Сегодня в стране реализуется тренд на индивидуализацию и дифференциацию образования, и профильное обучение является важнейшим инструментом в достижении этой цели. Такое мнение в беседе с корреспондентом “Настаўніцкай газеты” высказал ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, доктор педагогических наук, профессор Александр Жук.

Качество, осмысленность и результат
— Более чем десятилетний опыт работы профильных классов педагогической направленности показал, что их открытие в учреждениях общего среднего образования — это не просто современная реальность, — уверен Александр Иванович. — Сегодня в Республике Беларусь последовательно реализуется тренд на индивидуализацию и дифференциацию образования, и профильное обучение является важнейшим инструментом в достижении этой цели.
Профильные классы позволяют не только повысить мотивацию учащихся, но и создать условия для более осознанного выбора профессии. Это особенно важно в контексте подготовки будущих специалистов, ориентированных на потребности экономики и общества. Мы как педагогический университет напрямую заинтересованы в том, чтобы абитуриенты приходили к нам с четким профессиональным самоопределением, а значит, и с более высоким уровнем мотивации.
Нужны ли профильные классы в каждой школе? Здесь стоит говорить о разумном подходе. Считаю, что профильные классы, безусловно, нужны. Но не в каждой школе и не любой ценой. В ряде школ, особенно в сельской местности, логичнее развивать межшкольные группы для реализации программы факультативных занятий. Главное — качество, осмысленность и результат.
В Беларуси за последние 4 года количество школ и гимназий, где открыты педагогические классы, стабильно прирастало. В текущем учебном году рост количества таких учреждений образования составил 8%. Мы считаем это следствием определенного насыщения учреждений образования педагогическими классами. Поэтому необходимо подумать о перспективном планировании сети профильных классов педагогической направленности, путях их расширения в отдельных регионах.
Педагогическая профилизация не должна быть формальностью. Она эффективна там, где есть кадровый и методический потенциал, реальный запрос со стороны учащихся и родителей, а также поддержка со стороны местных органов управления образованием.
Осознанное вхождение в профессию
— Педагогические классы действуют в наших школах уже не один год. Как вы считаете, их деятельность можно назвать результативной?
— Педагогические классы — это своего рода инвестиция в будущее системы образования, а также механизм раннего профессионального самоопределения молодежи. В этом учебном году состоялся 10-й набор в педагогические классы. Мы видим, что интерес к педагогической профессии растет, и сегодня мы можем с уверенностью говорить: система работает. С 2015 по 2024 год количество педагогических классов в стране увеличилось почти в 9 раз, количество учащихся в них — более чем в 6 раз. Особенно динамично это происходит за последние 4 года. В текущем 2024/2025 учебном году в 885 педагогических классах (группах) обучается почти 8,5 тысячи учащихся. К настоящему времени состоялось 8 выпусков педагогических классов. За этот период более 18 тысяч школьников прошли профильную педагогическую подготовку. Из них ежегодно до 80% поступают в учреждения высшего образования. Это говорит об их хорошей образовательной подготовке.
Ежегодно около трети выпускников педагогических классов поступает в учреждения высшего образования на педагогические специальности. Мы работаем над тем, чтобы по поручению министра образования увеличивать этот процент до 50% и более. Для этого нужна целенаправленная работа всех субъектов (школ, университетов, общественности, органов управления образованием, включая работодателей).
Можно ли считать результативной работу педагогического класса? Да, безусловно. Результативность здесь не в цифрах, а в качестве и осознанности выбора. В БГПУ сейчас каждый четвертый студент — выпускник педкласса. И это наши лучшие студенты. Они успешны в учебе (средний балл аттестата составляет 8,7 балла из 10). Они ответственны и активны в социальном плане. А главное, они мотивированные: те, кто пришел в профессию, увидели школу со стороны учителя и приняли взвешенное решение. А те, кто решил выбрать иной путь, тоже добились результата: они избежали случайного и, возможно, ошибочного выбора профессии. Мы не готовим педагогов вслепую, мы даем молодым людям шанс сделать осознанный шаг.
