Инклюзивное образование в новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании получило более широкую трактовку. Принцип инклюзии позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося независимо от его физических и умственных способностей. Поэтому инклюзия предполагает создание условий для развития способностей одаренных и высокомотивированных учащихся.
В учреждениях общего среднего образования сложилась определенная система работы с одаренными детьми. Даже не столько с особо одаренными, сколько с теми, кто мотивирован на высокие достижения в учебном труде. Конкурс “Познание и творчество”, который проводится в столичных школах, позволяет раскрыть исследовательские способности учащихся 3—4 классов. Важно и значимо, что подведение итогов и вручение дипломов проводятся в Национальной академии наук, где юные исследователи общаются с молодыми учеными страны.
На второй ступени идет предпрофильная подготовка, появляются олимпиады по отдельным предметам, которые имеют статус не только школьных, но и выше — районных, городских. На третьей ступени общего среднего образования значимым потенциалом выступает профильное обучение. Каждое учреждение общего среднего образования создает условия для того, чтобы тот учащийся, который проявляет себя в олимпиадном движении, имел возможность уделить больше времени определенному предмету, не отставая по остальным. В школе знают каждого такого учащегося и стараются во всем поддержать. Точнее сказать, образовательная траектория таких учащихся в школе однозначно строится при поддержке не только одного педагога-предметника, но всего педагогического коллектива. И не только. В нашей столице, в частности в Ленинском районе, победителей олимпиад чествуют на уровне главы администрации района с приглашением родителей и педагогов.
Наблюдения показывают, что талантливый в школе ученик порой теряется в университетском пространстве.
Следующая ступенька в образовании — это университет. Не думаю, что на каждом факультете обучается много победителей предметных олимпиад. Выявить таких студентов не составляет труда. Однако наблюдения показывают, что талантливый в школе ученик порой теряется в университетском пространстве. Если же мы заинтересованы в том, чтобы мотивированный на высокие образовательные достижения студент продолжил развивать свои способности на студенческой скамье, ему нужно уже на первом курсе помочь найти научного руководителя, такого, который покажет ему личный пример увлеченности научной работой. Не секрет, что в школе увлеченность учащегося учебным предметом находится в прямой зависимости от личности педагога. В олимпиадное движение одаренный учащийся приходит именно благодаря встрече с конкретным учителем. Поэтому студент должен увидеть свою научную перспективу не через 5—10 лет, а уже на первом курсе. Нынешнее молодое поколение готово к динамичным переменам. Необходима индивидуальная личностно ориентированная работа, направленная на развитие мотивации заниматься наукой.
Стране нужны талантливые студенты. Мы все заинтересованы в том, чтобы выпускники школ, гимназий и лицеев, добившиеся серьезных результатов в учебном труде, продолжили образование в белорусских университетах. Сегодня наши соседи проявляют серьезную активность по привлечению в свои студенческие ряды наших выпускников, особенно тех, которые уже проявили интеллектуальные и творческие способности. Они предлагают такие условия, которые нашим выпускникам кажутся порой более привлекательными, нежели наши, отечественные. Поэтому поддерживаю идею предоставить возможность белорусским университетам зачислять в ряды студентов выпускников школ — победителей вузовских олимпиад. Эти олимпиады, как правило, проводятся в течение учебного года. Талантливый выпускник школы, еще не получив аттестат, попадает в сферу влияния и внимания определенного университета и получает гарантию пополнить его студенческие ряды. К слову сказать, вузовские олимпиады проводятся и сегодня. При этом победители получают именные поздравления от деканов факультетов. Такие поздравления приходят и в адрес педагогов, подготовивших победителей.
Необходимо, с моей точки зрения, расширить круг тех абитуриентов, которые получают льготы при поступлении в университеты, за счет участников заключительного этапа предметных олимпиад. Приведу пример. Участник олимпиады, набравший, скажем, 87,25 балла, получает диплом, а значит, и льготу на поступление. А тот, который получил 87,00 баллов, оказывается за пределами льгот, так как эти баллы не позволяют получить диплом. При соответствующем среднем балле аттестата и достаточно высоких, но не увенчавшихся дипломом результатах предметных олимпиад целесообразно предоставить выпускнику школы возможность приобрести статус студента без вступительных экзаменов.
Мы все обязаны помочь одаренному выпускнику школы сформировать образовательную траекторию. Преемственность в поддержке одаренных учащихся и студентов позволит нашим университетам укрепить студенческие ряды за счет мотивированных, уже имеющих серьезные образовательные достижения выпускников школ. А значит, через несколько лет выпускники вузов пополнят ряды профессионалов, которые получат свое развитие на рабочем месте на благо себя и общества.
Ведущая рубрики — директор столичной гимназии № 1 им. Ф.Скорины Наталия Бушная