О полоролевом воспитании детей-сирот (коррекция поведения, вызывающего обеспокоенность)

- 14:08Газета "Домой!", Новости

Пол — первая категория, в которой ребенок осмысляет себя как индивидуальность. Поэтому важно поддерживать и развивать предпосылки будущих качеств женственности и мужественности у детей.

Если основы этих качеств не заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется с социальными ролями. К тому же развитие мальчиков и девочек протекает по-разному. Учеными накоплен ряд интересных фактов различия в формировании и развитии моторики, зрительного восприятия, речи мальчиков и девочек. По-разному происходит и полоролевая идентификация — понимание принадлежности себя к определенному полу, усвоение ролей мужчин или женщин. Поэтому воспитание ребенка должно строиться с учетом гендерных особенностей, однако по принципу равенства полов. Это способствует развитию равноправных отношений между мальчиками и девочками и, как следствие, между мужчинами и женщинами.

Полоролевое воспитание ставит целью формирование в ребенке основ качеств мужественности или женственности, целостного позитивного “образа Я” (мальчика или девочки), правильных представлений о характеристиках будущего мужчины или женщины, о тех ролях, которые в обществе играют мальчики и девочки, мужчины и женщины, и, конечно, адекватного полоролевого поведения.

Главенствующая роль в полоролевой социализации ребенка принадлежит родителям. Под воздействием их примера у детей формируются предпочтения определенных видов деятельности, а также интересы, соответствующие полу.

Социальная ситуация развития ребенка определяет его эмоциональное благополучие или неблагополучие, которое оказывает влияние и на его полоролевое развитие. Наличие или отсутствие у ребенка папы и мамы существенным образом влияет на процесс полоролевой идентификации. Поэтому у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть трудности полоролевого становления, особенно у воспитанников учреждений интернатного типа.

Замещающей семье, принявшей на воспитание ребенка, следует учитывать, что исходный уровень представлений ребенка о качествах мужественности и женственности может быть невысоким. Поэтому нужно развивать у ребенка чувство принадлежности к своему полу, положительное эмоциональное отношение к нему, формировать соответствующие полу предпочтения и интересы, а также дружественное отношение к представителям другого пола.

Несомненно, значительную роль в полоролевом формировании личности ребенка играет психологический климат и эмоциональная атмосфера в семье. Царят ли в доме доброжелательные отношения между членами семьи? Относятся ли к ребенку с пониманием, теплом, любовью?

Стержневой вопрос полового воспитания состоит и в том, как родители воспринимают прирожденную сексуальность ребенка и в какой степени дают ей проявиться. Важна также и информация или дезинформация, которую они могут предоставить по вопросам взаимоотношений полов. Если в ответ на вопрос “Откуда берутся дети?” обманывать ребенка аистом или капустой, ребенок, узнавая от сверстников правду, будет чувствовать обман со стороны родителей. Тогда в отношениях может появиться пропасть. А залог успеха в половом воспитании — доверительные взаимоотношения в семье и мирная обстановка, когда ребенок может свободно и не боясь задавать интересующие его вопросы родителям.

Знание и учет возрастных особенностей ребенка помогает своевременно и эффективно влиять на процесс его полоролевой идентификации.

Научно доказано, что в возрасте 2—3 лет ребенок уже понимает, к какому полу он относится, и обозначает себя соответствующим образом. К 7 годам важно укрепить эту гендерную устойчивость, то есть понимание, что девочки становятся женщинами, а мальчики — мужчинами.

Как это сделать? Посредством игры. Ведь игра это ведущая деятельность ребенка-дошкольника. В игре формируются все стороны его личности, происходят значительные изменения в его психике. Именно в игре дети усваивают гендерное поведение, поэтому необходимо обращать внимание на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения. 

Игровой материал для девочек должен предоставлять им возможность в процессе игры воспроизводить модель социального поведения женщины-матери. Куклы-младенцы, миниатюрная гладильная доска, пластмассовые кухонные принадлежности и т.п. готовят девочку к жизни хозяйки дома, заботам о семье. Девочки любят в играх ухаживать за домом, заботиться о детях, выходить замуж.

