Методика Базарного в действии: как ее применяют в новополоцкой гимназии № 1 и какова эффективность

- 11:08Новости

Второй год применяют методику известного врача и педагога-новатора Владимира Базарного в гимназии № 1 Новополоцка. О ее сути и первых результатах корреспонденту «Настаўніцкай газеты» рассказала учитель начальных классов Екатерина Мишечкина.

Идея создания здоровьесберегающего класса принадлежит руководству учреждения образования. Инициативу с энтузиазмом поддержали родители — желающих отдать ребенка в такой класс было много. Уникальный проект стартовал в гимназии в прошлом учебном году — ученики 1-го «В» не только сели за парты, но и встали за специальные конторки доктора Базарного.

По методике профессора учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется мебель с наклонной поверхностью — парты и конторки. Тем самым у детей укрепляется позвоночник, улучшается осанка.

— Во время урока один ребенок сидит за партой, а его сосед стоит за конторкой, — говорит Е. Мишечкина. — Для организации урока в режиме смены динамических поз использую прием «Светофор». На доске учащиеся видят два цвета — красный и зеленый. Цвет вверху светофора указывает, кто из них работает за конторками, цвет внизу — кто сидит за партой. У каждого есть бейдж с соответствующей цветовой маркировкой. В течение занятия смена динамических поз происходит два раза по моему сигналу — звонку колокольчика. Также устраиваем физкультминутки, во время которых дети стоят на массажных ковриках, чтобы уменьшить вероятность развития плоскостопия. Но и это далеко не всё. На потолке в классе размещена система универсальных символов для тренировки глаз, есть и другие офтальмотренажеры. С их помощью зарядка для глаз делается один раз за урок. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем. В результате улучшается общая зрительная координация, развивается зрительно-моторная реакция.

Замечаю на стенах класса большие картины-панно с изображением природы. Оказывается, они здесь вовсе не для красоты, а для развития у ребят творческого воображения и целостного восприятия мира. Это — «Экологический букварь», также описанный в методике профессора Базарного: он способствует расширению зрительных горизонтов, тренирует фокусировку зрения с ближнего на дальний объект.

Кроме того, периодически на уроках дети учатся писать пером и чернилами — для выработки навыков красивого письма и развития психомоторной системы «глаз — рука». Письмо пером позволяет ребенку интуитивно выбирать верное положение руки, силу нажима. Для занятий используются специальные каллиграфические прописи.

— Также иногда учащиеся во время урока удерживают на голове небольшие мешочки — их с ребятами мы изготовили сами. Этот способ учит держать спину ровно, — добавляет педагог. — В ходу у нас и массажные мячики для ладоней, которые развивают мелкую моторику рук, помогают снять напряжение.

По словам собеседницы, опыт применения методики Базарного оказался успешным:

— Уже есть первые результаты: общее состояние здоровья детей очевидно улучшилось. Учащихся наблюдает специалист из городской поликлиники, с которой гимназия заключила договор.

В учреждении образования, которое, к слову, стало первопроходцем в реализации данной здоровьесберегающей инициативы в Беларуси, проект планируют продолжать. Как отметила Е. Мишечкина, в этом году к нему присоединится еще один класс.

Елизавета МИЦКЕВИЧ
Фото автора