О способностях и особенностях. Вышел в свет свежий номер газеты «Домой!»

- 17:12Журнал "Народная асвета", Новости

Вышел в свет свежий номер газеты “Домой!”.

На первой полосе — детский дом семейного типа Оксаны Климовой из Солигорска

Если ребенок имеет особенности в развитии — интеллек­туальные или речевые, моторные или коммуникативные, поведенческие или какие-либо другие, можно ли в данной ситуации говорить о развитии способностей? Не просто можно, а даже нужно!

Инна Теляк, воспитатель Сморгонского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, пишет: “В нашем центре обучаются дети с тяжелыми нарушениями в развитии. При этом они проявляют себя в различных направлениях. Среди них есть те, кто с высокой скоростью без образца может сложить пазл на 1000 деталей, собрать без схемы из конструктора сложную деталь, суперталантливо отыграть предложенную роль, слепить из пластилина любую фигуру животного, нарисовать оригинальную абстрактную картину так, что глаз не оторвать, обогнать в заплыве взрослого пловца-любителя. И это малая часть примеров. Конечно, речь не идет о математических или лингвистических способностях, которыми обладают не более 8—10% одаренных детей. В отношении особенных ребят мы говорим о простых, но не менее значимых для жизни способностях — от налаживания коммуникации с людьми до таланта в выпечке кексов или блинчиков”.

Как пример вышесказанному, материал Марии Вилюго, педагога дополнительного образования Центра творчества детей и молодежи Червеня. Педагог рассказывает о 12-летнем мальчике Алексее Гамезо, которому с рождения диагностировали детский церебральный паралич. Несмотря на это, мальчик, благодаря маме, посещал кружок керамики, сейчас осваивает пирографию, развивает навыки LEGO-конструирования и тактильного программирования, занимается рукоделием, делая работы из фетра.

12-летняя Мария, воспитанница детского дома семейного типа Оксаны Климовой из Солигорска, — особенный ребенок. У девочки поражение центральной нервной системы, детский церебральный паралич. Когда Мария попала в семью, она была неуправляема, ничего не понимала, все время кричала и не могла самостоятельно даже покушать. Боялась выходить на улицу, принимать ванну, не играла с игрушками. Предложениями не говорила, были только отдельные слова. Сейчас Маша болтает без умолку, аккуратная, активная, гоняет на велосипеде, самокате, любит танцевать, посещает кружки, где поет, танцует, рисует, вышивает бисером, делает поделки.

История Миланы Шушлаковой из Быхова заслуживает особого внимания. Глубокая недоношенность стала причиной огромного количества проблем со здоровьем. Когда малышке было 3,5 месяца, она оказалась в детском доме семейного типа Ольги и Олега Шушлаковых. Они стали для девочки ангелами-хранителями, впоследствии удочерив ее. Благодаря их неимоверным усилиям в 6 лет врачи дали заключение, что Милана может посещать детский сад, а в 8 лет она пошла в школу — учится в интегрированном классе по вспомогательной программе.

Юлия Нежевец из Пружан — особенная девочка, которая навсегда останется ребенком. Она лишена любви биологических родителей, но судьба подарила ей встречу с чуткими, любящими и ответственными людьми, которые стали для нее настоящей семьей и помогают ей уверенно идти по жизни.

Для того чтобы распознать, увидеть способность у ребенка, нужно быть очень наблюдательным. Как правило, дети неосознанно тянутся к тому виду деятельности, который им интересен, либо к тому, что хорошо получается. И особенные дети тоже! Просто ребенку с особенностями нужно создавать больше специально организованных ситуаций, чем обычному. 

В номере также советы специалистов по развитию способностей у детей с особенностями в развитии, игры на развитие творческих способностей детей, практическое занятие с элементами тренинга, а также рецепты блюд, которые предлагают приготовить воспитанники приемных семей и детских домов семейного типа.

Тема следующего номера — “Книга жизни. Раздел “Совершеннолетие”. Как вырастить успешного человека”. Ждем ваших писем!

Ольга БАРТАЛЕВИЧ,
главный редактор газеты “Домой!”