В стремительно меняющемся мире функциональная грамотность становится одним из условий достижения успеха. Поэтому следует целенаправленно развивать у школьников способность применять знания на практике, критически осмысливать информацию, адаптироваться к условиям конкретной ситуации. Существует множество подходов к решению этой задачи, но опыт показывает, что в образовательной среде сохраняются разночтения в интерпретации данного понятия, а это затрудняет достижение результата.

старший научный сотрудник
лаборатории воспитания личности
Академии образования
Возникает множество вопросов: каковы основные компоненты функциональной грамотности? Какие способы ее развития наиболее эффективны? Что этому препятствует и как преодолеть возникающие барьеры? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в настоящей статье, предлагая взглянуть на проблему как с теоретической, так и с практической стороны.
- Каковы основные составляющие функциональной грамотности в контексте современного образования?
Понятие «функциональная грамотность» было введено ЮНЕСКО в 1950-х годах, и с тех пор его содержание претерпело множество изменений. В современных исследованиях [1; 4] описываются разные составляющие функциональной грамотности – цифровая, правовая, финансовая, читательская, художественно-эстетическая, социально-бытовая и другие. В процессе жизни у человека постепенно формируются все эти компоненты в той или иной степени, отражая, насколько он может использовать полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях, в конкретной культурной среде [1, с. 5].
Функциональная грамотность рассматривается как способность эффективно действовать в различных жизненных ситуациях, она реализуется в познавательной, эмоциональной и поведенческой сферах. Основу функциональной грамотности составляют универсальные компетенции: критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация, эмоциональный и социальный интеллект. Они обеспечивают личностный и профессиональный рост человека, развитие способности адаптироваться к ситуации, взаимодействовать с окружающими, вносить вклад в устойчивое развитие общества.
Структура понятия «функциональная грамотность» и его содержание зависят от того, как в конкретный исторический момент интерпретируется образ грамотного человека в рамках актуальных социальных и психолого-педагогических концепций. Модель, описывающая ключевые компоненты функциональной грамотности и направления ее развития, служит ориентиром для разработки образовательных программ, методов оценки результатов обучения. Важно отметить, что развитие у детей функциональной грамотности возможно в ходе образовательного процесса, который построен на основе компетентностного подхода.
- Какова роль образовательной среды в формировании функциональной грамотности?
Образовательная среда, которая проектируется с опорой на компетентностный подход, играет ключевую роль в формировании функциональной грамотности, всестороннем развитии детей. В ходе решения ситуационных задач, выполнения интерактивных заданий, реализации проектов учащиеся получают возможность проявить критическое мышление, креативность, способность применять знания и умения в нестандартных ситуациях, закрепить навыки работы с информацией, представленной в различных формах.
За счет ценностно-ориентированного содержания образовательная среда содействует формированию у школьников ценностного отношения к обществу, природе и культуре. Включение в учебные программы вопросов сохранения национального культурного наследия, охраны окружающей среды способствует осознанию учащимися взаимосвязи личных действий и глобальных процессов. Если при этом созданы условия для участия детей в проектах, направленных на решение вопросов социального или экологического характера, то у них формируется не только глубокое понимание значимости этих вопросов, но и конкретные навыки, необходимые для воздействия на окружающий мир, а также ответственность, эмпатия, умение работать в команде и принимать решения. Школьники получают возможность убедиться, что их усилия направлены на улучшение конкретных ситуаций, а это укрепляет их гражданскую позицию и готовность к участию в устойчивом развитии своей страны.
Рассуждая о роли образовательной среды в формировании у учащихся функциональной грамотности, нельзя не сказать о влиянии на данный процесс личности учителя и в целом атмосферы учреждения образования. Педагог, демонстрирующий широкую эрудицию, навыки действий в нестандартных ситуациях, уважительное отношение к обществу, природе и культуре, выступает ролевой моделью для своих учеников, и взаимодействие с ним приводит к формированию у детей морально-этических ориентиров. Создание благоприятной атмосферы в учреждении образования помогает учащимся осознать ценность взаимоотношений, эмпатии и сотрудничества. Личностно ориентированный подход обеспечивает учет индивидуальных особенностей, интересов и потребностей детей, что способствует развитию всех компонентов функциональной грамотности [3].
- Какие существуют барьеры для развития функциональной грамотности и как их преодолеть?
Барьеры, которые препятствуют развитию функциональной грамотности, можно разделить на педагогические, ресурсные и индивидуально-психологические.
Педагогические барьеры – недостаточная подготовленность педагогов к использованию компетентностного подхода и современных методов обучения. Это может быть связано как с отсутствием мотивации к профессиональному развитию, так и с ограничениями в доступе к качественным программам повышения квалификации. Решение данной проблемы возможно через внедрение системного подхода к профессиональному развитию педагогов (регулярное обучение новым образовательным технологиям, обмен опытом, наставничество).
Ресурсные барьеры включают недостаток учебно-методических материалов по развитию функциональной грамотности. Для преодоления этих барьеров важно пересматривать содержание учебных программ, делая его более актуальным, приближенным к реальной жизни.
Индивидуально-психологические барьеры связаны с различиями в когнитивных способностях учащихся, их мотивацией к обучению и уровнем развития эмоционально-волевой сферы. Некоторые дети могут испытывать трудности с чтением, восприятием информации, решением задач или коммуникацией. Эти трудности преодолеваются через личностно ориентированный подход, предполагающий диагностику особенностей каждого ученика, использование дифференцированного обучения и создание благоприятной психологической атмосферы.