Игровой материал для мальчиков должен давать возможность проиграть мужскую модель поведения. Мячи, шарики, строительные блоки и мелкие фигурки, разноцветная мозаика, железная дорога. Мальчики водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами. Главное в игровой деятельности мальчика — воспроизведение ситуаций, свидетелем которых он был. Подражая различным действиям взрослых мужчин, мальчик развивает творческое воображение, двигательные навыки, учится строить взаимоотношения с окружающим миром с учетом своей половой принадлежности.

Важный момент! Не стоит запрещать детям играть в игрушки, типичные для противоположного пола. Это вполне нормально, более того, содействует разностороннему развитию и дружбе полов.

При формировании полоролевого поведения мальчиков следует ограждать от влияния ряда гендерных стереотипов, в особенности касающихся их эмоциональной сферы. В частности, наиболее травматичным запретом является отрицание чувств: “Большие мальчики не плачут”, “С тобой ничего не случилось, вставай быстрее”, “Ты же не очень сильно ушибся”, “Не злись”, “Ничего страшного”, “Разнылся, как девочка” и пр.

Ни в каких случаях нельзя подвергать мальчика сомнениям в своей мужественности и половой принадлежности, это только усложняет процесс половой идентификации. У каждого ребенка, независимо от пола, есть эмоции. Позволяйте мальчику иногда плакать, если ему действительно очень обидно или больно. Позволяйте мальчику чувствовать весь спектр эмоций: боль, обиду, злость, печаль, разочарование, так вы даёте ему возможность вырасти внимательным, заботливым, способным к состраданию мужчиной.

Также мальчику просто необходим опыт успеха, опыт победы, и над собой в том числе. Если ребенку не удается то, что он считает важным, у него появляется ощущение собственной неполноценности. Роль взрослого в данном случае заключается в организации такой деятельности, в которой мальчик сможет добиться успеха.

Теперь о детях младшего школьного возраста. Они еще тоже играют, но у них уже возникает потребность в расширении представлений о мире людей и живой природы. Они становятся особенно любознательными. Именно в этот период хорошим подспорьем в половом воспитании могут стать детские энциклопедии и книжки по половому воспитанию.

У детей 7—10 лет формируются чувства физиологической брезгливости и стыдливости, что важно учитывать в беседах с ними по вопросам пола. К тому же такие беседы не должны резко выделяться и носить наставительно-навязчивый характер. Эти темы не должны чересчур отличаться от других ни эмоциями, ни интонацией. Например, девочкам 10 лет самое время показать мультфильм “Когда взрослеет девочка”. Лучше дать ребенку необходимые сведения немного раньше, чем опоздать. Кроме того, в предпубертатном возрасте дети усваивают подобную информацию намного спокойнее и с меньшей эмоциональностью.

11—12 лет начало пубертатного периода, время первой любви. Подростковый период в отношении полового воспитания — самый ответственный возраст и самый реальный шанс научить детей сексуальному здоровью. К этому времени необходимо обеспечить подростка информацией о физиологических изменениях, происходящих в организме при половом созревании (поллюции, менструации, рост волос в области гениталий, груди и т.д.).

Наступление менструаций и поллюций застает врасплох неосведомленных мальчиков и девочек, поэтому так важно заранее подготовить подростков к этим изменениям, подчеркнуть здоровый характер этих процессов, объяснить их механизм, научить (закрепить навык) правилам личной гигиены.

Важно, чтобы подросток уже знал о сексуальных отношениях, венерических заболеваниях, о существовании насилия в сексуальных отношениях, способах контрацепции. Девочки и мальчики должны осознавать важность настоящей любви и знать, что сексуальные отношения существуют не ради секса, а во имя высшего выражения зрелой любви.

У подростков необходимо развивать способность к чистой и красивой любви на примерах взаимоотношений литературных героев и т.д. Зачатки данной способности наличествуют в душе каждого ребенка.

Родителям следует быть тактичными и осторожными в высказываниях, так как психофизиологической особенностью данного возраста является выброс большого количества половых гормонов, что вызывает бурные эмоции, вспышки ярости и агрессии, немотивированную грусть. Нервная система подростка не терпит грубого вмешательства и неуважительного отношения к своим переживаниям.

В это время важно прививать скромность (профилактика половой распущенности). Не пренебрегать разговорами на любые интимные темы, вызывающие интерес подростка, ведь многие подростки страдают от отсутствия в жизни уважаемого ими взрослого, который сможет всегда выслушать и помочь в трудной ситуации. Замечательно, если таким авторитетным собеседником будет родитель. При этом стоит быть предельно деликатным, ведь если однажды подросток будет осмеянным или отвергнутым при просьбе о совете по вопросу любовных или сексуальных отношений, он никогда впредь не возобновит разговор со взрослым, поскольку пубертатный период отличается особой ранимостью и чувствительностью личности.

