Павел Тарчинский: «На все управленческие решения влияет мой учительский менталитет»

- 15:10Планерка

Анализ результатов работы системы образования Щучинского района за 5 лет говорит о ее стабильном развитии по всем направлениям. О факторах, обеспечивающих успешность учреждений образования, педагогов и учащихся, корреспондент “Настаўніцкай газеты” поговорила с начальником отдела образования райисполкома Павлом Тарчинским.

Видеть перспективу

— Как известно, в обучении и воспитании детей значение имеет все. И это нацеливает на комплексное развитие учащихся и самой системы образования. Председатель райисполкома Алексей Валентинович Садовский придерживается мнения, что образование в районе должно отвечать самым высоким стандартам и готовить наших учащихся для своего региона, своей страны. Для этого создаем условия, в которых каждый ученик мог бы четко определять и удовлетворять свои образовательные запросы, а также видеть перспективы самореализации.

— Павел Викторович, какие условия вы считаете наиболее важными для выполнения этой задачи?

— В первую очередь речь идет о качественном усвоении учебных программ всеми учащимися. На мой взгляд, это удается. Средний балл наших выпускников в последние годы колеблется в пределах 7,4—7,5, а в прошлом году по итогам ЦЭ он составил 7,8 балла, что на 0,2 балла выше итогов года. Это показатель ка­чества текущей учебной работы со всеми учениками.

Мы предоставляем детям равные возможности стать успешными. На это направлены районные школы “Интеллект” и по подготовке к тестированию, в которых задействованы самые эффективные педагоги района (интеллект-тренеры).

На развитие научно-исследовательских компетенций учащихся ориентирована работа районной исследовательской школы, которая сотрудничает с Гродненским зональным институтом растение­водства и ГрГУ. Участники летнего научно-исследовательского лагеря “Исследователь” делают свои открытия в высокотехнологичной лаборатории предприятия “Праймилк” (завод по выпуску сывороточно-жировых концентратов).

В последние годы мы сделали акцент на взаимодействии с учреждениями высшего образования. Как итог, на областном этапе республиканской олимпиады в этом году наши дети получили 14 дипломов (на 7 дипломов больше, чем в предыдущем году). На областном конкурсе научно-исследовательских работ нами получено 12 дипломов, на республиканском — 2. На ЦЭ семь выпускников показали 100-балльные результаты (русский, белорусский, английский языки, математика, биология, история Беларуси, обществоведение), один — на ЦТ по химии.

Успехи не остаются незамеченными как руководством райисполкома, так и социальными парт­нерами. Исполнительная власть премировала 243 успешных ученика, а директор ОАО “Демброво” Александр Викторович Туля каждый год лично вручает отличившимся школьникам денежные премии на торжественной линейке. Так, впрочем, поступают и многие другие руководители предприятий и организаций.

— При этом, знаю, в Щучинском районе много делается для развития творческих способностей ребят…

— Только в районном Дворце творчества детей и молодежи работают 175 объединений по интересам художественного, технического, туристско-краеведческого, общественно-гуманитарного, эколого-биологического, спортивно-технического и естественно-математического профилей. Кстати, дворец Друцких-Любецких, памятник культурного наследия, решением Щучинского райисполкома передан школьникам. Дворец во дворце — решение символичное, отражающее отношение исполнительной власти к детям, к их воспитанию и образованию. В школах района открыты филиа­лы дворца, и педагоги помогают каждому ребенку раскрыть свои таланты.

По целевым направлениям

— Павел Викторович, вы уже отметили, что позиция райисполкома состоит в том, чтобы ориентировать образовательную систему на подготовку учащихся к профессиональной деятельности именно на родине. А как, в связи с этой установкой, на практике реализуются профессиональные запросы школьников?

— В районе организована профессиональная подготовка учащихся 10—11 классов по восьми специальностям. Действуют классы (группы) аграрной, педагогической, военно-патриотической, инженерной направленности. Ориентируем ребят на востребованные экономикой специальности. Дорожные карты профориентационной работы реализуются во всех классах, что позволяет осуществлять этот процесс строго по графику и системно.

В вопросах профессиональной ориентации мы объединяем свои усилия с крупными промышленными и аграрными предприятиями, расположенными на территории района.

Взаимодействие, считаю, получается эффективным.

При поддержке райисполкома были организованы производственные экскурсии и совместные профориентационные проекты для старшеклассников. Ребята попробовали себя в качестве инженеров-программистов, технологов, маркетологов в условиях инновационного производства ООО “Праймилк”. По такому же принципу налажено сотрудничество с другими предприятиями.

