Что можно сделать для адаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям приемной семьи — рекомендации замещающим родителям.
Этап 1. “Идеализированные ожидания”
Дети, разлученные с кровной семьей и помещенные в приемную семью, сталкиваются с проблемой разрыва близких отношений и необходимостью формирования новых привязанностей. При этом существует четкая динамика в процессе выстраивания внешних отношений с теми людьми, которые заботятся о ребенке и волею обстоятельств становятся для него самыми близкими, в той или иной степени заменяя родителей.
Опыт показывает, что адаптация ребенка к новой семье происходит примерно в течение года и условно делится на пять стадий.
Первая стадия — “Идеализированные ожидания”. Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Большинство детей поначалу делают все возможное, чтобы доставить радость родителям. Однако не стоит упускать из виду, что более естественной реакцией на перемены является чувство беспокойства. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают образ сбывшейся мечты, наступает первый кризис. Когда дети перемещаются в новую семью, их поведение отражает опыт, полученный ранее в жизни. Дети иногда верят, что их пребывание в новой семье лишь временное явление. Как правило, это те дети, которые сталкивались с ситуацией, когда заботящиеся о них люди менялись. Смена привычного окружения и заботящихся о них людей может вызвать у них неуверенность. Это может проявляться по-разному. Некоторые дети не принимают утешение, они не плачут, избегают проявлений ласки, не идут на контакт глаз. Вероятно, они испытывают страх и подозрительность. Когда они начинают постепенно привыкать, то могут натуральным образом “приклеиться” к родителям и не отпускать их ни на минуту. Может сложиться и другая ситуация, когда дети чувствуют себя такими одинокими и настолько не верят людям, что всем видом пытаются показать, что им никто не нужен, они со всем могут справляться сами, но при этом всегда стараются убедиться, что один из родителей рядом, поскольку родители им нужны для выживания.
Дети, у которых сложились близкие отношения с теми, кто о них заботился, будут скучать по этим людям. Достаточно часто в первые дни после размещения в новую семью дети требуют, чтобы их отвезли обратно в детский дом. Подобное желание может быть продиктовано смесью разных чувств. Это и боязнь полной зависимости от малознакомых людей, и стремление сохранить контроль над ситуацией (“Я решаю, где мне быть” — потребность в безопасности), и проверка отношений (“Действительно ли я вам так нужен, что вы сможете меня удержать”), наконец, ребенок просто может соскучиться по людям, которые заботились о нем.
На данном этапе обычно дети испытывают сильную тревожность. Новые вещи, чужие запахи, непривычный уклад жизни, обилие незнакомых предметов и явлений, отсутствие людей, к которым ребенок привык, могут сильно повлиять на его эмоциональное состояние. В результате ребенок становится настороженным, может плакать и кричать, стоять в течение дня у дверей, пытаться убежать, вступать в драки с родителями.
Нарушение сна, ночное недержание мочи, отсутствие аппетита достаточно распространены в первые дни. В этот период дети могут путаться в именах, забывать, где мать, отец. Могут собраться уйти с понравившимся им взрослым, использовать выражения “Найду себе другую маму”, “Уходи”.
Советы. В первое время адаптации ребенка в семье постарайтесь быть с ним как можно чаще. Старайтесь не перегружать его первое время событиями. Необходимо перенести встречи с родственниками, соседями, прием гостей на более поздний период, когда ребенок и семья привыкнут к изменениям и почувствуют себя более уверенными.
Показывая ребенку его комнату, объясните, что это его личное пространство. С уважением отнеситесь к личным вещам ребенка: недопустимо трогать их без его разрешения или выбрасывать без его согласия.
Ребенок должен знать, что темы о его биологической семье и разлуке с ней не являются запретными. Если он начинает рассказывать страшные истории из прошлой жизни, не реагируйте резко, не катастрофизируйте ситуацию. Наоборот, снизьте градус эмоций и успокойте малыша.
