Картина Кирилла Халецкого раскроет детям и молодежи смысл государственных символов. Какой еще важный посыл содержит лента, узнал корреспондент «Настаўніцкай газеты» на предпремьерном показе.
Рассказать, избегая назидательности, дидактизма и пафосности, о достаточно серьезных вещах – задача непростая, казалось бы, даже для опытного, увенчанного лаврами мастера. Молодой белорусский режиссер Кирилл Халецкий, известный по фильму «Киношники», вместе с командой единомышленников решил эту задачу убедительно и красиво, сняв короткометражный фильм «Культурный код».
Это, по сути, еще одно кино про кино. Главные герои экспериментальной документально-игровой картины продолжительностью 35 минут – выпускники Белорусской государственной академии искусств. Будущий режиссер телевидения Лиза (Дарья Лазарчик) получает от мастера курса в исполнении Виктора Рыбчинского ответственное задание для дипломной работы: снять фильм о государственных символах Республики Беларусь.
В помощники симпатичной и энергичной девушке назначается начинающий оператор Иван (Владислав Солодов). Оба героя молоды, амбициозны и не слишком-то расположены работать в команде, особенно парень, мечтающий снимать авторское кино и безапелляционно сообщивший своей новоявленной леди-боссу, мол, избранная ею профессия женщинам противопоказана.
Однако слово за слово, и компромисс найден. Творческий дуэт с энтузиазмом принимается за съемки, интервьюируя на улицах Минска прохожих, а в официальных учреждениях экспертов в области новейшей истории, геральдики и музыки. Зрители любуются великолепно снятыми с высоты птичьего полета пейзажами и видами столицы, площадью Победы, оперным театром, Троицким предместьем, участниками парада, патриотического автопробега и т.д. А главное – узнают немало интересного и нового для себя об истории страны, создании герба, флага и гимна современной Беларуси и отношении к ним и юных, и более взрослых собеседников, ответы которых одинаково подкупают искренностью. Причем это, как подчеркнул режиссер, отнюдь не постановочные кадры.
– Кирилл, – обращаюсь к режиссеру, – а не боялись быть слишком, официозным, взявшись за такую серьезную тему?
– Тема действительно очень серьезная, я понимал это. Но передо мной стояла важная задача: раскрыть ее по-новому, с молодежным взглядом и так, чтобы было интересно смотреть даже самым маленьким зрителям. Наш фильм рассчитан на категорию 6+. И мне кажется, именно подобное переосмысление, экспериментальный подход к творчеству, симбиоз и сделали ленту уникальной. Потому что здесь есть и игровые моменты, и документальные. И в целом мы, надеюсь, все сделали правильно.
– Как считаете, вам удалось расшифровать культурный код нации или всей страны?
– Скажу как человек творческий: что такое культурный код – вопрос риторический. Точного ответа на него фильм не дает, но заставляет задуматься. Потому что культурный код для каждого белоруса свой, он внутри нас. И задача зрителя – найти его для себя.
Об исполнителях главных ролей режиссер рассказал следующее. В. Солодов работает в Белорусском государственном театре кукол, он профессиональный актер, много где снимался, у него большая фильмография. А его партнерша – выпускница нынешнего года Белорусской государственной академии искусств Д. Лазарчик. И это символично, поскольку в финале фильма герои оканчивают именно БГАИ.
Между персонажами, по словам К. Халецкого, конечно, возникает определенная химия, хотя зрителям, наверное, хотелось бы, чтобы завязалась любовная история. Но за 35 минут показать настоящие чувства было бы сложно. Тем более что главная тема другая, она обозначена достаточно четко: государственные символы Беларуси и их значение в нашей жизни.
Генеральный директор «Беларусьфильма» Юрий Алексей считает фильм «Культурный код» серьезным достижением белорусского кинематографа и ввиду особой важности темы надеется показать во всех или в большей части учебных заведений страны.
Владимир ПИСАРЕВ
Фото автора и БелТА