Поддержка партнеров мотивирует учащихся брать целевые направления на получение профессии. Например, ОАО “Демброво” и “Щучинагропродукт” выплачивают стипендии своим целевикам — студентам аграрных вузов. В ОАО “Щучинагропродукт” сегодня трудятся 14 молодых специалистов. Среди них есть аграрии с академической степенью магис­тра.

Все наши выпускники к окончанию обучения определяются со своим профессиональным будущим, а многие — и с местом работы на своей малой родине. В прошлом году в учреждения высшего образования поступили 138 выпускников, из них 22 целевика. Ребята выбрали военный, педагогический, медицинский, сельскохозяйственный, энергетический профили. Отмечу, что наш опыт организации профориентационной работы внедрен в учреждениях образования Гурьевска (Калининградская область, Россия).

Эффективное социальное партнерство позволило нам на более высоком уровне организовать не только профориентационную, но и воспитательную работу. Речь идет прежде всего о физическом воспитании ребят, повышении качества допризывной подготовки. Благодаря поддержке райисполкома и наших социальных партнеров открыт межшкольный центр допризывной подготовки, отремонтирован стадион “Олимп”. При содействии ООО “Праймилк” подготовлены чемпионы мира среди молодежи по тайскому боксу, оборудован стрелковый тир, приоб­ретаются реквизиты для воспитанников ДТДиМ.

При поддержке отдела внут­ренних дел райисполкома, РОЧС, военного комиссариата и командования 116-й гвардейской штурмовой авиационной Радомской Краснознаменной базы мы смогли в минувшем году включить в деятельность 15 военно-патриотических клубов еще большее число школьников.

— Успехи образовательной отрасли в значительной степени зависят от педагогического потенциала. Как работаете с молодыми специалистами?

— К нам их прибыло 20, из них 15 — по целевым направлениям. Благодаря материальной и социальной поддержке, эффективному наставничеству процент закрепления молодых специалистов в учреждениях образования за 2 года увеличился на 14,4 процента. Нашим выпускникам-целевикам, считаю, важно вовремя определиться с выбором, отучиться, вернуться домой и не разочароваться. Ну а наша задача — максимально в этом помочь.

Учительский менталитет

— Закономерно поинтересоваться, как вы прошли все этапы на пути в профессию. Кем или чем был определен ваш профессиональный выбор?

— В нашей семье был культ книги. Как бы ни уставали родители (мама Ирина Антоновна работала агрономом, отец Виктор Вацлавович — водителем), они всегда находили время для чтения. Уже в 5-летнем возрасте чтение было моим увлечением — и осталось на всю жизнь. Мне нравилось узнавать из книг что-то новое, осмысливать и оценивать действия литературных героев. И рассказывать об этом другим. Думаю, именно это предопределило мой выбор.

В школе у меня не было нелюбимых учителей. Но ключевую роль в выборе профессии сыграла директор Новиянковской школы Вороновского района учитель физики и математики Чеслава Константиновна Буйко, которая научила меня находить решения в различных ситуациях, руководствуясь не эмоциями, а логикой, знаниями и целесообразностью. К 8 классу я уже точно знал, какую профессию выберу. Темп профессионального становления и роста, безусловно, задали преподаватели Лидского педагогического колледжа, особенно Тадеуш Казимирович Валюкевич, с которым мы и сегодня поддерживаем теплые отношения. Его мнение и советы для меня важны. Для меня он образец замечательного человека и педагога.

Учебу на историческом факультете Гродненского государственного университета имени Янки Купалы я совмещал с работой в школе. И в профессиональном плане от этого только выиг­рал, поскольку у меня, в отличие от студентов-очников, была возможность сразу же проверять теорию практикой.

Мне нравится не только постоянно учиться и развиваться самому, но и создавать для других такие возможности. Нравится чувствовать себя причастным к успешности своих коллег по учительскому и управленческому цеху, радоваться их профессиональным достижениям, в которых есть, надеюсь, и доля моих усилий.

При этом отмечу, что, работая директором Переганцевской школы и заместителем начальника отдела образования Вороновского райисполкома (а теперь и начальником отдела образования Щучинского райисполкома), я всегда ощущал и ощущаю себя прежде всего учителем. На все мои управленческие решения влиял и влияет мой учительский мента­литет.

— Какими управленческими установками руководствуетесь в практической деятельности?

— Прежде всего нужно ставить ясные, измеримые, конкретные цели. Без них нет прогнозируемого пути. Работать важно в команде, без этого сложно получить результат. Необходимы требовательность и принципиальность, но в основе всего — справедливость.

В плане мотивации коллег мой рецепт прост: если вы хотите иметь то, что никогда не имели, начните делать то, что никогда не делали.

Людмила КУРИЛЬЧИК