Иногда детям важно видеть рядом с собой то, что стало для них обязательным аксессуаром в прошлой жизни. Иногда самая простая игрушка помогает адаптироваться, словно даёт небольшую защиту от новых обстоятельств.
С терпимостью, но не без справедливого замечания относитесь к нецензурным выражениям предыдущих мест пребывания. Выражайте недовольство какими-то поступками ребенка, а не им самим, осуждайте действия ребенка, но не его чувства и мысли; если поведение ребенка вас расстраивает, всегда говорите ему об этом.
Если ребенок просит вас, чтобы вы его отвезли в детский дом, полезно уточнить у него, хочет ли он съездить в детский дом в гости или насовсем, потом предложить подумать до утра, а утром сказать: “Теперь твой дом здесь, и мы хотим, чтобы ты жил с нами, но удерживать тебя насильно не станем”. Если ребенок маленький, достаточно просто сказать: “Ты теперь живешь с нами, и мы тебя никуда не отдадим, а в детский дом мы съездим в гости через несколько дней, чтобы навестить твоих друзей и показать им твои новые фотографии”.
Не стоит обижаться на ребенка, если он отдает предпочтение на первых порах одному из родителей. Так проявляются приспособительные реакции. Помочь ребенку может поддержка и доброжелательное объяснение правил семьи.
Воспринимайте ребенка как уникальную личность со всеми ее индивидуальными особенностями.
Чаще называйте по имени.
Повторяйте ребенку, что он вам дорог, что он хороший, отмечайте его достойные поступки.
Стремитесь, чтобы общение вызывало у ребенка положительные эмоции, поддерживайте его желание общаться с вами, разговаривайте с ребенком как с интересным собеседником, с человеком, заслуживающим внимания и уважения.
Демонстрируйте ребенку, что вы верите в его успехи.
Мечтайте вместе с ребенком: о том, чем он будут заниматься, когда вырастет, какая у него будет работа, какой дом и семья.
Не давайте прямых указаний, объясняйте ребенку, почему ему нужно что-либо сделать.
Рассказывайте ребенку о себе, своих успехах и неудачах, своем детстве и опыте.
Советуйтесь с ним, умейте признавать ошибки и извиняться перед ребенком.
Развитию временной перспективы содействует рефлексия-размышление “Музей грустных воспоминаний”, в ходе которого дети сдают в музей неприятные воспоминания как прошлое, которое невозможно изменить, но на основе которого можно научиться строить настоящее и будущее.
На следующем этапе при нормальных взаимоотношениях устанавливаются приемлемые, равновесные отношения для всех сторон.
Этап 2. Стадии “Экспансия, “Псевдоадаптация”, “Привыкание” (“Равновесие”), “Уподобление” (“Стабилизация отношений”).
Стадия “Экспансия”. Привязанность ребенка к прошлой семье еще сохраняется, а к новой пока не сформировалась. Привыкание к смене требований и правил вызывает протест. В результате возникают установочные конфликты, которые являются естественной частью приспособления семьи и ребенка друг к другу. Установочные конфликты, поначалу нарастая и учащаясь после какого-то основательного кризиса и “разборок”, постепенно становятся реже и возникают только по значительным поводам. Так наступает стадия “Экспансии”.
Происходит простраивание границ допустимого, привыкание к взаимным потребностям и особенностям, привычкам и правилам поведения. Вспышки негативного поведения также имеют место, но основные причины несколько видоизменяются: дети проверяют, до каких пределов они могут дойти в своем плохом поведении, сохраняя принятие со стороны взрослых, они колеблются между надеждой и страхом быть обманутыми снова, могут тосковать по кровной семье и злиться из-за отсутствия кровных родителей в их судьбе.