Важно также не сводить половое воспитание к чрезмерной опеке (гиперконтролю). С пониманием относитесь к тому, что в 11—12 лет подростки предпочитают проводить время в обществе сверстников (преимущественно своего пола). Именно там у них формируются стереотипы возрастного полоролевого поведения. Дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них взрослых или старших сверстников (лексикон, способ отдыха, увлечения, украшения, прически, косметика и т.д.).

13—15 лет вступление в период половой зрелости. Часть девочек вступает в репродуктивный период. У мальчиков это время отмечено как начало периода юношеской гиперсексуальности, продолжающейся до 18—19 лет. Ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение, заключающееся в построении отношений с противоположным полом.

Для подростков 13—15 лет характерна полярность психики: целеустремленность, настойчивость, импульсивность могут смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать; повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении сменяется желанием уединиться; развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью, деструктивным поведением; нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Очевидно, что ладить с таким подростком нелегко. Замечательно, если к этому возрасту взаимоотношения родителей и ребенка хорошие, прочные, доверительные. Тогда подросток будет более открыт. В любом случае, необходимо уважать потребности детей подросткового возраста в формировании собственных границ и не нарушать их. Это важно, так как в этот период у детей развивается чувство личного, интимного пространства. И если взрослые уважают эту потребность, подростки постепенно учатся уважать и личную жизнь других людей.

Задача полового воспитания старших подростков — прививать ценности взаимной ответственности двоих влюбленных, заботы, уважения и душевной близости в интимных отношениях. Также важно рекомендовать подросткам повременить с началом половой жизни до того момента, когда они достигнут зрелости (18 лет), получат исчерпывающую информацию о сексуальности и смогут построить безопасные сексуальные отношения. Здесь важно отказаться от тактики запугивания, поскольку запретный плод всегда сладок, а подросткам свойственно рискованное поведение, высокий уровень негативизма, если есть давление со стороны взрослого.

Несомненно, полоролевое воспитание в семье — важный инструмент, с помощью которого можно заложить основы полоролевой социализации ребенка и способствовать выбору ребенком ответственного полового поведения. Но тот факт, что наименьшее количество подростков получает сведения о вопросах пола от родителей, заставляет отнестись к половому воспитанию в семье со всей серьезностью и ответственностью. Ведь недостаточная информированность детей в вопросах пола может принести подростку множество медицинских, психофизиологических, моральных и юридических проблем — от неврозов или венерических заболеваний до нежелательной беременности.

Безусловно, беседа на темы секса с подростком может смутить и его самого, и родителей. Именно поэтому так важно начинать половое воспитание ребенка в раннем возрасте и постоянно давать ему новые сведения о вопросах пола по мере взросления. Если в семье принято обсуждать подобные проблемы без ханжества, в спокойном тоне, тактично и доброжелательно, то при вступлении ребенка в сложный во всех отношениях подростковый возраст родителям легче будет беседовать с ним, да и ребенок легче пойдет на контакт.

Атмосфера доверия между родителями и детьми особенно важна, так как у детей возникает множество вопросов, которые они боятся задавать. Помогайте детям преодолевать застенчивость, проявляйте инициативу и вызывайте на разговор. А проблем, возникающих в подростковом возрасте в связи с бурным процессом полового созревания, существует много. Основные и характерные для большинства — гиперсексуальность, подростковая мастурбация, комплексы по поводу внешности и страхи. Эти основные проблемы могут привести к большому количеству других, вытекающих из них.

Гиперсексуальность находит выражение в самых разных явлениях. Это могут быть и эротические сны или фантазии, и раннее начало половой жизни, и беспорядочные половые связи, и высокий уровень половой возбудимости.

В отличие от ребенка предпубертатного периода, не осознающего своих сексуальных желаний, подросток уже разбирается в собственных ощущениях. Его сексуальное возбуждение зачастую не может найти удовлетворения, что нередко становится причиной регулярной или эпизодической мастурбации.