Важно отметить, что 97% учащихся педагогических классов положительно оценивают опыт, полученный во время обучения в педагогическом классе. Это означает, что даже если не каждый выпускник педкласса становится учителем, то полученные им на факультативных занятиях знания и навыки (soft skills) становятся ценным багажом как в учебе, так и в жизни: педагогические и психологические знания будут полезны молодым людям при выстраивании отношений в студенческом и рабочем коллективе, создании семьи, воспитании детей.

И, наконец, нельзя не упомянуть о главном социально-экономическом эффекте работы педагогических классов: большинство молодых специалистов, пройдя путь от педклассовца до студента и выпускника университета, работают в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования Республики Беларусь педагогами (около 50% из них — выпускники БГПУ). Их уровень профессиональной подготовки, по оценке руководителей учреждений образования, — это “отличное качество”. Мы получаем не только количественные, но и качественные результаты.
Таким образом, еще раз подчеркну мысль: педагогические классы — это не про количество, а про качество выбора, про осознанное вхождение в будущую профессию.
Наставник, мотиватор, проводник
— Учителя с какими профессиональными и личностными качествами должны преподавать в профильных классах? Ваш университет готовит педагогов к работе в профильных классах?
— Учитель, работающий в педагогическом классе, является ключевой фигурой, от которой зависит качество и результативность профильной педагогической подготовки учащихся. Это наставник, мотиватор, проводник в профессию.
Именно поэтому в профильных классах должны работать опытные, компетентные, увлеченные своим делом педагоги, обладающие не только глубокими знаниями в области педагогики и психологии, но и высоким уровнем коммуникативных навыков, эмпатии, лидерских качеств, способностью мотивировать подростков. Особую роль играет личный пример, ведь именно учитель формирует образ профессии у старшеклассников.
Мы анализируем состав педагогических работников, осуществляющих преподавание факультативных занятий “Введение в педагогическую профессию”. На сегодня преподавание факультатива осуществляют 750 педагогов, среди которых 67% — учителя, 16% — педагоги-психологи, 15% — администрация школ. Это преимущественно высококвалифицированные специалисты: 85% имеют первую или высшую категорию, 2% — категорию “учитель-методист”, 74% — стаж более 15 лет, у 10% стаж от 10 до 15 лет. Без категории работают только 7% педагогов, со стажем работы до 5 лет — 8%. Но, что важно, в столичных школах активно вовлекаются и молодые педагоги, что говорит о преемственности поколений.
В БГПУ проводится большая работа по организационно-методической поддержке и оказанию адресной помощи педагогам, работающим в педагогических классах.
Для них проводятся круглые столы, семинары, вебинары, разработаны образовательные программы повышения квалификации. С 2023 года БГПУ осуществляет реализацию образовательной программы “Теория и практика организации деятельности педагогических классов” для педагогических работников учреждений общего среднего образования. Практические занятия организуются на базе столичных школ-лабораторий учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования.
Богатое образовательное пространство
— В наших школах сейчас действуют совершенно разные профильные классы: инженерные, аграрные, правовые, военно-патриотические и т.д. Как вы считаете, это не уменьшает привлекательность педагогических и спортивно-педагогических классов?
— Ни в коей мере. Считаю, это только подчеркивает, насколько мы были правы, когда еще в 2014 году выступили с инициативой введения профильной педагогической подготовки в 10—11 классах школ Беларуси. Нас поддержал и Президент Республики Беларусь. Именно успешный опыт педагогических классов стал модельным образцом для расширения профильной подготовки. В стране появились классы аграрной, военно-патриотической, инженерной и других направленностей, что дает старшеклассникам больше возможностей для будущего профессионального самоопределения. К слову, в этом году мы впервые принимаем выпускников инженерных классов (на специальности природоведческого и физико-математического образования).
Убежден, что разнообразие профилей в школах не уменьшает их привлекательность. Разные профильные направления дополняют друг друга и вместе создают богатое образовательное пространство, где каждый обучающийся может осознанно сделать свой выбор.
А в условиях растущей потребности общества в квалифицированных педагогах и тренерах педагогические и спортивно-педагогические классы остаются важным звеном в системе подготовки молодых специалистов. Они помогают школьникам осознанно выбрать педагогическую или тренерскую карьеру, получить практические навыки и лучше подготовиться к поступлению в профильные учреждения высшего образования.
