлана Гутковская.
Не менее важны и костюмы. Конечно, на каждый номер их пошить сложно, но здесь профессор предлагает лайфхак:
— Делайте костюмы многофункциональными: на одну и ту же юбку надевайте разные передники, разные пояса, подбирайте к ним разные жилетки, головные уборы и т. д. Это не так затратно, зато создает особый колорит в каждом номере.
Всё сказанное Светлана Вячеславовна наглядно продемонстрировала на мастер-классе с участием ансамбля кафедры хореографии. Это был ряд номеров, в которых педагог-хореограф и студенты-танцоры показали, как создавать современный яркий танец и при этом сохранить архаичные народные образцы, существовавшие в конкретных населенных пунктах Беларуси.
Валентин Дудкевич, художественный руководитель заслуженного коллектива Республики Беларусь Государственного ансамбля танца Беларуси, народный артист Беларуси, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, обратил внимание педагогов-хореографов из учреждений образования страны на типичные черты, которые в последнее время стал приобретать народный танец. В частности, он отметил, что танец становится девичьим: в коллективах страны в лучшем случае 20 процентов — парни, в остальных — одни девушки. Волнует его и то, что «народников» в целом становится меньше, скуднеет их репертуар, а многое из того, что остается, теряет свою изюминку, стремясь стать стилизованным:
— Для меня это важный вопрос. Я искренний поклонник народного танца, борюсь за его жизнь, потому что хочется сохранить корни нашего искусства. Народный танец — это национальное достояние, сохраняет нас как нацию.
К слову, в учреждениях образования Беларуси действует 2834 объединения по интересам хореографического направления. В них занимаются более 30 600 учащихся.
Светлана НИКИФОРОВА
Фото автора, а также предоставлены
Национальным центром художественного творчества детей и молодежи