Сам по себе онанизм вряд ли способен нанести вред организму, однако это относится в большей степени к взрослым людям, уже имеющим опыт нормальной половой жизни, для которых мастурбация является лишь дополнением к обычному сексу. Для подростка же опасен не столько онанизм, сколько тот порочный внутриличностный круг, в который он вовлекает подростка.

Что делать, если ваш ребенок подвержен этой привычке? Прежде всего нужно постараться установить с ним доверительный контакт. Нельзя ругать подростка за занятия мастурбацией и, тем более, запугивать его. Никакими командными методами невозможно решить эту проблему. Вместо положительного результата вы лишь утратите доверие и, кроме того, рискуете усугубить его невротическое состояние. Учтите, что чаще всего подростковому онанизму подвержены дети с неустойчивой нервной системой. И помните, интимная жизнь ребенка заслуживает такого же бережного, деликатного отношения, как и ваша собственная.

Для того чтобы избавить подростка от этой привычки, необходимо в первую очередь объяснить ему те физиологические процессы, которые происходят в его организме, выяснить, какие именно причины толкают его на занятия онанизмом, и рассказать о вреде, который он сам себе причиняет. Почти каждый подросток склонен рассматривать собственные переживания как нечто исключительное. В том случае, если кто-то из взрослых одного с ним пола даст подростку понять, что все эти проблемы хорошо ему знакомы, он сумеет вызвать доверие к себе со стороны ребенка.

Гиперсексуальность подростков нередко приводит и к тому, что они рано начинают половую жизнь и нередко неразборчивы в половых связях. Методами запретов в таком случае также ничего нельзя добиться. Никакими способами вы не сможете помешать ребенку проявлять сексуальную активность, но своевременными советами можете помочь ему обеспечить безопасность и не чувствовать себя одиноким.

Терпеливые беседы и разъяснения по поводу конкретного вреда, который может причинить подростку подобный образ жизни, могут принести гораздо больше пользы, чем запреты и наказания. Ребенок должен чувствовать, что вы его любите и понимаете, что его проблемы знакомы вам и вы искренне хотите помочь ему. Постарайтесь, чтобы подросток твердо усвоил несколько основных моментов: опасно вступать в половые связи с незнакомыми или малознакомыми людьми; в любом случае необходимо пользоваться презервативами, которые предохраняют от возможного заражения и беременности; венерические заболевания подлежат тщательному лечению под врачебным контролем.

Как девочкам, так и мальчикам необходим полный спектр знаний о детородных функциях организма. Мальчик должен осознавать всю меру ответственности, которую он несет в случае беременности партнерши. Девочке же необходимо совершенно четко понимать, что слишком ранняя беременность принесет вред ее организму. Она должна иметь полное представление о том, что может забеременеть даже от первого полового контакта. Объясните девочке, какие последствия может повлечь за собой прерывание беременности — от серьезных гинекологических заболеваний до бесплодия.

В том случае, если у вас есть основания полагать, что дочь забеременела, не накидывайтесь с расспросами и требованиями признаться в этом. Такая новость всегда бывает шоком, поэтому прежде всего постарайтесь успокоиться. Разговор должен быть щадящим и в доверительном тоне. Ей самой тяжело, она испытывает страх, стыд, чувство вины. Лучше всего, если с девочкой будет разговаривать тот из родителей, с которым она легче идет на контакт.

Если выяснилось, что девочка действительно беременна, не набрасывайтесь с обвинениями. Всё уже случилось, необходимо думать о том, что делать дальше. Конечно, беременность не идет на пользу неокрепшему организму, да и проблем у юных родителей будет много, но в любом случае это предпочтительнее аборта, который может привести к бесплодию.

Еще одна проблема, всё больше и больше беспокоящая современную семью и требующая тактичности и понимания со стороны родителей, — это сексуальная ориентация ребенка. В наши дни гомосексуализм обуславливается возникшей на него модой в определенных кругах, связанных с богемой (эксцентричный стиль жизни), шоу-бизнесом и той информацией, которую несет музыкальная индустрия, киноиндустрия, интернет. Многие подростки в процессе развития склонны к экспериментам, в том числе в области секса, в силу стремления к новым и неизведанным ощущениям. Как правило, гомосексуальный опыт подростков заканчивается на стадии эксперимента и сам по себе не делает его гомосексуалистом. Однако, условно-рефлекторные связи, которые могут возникать у подростка во время гомосексуальных контактов, могут зафиксироваться в качестве гомосексуальной направленности.