Один из способов детей почувствовать себя снова уверенными заключается в том, чтобы попытаться воссоздать знакомую ситуацию. Дети иногда добиваются этого, провоцируя такое отношение окружающих, к которому они привыкли. Если они привыкли к резкости, физическому или сексуальному насилию, это может стать проблемой. Всеми возможными способами своего плохого поведения они могут пытаться вызвать привычное им негативное поведение родителей. Дети запуганы таким поведение взрослых, но все равно находят некую безопасность в знакомой ситуации. Среди поведенческих реакций в этот период — агрессивные выпады и выражения типа “всех убью”. Ребенок может ломать игрушки, демонстративно не подчиняться, делать назло, плеваться, на поцелуи и объятия реагировать укусами и щипками. При этом он будет оставаться очень чувствительным и тревожным. Негативное поведение этого периода вызвано желанием проверить родителей на прочность, а также установить границы дозволенного.
Ребенок очень сильно старался понравиться взрослым в течение всего предыдущего периода. Он старался сдерживать в своем поведении те проявления, которые, как он предполагал, могут не понравиться окружающим, боялся, что не подойдет новым родителям и его вернут в детский дом. Однако долго сдерживать себя невозможно. То, что сжато, разожмется при первом же удобном случае. Фактически ребенок с этого момента доверяет семье свои истинные, не совсем приглядные стороны, что и есть признак близости в отношениях. Ребенок чувствует, что его уже не прогонят. Появление доверия по отношению к родителю — важный момент в жизни приемной семьи, с которым она может себя поздравить.
Когда ребенок доверяет семье, он начинает символически рассказывать о своих внутрисемейных отношениях в прежней жизни. Ему просто необходимо с помощью эмоций и действий пережить прошлый опыт, что даст возможность нормально развиваться дальше.
Необходимо сказать, что в отличие от начальной стадии в это время заботящиеся взрослые уже больше знают ребенка, начинают лучше понимать его и чувствуют себя более уверенными. Ребенок, в свою очередь, начинает дорожить семьей, уже не думает всерьез об уходе и больше доверяет воспитателям.
Главное достижение этой стадии, длящейся чуть более полугода, — взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений, появляющееся у обеих сторон, которые начинают воспринимать себя как целостность.
На этой стадии фактически формируется привязанность к новой семье.
Советы. У неподготовленного родителя поведение ребенка на этом этапе адаптации может вызвать чувство отчаяния, что может привести к ложным выводам: мне достался не тот ребенок, мне с ребенком не справиться, я плохой воспитатель и т.д. Чтобы преодолеть этот сложный период, нужно помнить о большой ответственности и не сдаваться. Целесообразно расслабиться, вспомнить о том, что жизнь похожа на зебру, что после темных полос бывают светлые (и наоборот). И это нормально как в жизни приемной семьи, так и в обычной жизни. Не забывайте и о том, что ребенку почти всегда гораздо тяжелее в процессе адаптации, чем взрослому.
Важно не ждать быстрых результатов; сосредоточиться на изменениях к лучшему, замечать и ценить их; обращаться за помощью к специалистам, не боясь, что вас сочтут некомпетентными.
В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. Победа одного члена семьи должна стать победой, радостью всей семьи.
Используя метод наказания, важно учитывать, что наказание не должно вредить физическому и психическому здоровью ребенка. Нельзя наказывать в целях профилактики. Недопустимо запоздалое наказание. Наказание не должно восприниматься как унижение человеческого достоинства. Важно быть последовательным и твердым в наказании. Прежде чем наказать, важно выяснить причины и мотивы поступка.
Неприемлемыми являются оценки со стороны замещающих родителей: “Весь в мать!”, “Яблоко от яблони недалеко падает” и пр. Недопустимо вешать ярлыки, важно подметить и зафиксировать успех, закрепить позитивные действия и хорошие поступки.
Ощущение контакта с ребенком, взаимное понимание и теплые чувства — все это появляется по мере решения проблем.
Ровное, дружелюбное и заботливое отношение в семье — разрешение для ребенка отпустить эмоциональную напряженность, дать ей волю, начать реагировать на стрессовые ситуации обычным для себя образом, сформированным в прошлой жизни.