- Как измерить уровень функциональной грамотности?
Измерение уровня функциональной грамотности учащихся предполагает оценку их способности применять знания и умения для решения практических задач, которые выходят за рамки школьной программы. Эти задачи достаточно сложны, для поиска ответа требуется интеграция знаний из разных областей, обработка и анализ информации, математические вычисления, использование научных принципов.
Особое внимание уделяется задачам с открытым ответом. Учащимся необходимо не только найти решение, но и объяснить свои действия, что позволяет более полно оценить способность детей к критическому мышлению, аргументации, умение осмысленно применять знания в нестандартных ситуациях, где нужно учитывать множество факторов. Кроме того, оценка функциональной грамотности включает в себя проверку способности школьников адаптироваться к различным ситуациям. Это может быть связано с поиском оптимальных решений в условиях ограниченности информации, работой с типами данных, с которыми они не сталкивались ранее.
Немаловажным элементом является также оценка культурной и социальной компетенций. Это позволяет понять, насколько учащиеся осознают суть глобальных процессов, важность общественных, социальных и экологических вопросов; могут ли принимать обоснованные решения, вырабатывать собственную точку зрения; какова их гражданская позиция, готовы ли они к участию в решении социальных проблем.
Таким образом, измерение уровня функциональной грамотности требует комплексной оценки как теоретических знаний, так и практической способности решать задачи, анализировать ситуации, принимать обоснованные решения и адаптироваться к новым условиям. Именно такой подход, позволяющий оценить готовность учащихся к жизни в быстро меняющемся мире и их способность применять знания для решения реальных проблем, был использован при разработке национального инструментария и методологии исследования качества образования.
В 2023 году в нашей стране было проведено национальное исследование качества образования (НИКО) [2]. Одна из главных задач – определение уровня функциональной грамотности обучающихся, имеющих общее базовое образование. В НИКО-2023 приняли участие также педагогические работники (включая администрацию учреждений образования) и родители обучающихся. В дополнение к диагностическим заданиям школьникам было предложено заполнить анкету, результаты которой позволяют проанализировать информацию о социокультурных реалиях и факторах, связанных с образовательными достижениями. В рамках НИКО акцент был сделан на оценку читательской, математической, естественно-научной и финансовой грамотности.
Республика Беларусь уже имеет опыт участия как в национальных, так и международных исследованиях функциональной грамотности, и это позволило выявить проблемы и сформулировать рекомендации по совершенствованию образовательного процесса.
Фото из архива редакции носит иллюстративный характер
Уровень сформированности функциональной грамотности учащихся определяется слаженной работой педагогических работников учреждений образования, интеграцией усилий всех участников образовательного процесса. Компетентностно ориентированные задания, связанные с анализом научных данных, критическим их осмыслением, сопоставлением фактов и событий, желательно включать в методический инструментарий каждого учителя-предметника. Учитывая особую значимость читательских компетенций для выполнения любых заданий по функциональной грамотности, рекомендуется не только в учебное, но и во внеурочное время использовать тексты, непосредственно связанные с социальным опытом учащихся (в том числе рекламные тексты, сообщения из чатов, форумов и др.), с целью оптимизации применения различных читательских стратегий (например, стратегии смыслового чтения) в зависимости от ситуации.
Формирование функциональной грамотности учащихся – это сложный и многогранный процесс, требующий координации усилий всех участников образовательного процесса. Остается много вопросов, ответы на которые еще только предстоит найти. Какую роль играет дополнительное образование в повышении уровня функциональной грамотности? Какие инновационные технологии (например, искусственный интеллект, геймификация) могут быть использованы? Какова специфика формирования функциональной грамотности у учащихся с особыми образовательными потребностями? Дальнейшие исследования в данной области должны быть направлены на разработку инновационных методов и технологий, способствующих развитию функциональной грамотности на всех уровнях образования.
Литература
- Алексашина, И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учеб.-метод. пособие /
И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. – СПб.: КАРО, 2019. – 160 с. - Горбунова, М. Б. Формирование и оценка функциональной грамотности: подготовка к национальному исследованию качества образования / М. Б. Горбунова, В. И. Короткевич // Веснік адукацыі. – 2023. – № 9. – С. 5–11.
- Концептуальные основания формирования функциональной грамотности учащихся в воспитательном процессе учреждений общего среднего образования / В. Г. Стуканов, А. А. Глинский, З. С. Курбыко, С. Н. Новик // Педагогическая наука и образование. – 2023. – № 1. – С. 6–13; № 2. – С. 5–11.
- Русецкий, В. Ф. Формирование функциональной грамотности как научная и образовательная проблема / В. Ф. Русецкий, О. В. Зеленко // Веснік адукацыі. – 2020. – № 9. – С. 15–22; № 10. – С. 5–13; № 11. – С. 5–13.
УДК 37.091.3
Современное общество предъявляет высокие требования к уровню подготовки выпускников учреждений образования. Функциональная грамотность как способность эффективно использовать полученные знания и навыки в различных жизненных ситуациях становится ключевым ориентиром образовательной политики многих стран. В статье рассматриваются подходы к формированию функциональной грамотности учащихся, теоретические основы и методы реализации.
Modern society places high demands on the level of preparedness of graduates from educational institutions. Functional literacy, understood as the ability to effectively apply acquired knowledge and skills in various life situations, has become a key focus of educational policy in many countries. This article examines approaches to developing students’ functional literacy, their theoretical foundations, and practical methods of implementation.