Усыновление: ценность счастливой семейной жизни

- 15:04Газета "Домой!", Новости

Каждый ребенок должен иметь семью! Эта истина является скорее нормой морали любого цивилизованного общества, нежели законодательным решением.

К счастью, вопреки всем кризисам и сложностям, есть люди, которые решаются на такой ответственный шаг, как принятие в семью ребенка, рожденного другими родителями. Среди всех форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление — единственная форма, которая ведет к решению проблемы социального сиротства через уменьшение численности таких детей, поскольку они становятся полноправными членами новых семей.

За период с января 2023 года и по настоящее время в Светлогорском районе 8 детей обрели новую семью в лице усыновителей. Перед специалистами, сопровождающими кандидатов в усыновители, стоит важная задача обеспечить должный уровень подготовки семьи к принятию ребенка. Прорабатываются самые распространенные варианты кризисных ситуаций, которые возникают между усыновителями и детьми, используются различные формы, методы и приемы работы с кандидатами в усыновители. Будущие родители обеспечиваются справочными, информационными и методическими материалами по вопросам, включенным в программу обучения.

Работа делится на несколько этапов. Первый — это диагностика, во время которой изучаются личностные качества кандидатов в усыновители, мотивы усыновления, родительские установки. В диагностике принимают участие все члены семьи.

Второй этап — проведение занятий, в ходе которых педагоги-психологи совместно с другими специалистами информируют о тонкостях законодательства, об адаптации ребенка в новой семье, о профилактике эмоционального выгорания, психическом и физическом развитии детей, тайне усыновления.

Одной из эффективных форм работы становятся групповые встречи кандидатов в усыновители с приемными родителями и уже состоявшимися усыновителями, в ходе которых усыновители и приемные родители делятся опытом принятия ребенка в семью, возникающими проблемами и способами их разрешения.

На таких встречах родители узнают много нового о воспитании детей, учатся понимать ребенка, познают новые возможности в подходах воспитания, осознают свои ресурсные воспитательные возможности, компенсируют пробелы в семейном воспитании.

В ходе подготовки каждой группы усыновителей возникают те или иные проблемные моменты, на которые необходимо обратить больше внимания. В связи с этим специалистами разрабатываются дополнительные занятия, в соответствии с возникшей проблемой.

Решение принять ребенка в семью обусловлено не одним мотивом, чаще всего их несколько, и диагностическое тестирование помогает определить ведущие мотивы. В некоторых случаях мотивы могут быть и деструктивными (страх одиночества, желание спасти брак, обеспечить себе поддержку в старости, замена одного ребенка другим, найти компаньона биологическому ребенку, жалость, сиюминутный порыв). Такие мотивы показывают, что кандидаты в усыновители не готовы к усыновлению. Специалистами в таких случаях проводится дополнительная работа с целью осознания кандидатом в усыновители истинных мотивов и анализа дальнейшей жизненной ситуации в случае принятия ребенка в семью. Также рекомендуется индивидуальная работа с психологом по отработке личностной проблемы. Как показывает практика, данной работы достаточно для того, чтобы кандидат в усыновители осознал, что не готов принять ребенка в семью.

Проблема взаимоотношений с родными и близкими ребенка является для кандидатов в усыновители одной из наиболее трудных и болезненных. С ней тесно связаны и другие, не менее важные проблемы: сохранение тайны усыновления, формирование идентичности ребенка, информирование об усыновлении, налаживание общения с родственниками. Кандидаты в усыновители высказывают такие переживания:

  • не почувствует ли себя ущербным ребенок, если узнает, что родители от него отказались или являются недостойными людьми (страдают алкоголизмом, психическими заболеваниями и т.п.);
  • не станет ли то, что ребенок усыновленный, причиной негативного отношения к нему окружающих;
  • не станет ли он меньше любить родителей, узнав, что они ему не родные;
  • не будет ли он впоследствии искать кровных родителей, чтобы уйти к ним.

При подготовке кандидатов в усыновители мы привлекаем уже состоявшихся усыновителей, которые рассказывают о плюсах и минусах усыновления, о сложностях, возникающих в воспитании детей, о способах преодоления возникающих сложностей на личных примерах. Так, Ирина и Валерий Митрахович, родители-воспитатели детского дома семейного типа отдела образования Светлогорского райисполкома, не только усыновили четверых детей, но и имеют неоднократный опыт передачи воспитанников на усыновление. Они рассказывают будущим родителям, что невозможно воспитывать ребенка в ситуации недоверия, пренебрежения его прошлым. И даже если принимать разные меры предосторожности (переезд в другой город, прекращение общения со знакомыми, имитация беременности), этого будет недостаточно для сохранения тайны усыновления. Самая твердая гарантия — это правда, которую ребенок должен узнать от усыновителей, и именно она будет являться главным условием хорошей воспитательной атмосферы. Если ребенок растет с осознанием того, что он не кровный, но его любят так же, как и других детей, опасность нарушения детско-родительских отношений не грозит.

Тайна усыновления может стать и причиной отмены усыновления, так как внезапное ее раскрытие (даже самым близким человеком) может стать травмой для ребенка, особенно если была раскрыта в подростковом возрасте, который характеризуется сложными особенностями развития и поведения. Когда подросток узнает, что он не биологический, он перестает доверять близким людям, считает, что его предали, и скорректировать детско-родительские отношения будет очень сложно.

В нашей практике был случай, когда ребенок-подросток, узнавший правду об усыновлении, изменился, появились девиантные формы поведения (воровство, уходы из дома, склонность к суицидальному поведению), впоследствии девочка разорвала отношения с матерью.

К сожалению, даже после успешного прохождения программы обучения кандидатами в усыновители не всегда после усыновления возникает дружная, полноценная семья. Бывают случаи, когда исходом становится отмена усыновления. Причины этому разные. Зачастую не все усыновители оказываются готовы к реальным проблемам, возникающим с детьми в любой семье. Им проще списывать поведение ребенка на гены, они отказываются от профессиональной помощи, полагая, что ребенка не изменить.

В случае возникновения такой ситуации специалисты в тесном сотрудничестве с органами опеки и попечительства всесторонне изучают семейную ситуацию, анализируют причины ее возникновения. Специалисты составляют план работы с семьей и ребенком, в который включены мероприятия по налаживанию детско-родительских отношений, по просвещению родителей и детей, по профилактике отклоняющегося поведения, исходя из конкретного случая. Пункты плана прорабатываются, делается промежуточный анализ реализации мероприятий плана, в случае необходимости вносятся дополнения. И если есть заинтересованность всех сторон, то результаты такой работы положительные.

Одним из показателей эффективности нашей работы с кандидатами в усыновители является то, что благодаря успешной подготовке кандидаты в усыновители принимают в семью не одного ребенка. Есть усыновители, которые усыновили уже двух, трех детей.

Эффективная подготовка и дальнейшее сопровождение семей усыновителей способствуют комфортной семейной ситуации, уменьшению числа отказов от усыновленных детей, в результате чего возникает меньше трудностей и осложнений в процессе их адаптации к новым семьям и воспитании.

Наталья ЛЕНТОВИЧ,
заведующий отделом
ГУО Социально-педагогический центр Светлогорского района
Фото Елены КАСЬЯН-ПАВЛЕНКОВОЙ