Стадия “Псевдоадаптация”. На этом этапе у многих детей наступает регресс в поведении. Дети просят выполнять за них дела, которые ими уже освоены: “одень меня”, “покорми, как маленького”, “покачай на ручках”. Такое поведение нужно понимать так: ребенок переживает по-новому стадию, когда он был беспомощен, он заново учится зависеть от других. В этом случае — от новых родителей. Таким образом дети демонстрируют, что доверяют новым родителям.
Обращение к плохим поступкам по-прежнему имеет место, но встречается реже. Чаще в отсутствии родителей дети могут затевать ссоры и не выполнять какие-то правила семьи. Но ребенок становится более доброжелательным и отзывчивым. Данный этап заканчивается внешней приспособленностью ребенка к жизни семьи. Дети становятся более спокойными и уравновешенными.
Советы. Формирование у ребенка чувства принадлежности к замещающей семье является важной составляющей воспитания. Большую роль в формировании чувства принадлежности к семье играют семейные традиции, фотографии, семейный досуг. Важной представляется передача по наследству: игрушек, каких-либо вещей, книг, альбомов с фотографиями.
Целесообразна демонстрация способов и приемов разрешения трудностей, совместное решение жизненных ситуаций при условии, что на ближайшем этапе ребенок будет справляться с этим сам.
Необходимо подбодрить ребенка, уменьшить риск переживания неуспешности, совместно определить причины затруднений, доверить ребенку самостоятельно завершить дело, проанализировать его переживания (чего боялся, к чему стремился и т.д.). Возможно, предложить ребенку творческую идею, например, превратиться в супергероя и одеться самому.
Стадия “Привыкание” (“Равновесие”). У ребенка исчезает напряжение, он становится уравновешенным. Объятия и поцелуи спонтанны. При решении проблем ребенок часто обращается к родителям, с удовольствием принимает участие в делах семьи, легко идет на уступки родителям. Дети обычно начинают активно интересоваться своим прошлым, много вспоминают и даже сочиняют, беря за основу настоящее: “А мы с мамой тоже в цирк ходили, каждый месяц!”, “А у нас тоже машина была” и т.п. Желаемое и действительное, помноженное на особенности детского восприятия, смешиваются в рассказах, суть которых сводится к следующему: ребенок нуждается в создании приемлемого варианта своего прошлого. В обычных семьях этой цели служат устные предания, воспоминания родственников, фотоальбомы и т.п.
Изменяется и внешность ребенка: он прибавляет в весе, улучшается состояние его кожи и волос, прекращаются аллергические реакции. Ребенок становится более самостоятельным и уверенным в себе.
Советы. Новая семья может помочь ребенку, воссоздавая “линию жизни” в специальном альбоме воспоминаний. Обычно дети с большим интересом и благодарностью воспринимают составление “Книги жизни” и это укрепляет их положительные отношения с воспитателями.
Если ребенок проявляет в своих воспоминаниях положительное отношение к кровным родителям, то будет абсолютно неправильно исправлять его взгляды или высказывания.
Стадия “Уподобление” (“Стабилизация отношений”). На этом этапе ребенок окончательно интегрируется в семью. Все члены семьи знают, какое место они занимают в жизни друг друга, удовлетворены семейной жизнью.
Приемный ребенок ведет себя так же, как и кровные дети, он спокоен за себя и за свое будущее, хотя его может тревожить судьба кровных родителей и другие проблемы. Он принимает правила семьи, ее традиции и считает себя полноправным членом семьи. Ценности семьи становятся его ценностями.
Адаптационный период у большинства детей заканчивается через 8—12 месяцев жизни в семье. Условием успешного прохождения адаптации является правильное поведение родителей, которое заключается в терпеливом, доброжелательном, требовательно-последовательном и гибком отношении к ребенку.
Виктория ГУЛЬЧИК,
заведующий отделом
ГУО “Мозырский районный
социально-педагогический центр”
Фото с сайтов victoriacf.ru и pixabay.com