Родители, как правило, перед проблемой гомосексуализма просто теряются, некоторые впадают в отчаяние, некоторые в панике пытаются предпринять меры. Гнев, ярость, угрозы, наказания могут только ухудшить проблему. Важно понять, что нельзя акцентировать внимание и придавать чрезмерное значение таким контактам, чтобы избежать стигматизации, проще говоря — не ставьте клеймо. Нужно постараться отвлечь подростка на что-либо еще, заинтересовать его каким-то занятием или сферой деятельности, сменить круг общения, прекратить контакты с людьми, склонными к гомосексуализму. Также важно понять, какой смысл имеют для подростка гомосексуальные контакты, ведь дело не столько в поведении, сколько в переживаниях личности: для кого-то гомосексуальные контакты имеют значение (есть объект привязанности), для кого-то нет и могут быть легко забыты.

Также важно знать, что среди основных причин и условий нарушения сексуальной ориентации, наряду с подростковыми сексуальными экспериментами, — нарушение половой роли в раннем детстве, так называемая допубертатная рассогласованность половой роли (идентичности). Вот почему важно помогать детям с раннего детства чувствовать свою принадлежность к своему полу, формировать позитивное отношение к нему и способствовать адекватному полоролевому поведению, в чем, собственно, и заключается полоролевое воспитание.

Особого внимания заслуживает проблема адаптации в замещающей семье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этот непростой период многие дети демонстрируют весь арсенал привычных действий, которые они могли наблюдать в неблагополучной семье (матерная ругань, действия с эротическим подтекстом, мастурбация). Например, пятилетний ребенок может демонстрировать сексуализированное поведение, не осознавая истинного его смысла. Неприемлемым поведением дети также провоцируют родителей, проверяя границы и пытаясь понять, насколько его действительно готовы принять и полюбить вместе со всем его тяжелым прошлым. Родителей, естественно, шокирует такое поведение малыша. Но стоит помнить, что для него эти переживания связаны с еще более тяжелыми чувствами.

Многие дети занимаются онанизмом, то есть раздражают свои половые органы, прикасаясь к ним различным образом, трутся ими о посторонние предметы, не зная о том, что это плохое поведение. Для многих из них это самостоятельно найденный способ снятия стресса в долгие часы пребывания без взрослых. Они могли подолгу оставаться одни в младенчестве, раннем детстве, и им нужно было избавиться от тревоги, которая охватывала их. Более того, многие девочки и мальчики просто не имеют необходимых гигиенических навыков, чтобы ухаживать за собой. Поэтому начинают чесать грязные места, а потом привыкают получать от этого удовольствие и успокоение. Чем сильнее стресс, переживаемый ребенком, тем чаще такого рода поведение. У многих оно становится стереотипным, то есть дети даже не замечают, что делают это, и весьма удивляются реакции окружающих. Считается, что подобное поведение в различной степени появляется у всех мальчиков в возрасте от трех до шести лет и у существенно меньшего числа девочек (последнее может быть объяснено не только тем, что их половые органы более скрыты, но и большей адаптивностью девочек, их большей общительностью).

Однако сам по себе онанизм фиксируется только у детей, которые надолго остаются без присмотра взрослых. А потому это не развращенность ребенка, а последствие недостаточного ухода за ним. Дефицит впечатлений, положительных эмоций и любви дети нередко восполняют с помощью мастурбации, иногда испытывая при этом чувство вины, пытаясь бороться с желанием. Из-за этого мастурбация может приобретать навязчивый характер. Следовательно, чтобы справиться с таким поведением, нужно окружать ребенка заботой и пониманием, и всякий раз, когда ручка ребенка тянется к интимному месту, отвлекать его, находя подходящее ситуации занятие. Принимающий родитель может мягко говорить о том, что ему не нравится такое поведение. Не стоит оставлять ребенка одного, когда он засыпает, потому что именно при засыпании многие дети привыкли делать это, чтобы снять напряжение и быстрее уснуть. Подобное поведение со временем прекращается, но, если оно становится постоянным и назойливым, скорее всего, ребенок испытывает сложности в психологической и социальной адаптации, и нужно обязательно обратиться к психологу и психотерапевту.

Отдел поддержки семей, принявших
на воспитание детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей,
ГУО Социально-педагогический центр Солигорского района
Фото с сайта micolock.ru