Медовая STEM-лаборатория объединила учащихся и педагогов Чаусской областной средней школы

- 16:04Новости, Школьный участок

В Чаусской областной средней школе реализуется необычная инициатива — собственная пасека, где ученики совместно с педагогами погружаются в мир пчеловодства, экологии и инноваций.

Идея проекта как послание из прошлого

В последние годы набирает обороты интерес к проектной деятельности и STEM-образованию. Однако кто бы мог подумать, что маленькая школьная пасека может стать настоящей лабораторией, где дети изучают не только биологию и экологию, но и технологии, инженерное дело и даже элементы маркетинга.

Желание сделать свою пасеку у активных ребят и педагогов появилось еще в прошлом учебном году, когда во время обычной экскурсии в школьный музей на глаза им попался старый фотоальбом с черно-белыми снимками середины прошлого века, уже пожелтевшими от времени. Кадры запечатлели ребят, которые в школьном саду собирали урожай яблок, развешивали скворечники, ухаживали за виноградом, учились работать на пасеке. Оказывается, когда-то здесь стояли ульи, а ароматный мед, собранный крылатыми труженицами, был тем редким лакомством, которое в трудные послевоенные годы иногда могли позволить себе дети.

Сегодня у нас много всего: и яблоки разных сортов, и груши, и даже небольшой виноградник, да и скворечники с кормушками радуют птиц. А вот пасеку из сада убрали уже много лет назад. Идея возродить ее пришла сама собой. Было решено создать улей-колоду. На протяжении всей зимы и весны мы с ребятами работали над этим непростым увлекательным проектом. По субботам, а также по будням после уроков ученики собирались в кабинетах труда и биологии, сначала придумывали, проектировали, чертили, а потом и создавали свою первую колоду. Главным строительным материалом послужило старое сосновое бревно, которое стараниями детей превратилось в уютное жилище для пчел.

На этом работа не закончилась. Директор школы Олег Самсонов, вдохновленный энтузиазмом ребят, привез два пустых улья из личных запасов. Дети привели их в порядок и подготовили к заселению пчел. Первые полосатые жильцы появились в ульях в начале лета, а в колоду рой прилетел сам. Это стало настоящим событием. Еще один рой нашел себе дом в дупле старой липы на окраине школьного двора. Так у нас стало сразу четыре пчелиные семьи.

На протяжении всего сезона учащиеся и педагоги ухаживали за своими подопечными. Ребята научились делать рамки, крепить к ним вощину, правильно устанавливать их в ульи, следили за состоянием пчелиных семей и анализировали их поведение. Этот процесс требовал не только теоретических знаний, но и практических навыков, что позволило детям почувствовать себя настоящими пчеловодами, исследователями и инженерами.

Вызов для исследователей

Кульминацией первого сезона проекта стал Медовый Спас, который отмечается 14 августа. В этот день учителя и школьники собрались, чтобы впервые откачать мед.

Каждый нашел для себя дело по душе: кто-то вскрывал восковые крышечки сотов специальным ножом, кто-то крутил ручку медогонки, а кто-то фильтровал мед и разливал его по баночкам. В результате — первые литры темного, густого, ароматного меда были получены и тут же продегустированы. Специальное устройство, рефрактометр, показало, что мед получился отличного качества. Но, честно говоря, дегустация дала тот же результат и без приборов — все были единогласны в выводах: мед хорош.

Однако на этом исследования не закончились. На следующем этапе школьники провели анализ содержания пыльцы в меде. Здесь пригодилась и старинная ручная центрифуга, и новенький микроскоп с видеокамерой. Гречиха, липа, иван-чай и многие другие растения оставили в меде свой пыльцевой след. Но в голосе юных исследователей прозвучали и тревожные нотки. Помимо пыльцы, микроскоп позволил заметить странные волокна — микропластик. Это стало неожиданным открытием. К сожалению, загрязнение окружающей среды пластиком затронуло даже школьный мед. Жизнерадостность и неутомимый оптимизм наших начинающих пчеловодов не позволили им сильно расстроиться. Микропластик в меде — это не только проблема, но и вызов, с которым нужно справиться. Было решено в следующем сезоне поставить эксперимент и получить мед с минимальным содержанием микропластика или, еще лучше, вообще без него. А результаты исследований сезона 2024 года стали хорошим материалом для подготовки школьной исследовательской работы.

К следующему этапу работы присоединилось уже больше ребят, ведь здесь не нужно было бояться острого пчелиного жала — работа шла в уютных школьных кабинетах. Маркетинг — вот новое задание. Название для сладкого продукта родилось само собой: «Школьный мед — Энерджайзер». Да и логотип представили очень быстро. На баночках с медом уже красуются наклейки, на которых и добрые пчелы, и медведь-тяжелоатлет, и бегуны-зайчата.

Наша школьная пасека — это не просто возрождение традиции и не только способ изучить жизнь пчел, это настоящая STEM-лаборатория, где можно решать важные экологические и технологические задачи.

Андрей ПАХОМЕНКО,
учитель биологии Чаусской областной средней школы
Фота автора