Понять свои интересы
— На ваш взгляд, выбор ребенком профильного класса способствует его точному профессиональному самоопределению? Как действовать учителю, если для него очевидно, что ребенок ошибся, выбрав определенный профильный класс?
— Выбор профильного класса — важный этап в профессиональном самоопределении учащегося, который предоставляет возможность погрузиться в определенную профессиональную сферу, попробовать себя в будущей профессии. Для этого в педагогическом классе в качестве одного из обязательных элементов программы факультативных занятий “Введение в педагогическую профессию” предусмотрены педагогические пробы. Старшеклассники пробуют себя в различных педагогических ролях: выступают в качестве помощника учителя, воспитателя.
Также программа факультатива предполагает изучение большого психологического блока (это 2 модуля программы), позволяющего учащемуся лучше понять свои интересы, склонности, способности, утвердиться в своем выборе будущей профессии или, наоборот, пересмотреть его. Такой подход помогает учащимся сделать осознанный выбор и избежать разочарований в будущем.
Однако мы должны понимать, что подростковый возраст — это время поиска, и не всегда первый выбор оказывается окончательным. Если учитель замечает, что учащийся испытывает трудности или утратил интерес к выбранному профилю, важно не осуждать, а поддержать. Необходимо провести индивидуальную беседу, выяснить причины сомнений, возможно, предложить консультацию с психологом или профориентологом. Главное — помочь учащемуся осознанно подойти к выбору будущей профессии, предоставить информацию о других возможностях и направлениях.
Важно помнить, что возможное изменение будущих профессиональных интересов — это естественный процесс. Наша задача как педагогов — создать условия, в которых каждый обучающийся сможет найти свое призвание и реализовать свой потенциал.
Перспективы развития
— Какое будущее, по вашему профессиональному мнению, ждет профильные классы в нашей стране?
— В нашей стране будущее профильных классов, в частности педагогической направленности, имеет благоприятные перспективы развития. Как показывает практика, белорусский опыт востребован, его изучают в странах СНГ, Китае и др.
Сегодня у нас есть возможность объединения ресурсов разных стран для решения задачи привлечения в педагогическую профессию мотивированной, академически успешной, занимающей активную гражданскую и жизненную позицию молодежи. Как пример совместной работы с российскими коллегами могу отметить создание Белорусско-российского ресурсного центра по научно-методическому сопровождению деятельности профильных классов педагогической направленности. По поручению министров образования наших стран совместными усилиями трех университетов (БГПУ, Московского педагогического государственного университета, Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого) были разработаны его концепция и модель. Центр позволит организовать на научной основе сопровождение деятельности профильных классов педагогической направленности за счет объединения информационных, коммуникационных, учебных, методических ресурсов субъектов педагогической профилизации двух
стран.
Дальнейшие перспективы развития профильных классов в нашей стране мы видим в нескольких направлениях.
Во-первых, с течением времени будет увеличиваться разнообразие профильных классов. Общество и рынок труда постоянно меняются, и учреждения образования совместно с работодателями должны адекватно реагировать на эти изменения, предлагая новые направления подготовки, которые соответствуют современным требованиям. Это может быть связано с новыми технологиями, экологией, предпринимательством и другими актуальными сферами.
Во-вторых, повышение качества образования в профильных классах станет приоритетом. Для этого мы уже сейчас ведем постоянную работу по обновлению учебной программы и учебно-методического комплекса факультативных занятий “Введение в педагогическую профессию”, включению новой актуальной тематики в содержание подготовки (например, использование искусственного интеллекта в работе учителя и др.), внедрению современных методов преподавания и обеспечению учителей необходимыми ресурсами для эффективной работы.
В-третьих, важно расширять взаимодействие по вопросам педагогической профилизации на всех уровнях системы образования: “школа — школа”, “школа — университет”, “университет — университет”; развивать международное сотрудничество со странами, заинтересованными во внедрении белорусского опыта педагогической профилизации.
Наталья КОСТЕНКО
Фото предоставлены БГПУ





